Скрижаль истории. 2012 год минус 20 лет: по спирали или по кругу?

Feb 21, 2012 08:50


            Данный отрывок из моей публикации «Мятеж  во имя Закона» я решил поместить после некоторых сомнений. Главное, что при определенном развитии событий можно оказаться в роли вороны, которая «накаркала». Но именно сейчас много говорят о том, что мы «ушли от беспредела девяностых годов». Фраза эта расхожая, ставшая общим местом. А точно ли ушли? - Далее в порядке ориентировки даю без изменений свой текст из тех самых девяностых годов о событиях, происходивших ровно двадцать лет назад.

….Не менее предусмотрительными оппозиционного депутата Ильи Константинова оказались и власти. Именно 9 февраля 1992 года они впервые приняли серьёзные пропагандистские и полицейские меры для нейтрализации уличного оппозиционного движения в столице. Пропагандистские меры заключались в том, что в противовес собиравшимся у парка Горького в «поход на Белый Дом» проправительственными организациями у самого этого дома был собран достаточно многочисленный митинг. Полицейские меры принимались под предлогом предотвращения грозивших столкновений между участниками двух манифестаций. Однако отрядами милиции блокировались не только пути возможного движения от парка Горького в сторону Дома Советов. Полковник милиции Никитин получил распоряжение не допускать оппозиционеров и в сторону Манежной площади. Если бы он попытался данное распоряжение выполнить, то это неминуемо привело бы к столкновениям. Гибкость, проявленная в тот день полковником Никитиным, в дальнейшем обернулась для него скорой отставкой. Но манифестации прошли без жертв. Проправительственный митинг, показанный по телевидению, посмеялся над пародией Хазанова на Жириновского и утешился сведениями о том, что акция оппозиции собрала якобы намного меньше людей. Тем временем не показанная по телевидению не менее массовая оппозиционная манифестация отклонилась от направления на Белый Дом и дошла до Манежной площади под издевательские реплики в адрес собравшихся у Белого Дома «работников кооперативных туалетов» и звуки марша Великой Отечественной войны «Вставай, страна огромная!»…

…Первое побоище произошло спустя две недели - 23 февраля 1992 года.


Манифестацию, посвящённую Дню Советской Армии и Военно-Морского флота, заявил вместе с другими оппозиционными организациями Союз офицеров во главе с подполковником Станиславом Тереховым. В ходе предварительных переговоров с ГУВД Москвы подполковник категорически настаивал на сборе людей у Белорусского вокзала. Начальник ГУВД Аркадий Мурашов столь же категорически возражал против этого места, предупреждая об оцеплении милицией и намекая на площадь Маяковского как более приемлемое для властей место сбора. Соглашение во время переговоров достигнуто не было. Но руководители «Трудовой России» уже после переговоров назначили местом сбора площадь Маяковского. Утром 23 февраля эта площадь оказалась оцепленной нарядами милиции и ОМОН, грузовиками и автобусами. Движению в сторону центра препятствовала колонна автомобилей, перегородившая улицу Горького. Но два соседних автомобиля по неизвестным причинам на какое-то время раздвинулись. Около 15 тысяч человек вошли в образовавшуюся брешь и двинулись по улице Горького к центру. После этого автомобили вновь загородили проход, в результате чего демонстрация была рассечена надвое. Пришедших в движение по улице Горького встретили цепи ОМОН со щитами и дубинками. Первая в Москве за годы перестройки кровопролитная стычка между ОМОН и демонстрантами произошла у здания гостиницы «Минск», обнесённого строительными лесами. Во время схватки на крыше милицейского фургона показалась фигура молодого человека с красным знаменем. Через верхний люк фургона милиционеры втянули его внутрь машины. К фургону устремилась масса людей, которая принялась раскачивать автомашину, угрожая её перевернуть. Спустя короткое время тот же молодой человек со следами побоев и со своим красным знаменем оказался на лесах гостиницы «Минск». Там же появился Виктор Анпилов с мегафоном, затем генерал Альберт Макашов, пришедший к этому месту с противоположной стороны улицы Горького. На лесах были укреплены флаги родов войск. Митинг состоялся здесь же, у гостиницы. Возбуждение людей было настолько сильным, что требовало новых действий. Не желая расходиться, манифестанты проследовали от гостиницы «Минск» в сторону Арбата. Наткнувшись на преграду из грузовиков, загруженных бетонными плитами, они изменили направление движения, решив идти к американскому посольству. Однако и на этом пути встретили цепь ОМОН, угрожающе бьющую в такт дубинками о щиты.

Отличительной особенностью восприятия событий 23 февраля оппозицией было стремление избежать прямых обвинений в адрес непосредственных исполнителей из числа милиции и ОМОНа. Этот нюанс имеет большое значение для тех, кто пытается объективно разобраться в событиях, приведших к трагическому финалу 3-4 октября 1993 года. Сведения о том, что сотрудники милиции и ОМОН действовали против своей воли, под принуждением, под страхом репрессий, что они вот-вот восстанут против властей, - такие сведения неизменно циркулировали внутри оппозиции после всех стычек 1992-1993 годов. В частности, сразу после 23 февраля появился слух о том, что офицеры дивизии им. Дзержинского (4 тысячи военнослужащих этой дивизии 23.02.92 г. участвовали в операции против демонстрантов) якобы поголовно возмущены привлечением их к «грязной акции против народа»…

…Очередная крупная уличная оппозиционная акция состоялась 17 марта 1992 года и была названа Всенародным Вече. Она прошла на Манежной площади без столкновений с милицией. Два момента позволяют сказать, что данное «Вече» как бы завершило один и открыло другой период развитии уличной оппозиции в столице.

Прежде всего, «Вече» завершило процесс количественного роста числа участников уличных выступлений. Никогда - ни до 17 марта 1992 года, ни после него - митинг оппозиции не собирал столь большого числа участников…

оппозиция, история, демократия, Россия, митинги

Previous post Next post
Up