Хорошо сидим?..

Jul 07, 2020 12:43


У меня было две истории за пятнадцатилетний период здесь, о которых я не люблю вспоминать. В некотором смысле они похожи, а последствия и той, и другой для меня - чувство вины и неловкости. (А обе истории перекликаются ещё с одной, совсем давней, о ней я подробно рассказывала, но там суть другая).

Про один случай я точно писала, хоть и мельком, а о втором не упоминала никогда. Почему теперь решила рассказать? - Потому что тема оказалась слишком живучей, то и дело возникает не только «на горизонте», но и непосредственно в моей жизни.


Это всё о дружбе.
С одной из семей «северян» мы вскоре после приезда начали общаться, но не так, как общались с другими «северянами», Г. и В. (с ними мы дружили буквально «семьями», включая их сыновей), а частично. Василий был в то время не склонен к активным контактам, я и не настаивала. Мужу моей новой знакомой было, видимо, скучновато в дамском обществе, и он тоже не стремился составить нам компанию. То есть мы с В. общались просто друг с другом.
В. была искренне рада нашему знакомству. Она говорила, что только со мной может поговорить «нормально», а остальным неинтересны её «переживания». А мне вообще люди интересны со всеми их «переживаниями» (до тех пор, пока человек не сделает или не скажет что-то такое, после чего интерес к нему пропадает - иногда случается, да, хоть и редко).
Меня только сразу смутило одно обстоятельство: В. не представляла встречи без застолья. Я постаралась объяснить ей свою точку зрения. Говорю, ничего не надо готовить к моему приходу, и вообще стол накрывать не надо. Я из дома, как правило, голодной не выхожу. А если проголодаюсь вдруг, то не постесняюсь попросить какой-нибудь бутерброд. Самый простенький, с тем, что найдётся. С маслом. С сыром, если есть, или с салом.

В. просто в ужас пришла: «Нет, как это - не накрыть стол, не накормить гостя! Это же показать неуважение к человеку!» И рассказала, как она обиделась на сноху (сын с семьёй живёт в соседней деревне), когда та «встретила её» бутербродами. То есть свекровь пришла в гости, а у той на столе лишь хлеб, колбаса и сыр. «Я, если их жду, всю душу выкладываю! И то приготовлю, и другое, и пятое, и десятое...»

Что касается меня, я как раз после переезда решила кухней больше не напрягаться. Готовить необходимый минимум, если сверх того - то только под настроение и с хорошим самочувствием. (Кстати, далеко не факт, что настроение готовить совпадает с праздниками - скорее, наоборот). Кухня стала всерьёз утомлять, я должна рассчитывать силы, поскольку есть и другие занятия.

И что получилось в итоге? Понято что… Сходив несколько раз к В. и пару раз пригласив её к себе (с предварительной подготовкой, иначе - «неуважение»!), я стала оттягивать и откладывать «на потом» дальнейшие домашние встречи. Общение свелось к редким телефонным разговорам, которые вскоре прекратились, поскольку у В. сильно упал слух, и ко встречам на рынке.

После смерти мужа В. сильно сдала. Спрашивать «как ты?» было глупо с моей стороны, но и не спросить нельзя… «Здоровья совсем нет… Еле двигаюсь, и одышка… Но хуже всего - одиночество. Сын редко приходит...»
Я решаю, что сегодня же зайду к ней.
В., как будто услышав мои мысли, говорит: «Может, зайдёшь сегодня? Я приду с рынка, отлежусь, а потом сделаю окрошку, приготовлю картошку с грибами… Посидим, как раньше - как хорошо мы сидели...»
О, нет, я не могу - прийти на такое угощение. А отговаривать от готовки бесполезно. «Неуважение». Сказала, что лучше встретимся у меня, но не сегодня. Конечно, если бы я знала, что жить В. осталось меньше месяца, я бы поторопилась, нашла бы в себе силы, несмотря на жару, отстоять в кухне необходимую «вахту» и устроила бы для В. такие посиделки, какие она любила. Не знала, не поторопилась, не устроила.

А застолья, мне кажется, только портили наши встречи. Я после нескольких часов в кухне всегда была уставшей, что хоть и не снижало градус интереса к разговору, градус активности и «погружения» снижало заметно. Если же встречались у В., то она постоянно отвлекалась на то, почему я это не ем или то не попробовала. Перебьёт сама себя вопросом про еду, потом мысль не может вспомнить, хотя начинала что-то интересное говорить. И тому подобное. И это даже без спиртного.

Посиделки со спиртным мне вообще никогда не были интересны. Я не пью (организм не принимает), но понимаю, что людям бывает необходимо снять напряжение, расслабиться. Если им помогает алкоголь - ок.
Только я заметила, что «умные» разговоры, которые ведутся в состоянии подпития, далеко не так «умны», как видится подвыпившим собеседникам, а обычные разговоры, прерываемые вскриками, репликами невпопад и прочими словесными «кляксами», совсем не похожи на общение.
То есть в моём представлении расслабляться - это одно, а общаться - это другое.

Так вот, о живучести темы «застольных посиделок».
Ниже у меня есть пост про открывшееся у нас кафе. Мне понравилось и кафе, и его хозяйка. Поскольку она предложила дружить, я сразу изложила свою позицию. Предельно открытым текстом. Кухня меня утомляет, я застолья не устраиваю. С радостью покупаю у неё в кафе еду «на вынос» раз в неделю, чтобы хоть пару дней обходиться вообще без готовки. То есть когда из приборов в кухне включаю лишь чайник и микроволновку, а плиту - исключительно для того, чтоб сварить кофе.
На что мне было отвечено: «И не надо! Еду мы с собой принесём. Нам хочется просто погулять в саду, посидеть там...»
Пока что примерно так и есть. Но уже гложет червячок сомнения. Чувствуется какая-то негармоничность: принимать кавказских гостей без застолья… И на сказанное «не надо» мне эхом отдаётся в памяти старая шутка про рояль: «Рояль может быть любого цвета. Главное, чтобы он был чёрным» :) В общем, непонятно :)

о людях, жизнь в деревне, жители деревни

Previous post Next post
Up