От КПСС к ПТР. 4. КПСС изнутри. 4-1. Фига в кармане.

Feb 04, 2013 19:54


Разговор о социальных группах внутри КПСС сложен не столько сам по себе, сколько вследствие необходимости большого количества предварительных пояснений, постоянного учета этих предварительных пояснений при изложении самого материала, опасности соскальзывания в сферу личностных психологических характеристик там, где речь идет о характеристиках целых социальных групп. Попробуем начать с того, чтобы все-таки изложить те предварительные пояснения, которые необходимо учесть и не забыть.

Во-первых, речь пойдет именно о социальных группах, то есть о достаточно больших группах, исчисляемых десятками тысяч, сотнями тысяч, миллионами людей.

Во-вторых, речь пойдет прежде всего о социальных группах внутри партии, внутри КПСС. Хотя ВСЕ эти группы (за вычетом одной только собственно «партноменклатуры, о которой мы тоже скажем) существовали не только и не столько в партии, но и в обществе в целом.

В-третьих, сама группировка, сам выбор социальных групп определен конечной целью: мы хотим понять причины фактического самоубийства КПСС в связи с возможным появлением ее преемницы в лице Партии Трудящихся России. То есть нас интересует не любая группировка, а та, что важна с указанной точки зрения. Например, понятно, что в КПСС были, скажем, мужчины и женщины - но рассмотрение ТАКОЙ группировки членов КПСС нам с точки зрения поставленной цели ничего не даст. И мы будем рассматривать те группы, которые важны именно для нашей цели.

В-четвертых, наряду с рассуждениями общими, наряду с оценками, наряду со статистическими данными будут приводиться и отдельные примеры, в том числе и отдельные реальные лица, поскольку они выпукло воплотили в себе то, что важно для понимания той или иной среды, ее образа жизни, ее оценок, ее видения жизни, ее логики поведения. Перед нами предстанут типажи подчас небезызвестные. И кто-то из воплощенной таковым типажом среды справедливо скажет: «Нет, я не такой! Я хороший!» - Таким предлагается понять один пример: Тургенев был великим русским писателем, мы все ценим Тургенева, но склонность российского барства жить в парижах и тратить созданные их крепостными «целковые» на всяких там полин виардо - эта склонность привела к серьезным историческим последствиям для российских помещиков.

В-пятых, мы начнем с социальных сред не самых многочисленных. Тут важно понять, что у каждой социальной среды есть как бы энергия потенциальная, и есть энергия кинетическая - энергия движения. Далее планируется рассказать о шести социальных средах внутри КПСС. При этом шестая по счету среда - самая многочисленная, самая массовая, потенциально самая мощная, но так и не превратившая эту свою потенциальную энергию в энергию кинетическую, в энергию движения. Историческая реалия в том, что направленность историческим процессам в тот момент задали столкновения между собой пяти не самых больших социальных сред.



В-шестых, можно предвидеть обвинения в том, что предлагаемые материалы якобы подменяют «групповым анализом» или «анализом сред» некий «классовый анализ». С такими обвинениями придется разбираться по ходу, так как наше «введение» уже выходит по объему за рамки разумного.

Итак, познакомимся с типажом из социальной среды номер один - самой немногочисленной, но развившей наибольшую активность:

Виталий Коротич, член КПСС с 1967 года. Стал известен в «перестройку» как редактор наиболее популярного журнала «Огонек».  Поэт из Киева. Начертавший когда-то строки:

Жизнь после Ильича
полна значенья
тогда лишь, если жить,
как жил Ильич.
Идти к нему.
Взойти.
Так на рассвете
восходят к солнцу
птица и росток.

И как же такого было не принять в КПСС? Да к тому же он был еще и жесточайшим критиком «происков Америки». В книге «Лицо ненависти» заявлял: «Наглая антисоветчина самых разных уровней кружится, насыщая воздух, как стая таежного гнуса. Так быть не должно, не может; и так оно продолжается практически без перерывов с конца 1917 года.»

В дальнейшем про тот же 1917 год Коротич написал так: «Петроградский переворот 1917 года был прежде всего катастрофой моральной. Именно аморальность системы привела к тому, что живем мы так плохо..»

Это, так сказать, личное. Многие другие из этой среды использовали другие формулировки и в другое время. А вот то, что заставило нас отнестись к этому лицу именно как к типажу:

В 1991 году сей советский писатель и член КПСС уехал в США. Через семь лет вернулся, устроился на Украине…

«И дым Отечества нам сладок и приятен»! А коли так, то сладостей и приятностей вдвое больше, ежели Отечеств два. И еще больше, если их три… Тут важно понять, что мы говорим не об «отщепенцах» и не о психологических вывертах. Среди таких вот сыновей и дочерей сразу нескольких отечеств были даже свои подвижники, готовые хоть на нары, хоть на баррикады пойти. И даже пожертвовать собой - во имя интересов своей социальной группы. В нашем советском обществе и в партии была такая вот социальная среда. Немногочисленная, но весьма активная. Ее хватало, чтобы задавать тон среди писателей и журналистов. Или чтобы заполнить зал суда, визжать, ныть и вопить, когда Иван Шеховцов подал иск в защиту чести и достоинства Сталина.

Некоторое представление о количественных характеристиках этой социальной среды можно получить, если вникнуть в такие вот данные:

В учебнике английского языка, вышедшем в 2008 году под редакцией некого Меррика Уолтера, можно прочитать, что на 2000 год в США оказалось 3 миллиона граждан, родившихся «в русскоязычных странах» - то есть в СССР. Речь идет об 1,1 миллиона семей. 57 процентов этих семей имеют в США свой дом. Средний доход этих семей составлял в 2000 году 36 800 долларов при том, что средний для американских семей доход был существенно ниже - 27 300 долларов.

Более половины (53 процента) граждан США, родившихся в СССР, имели в 2000 году высшее образование!

Русскоязычная диаспора из уроженцев СССР оказалась в США второй по численности после выходцев из Мексики. Основные районы проживания советско-американских граждан - Нью-Йорк, Нью-Джерси, Калифорния, Иллинойс.

В учебнике также говорится, что вместе с Канадой советско-американцев может быть 5 - 7 миллионов человек.

Вероятно, еще одним центром притяжения для русских и советских стал Израиль. Немало «советских» выехали и в Германию.

«Советские» иностранцы весьма активны в блогосфере.

Проблема нейтрализации этой социальной среды, либо ее адаптации - не была решена КПСС. Вот почему в первых же набросках к уставным и программным документам ПТР появилась фраза «а не сделками за пределами России».  ЭТУ социальную среду запускать в ПТР нельзя! У ЭТОЙ социальной среды должна быть своя партия. И тогда будет возможно как-то адаптировать эту социальную среду к обществу в целом.

Хотя, конечно, эти патриоты сразу нескольких отечеств, бывшие незначительным меньшинством, не смогли бы довести КПСС до самоубийства, когда бы наряду с данной социальной средой не действовали еще две среды. Векторы интересов у этих трех сред не всегда совпадали, но они оказывались в одном направлении, что приводило к сложению по известному из физики правилу «параллелограмма сил». (Продолжение следует)

история, политика, партии, Партия Трудящихся России, КПСС

Previous post Next post
Up