Русский волк и белорусский заяц?

Jul 03, 2010 15:25

Тракторы, включая седельные тягачи

872

Автомобили (в основном большегрузные)

692

Сыры и творог

418

Мебель

363

Холодильники, морозильники и оборудование

285

Запчасти для автомобилей и тракторов

254

Молоко и сливки сгущеные и сухие

339

Двигатели внутреннего сгорания

166

Говядина мороженая

128

Свинина

105

Масло сливочное и прочие молочные жиры

187

Шины

215

Другие товары

4190

Всего:

8214

Другими словами: если бы Беларусь закупала нефть и газ не в России, то у России в торговле с Белоруссией было бы отрицательное сальдо на сумму 2 миллиарда 625 млн. долларов.

Однако считается, что Беларусь закупает нефть и газ в России по ценам ниже мировых рыночных цен. На этом и основано известное утверждение, что «Россия дотирует Белоруссию». Соответствует ли оно действительности?

Чтобы корректно ответить на этот вопрос, придется вникнуть в некоторые детали:

Деталь первая: До сих пор мы говорили о нефти и газе вместе. Между тем, по разделу «нефть сырая, включая газовый конденсат» Белоруссия закупила у России сырья на сумму 9миллиардов 492 миллиона долларов.  А вопрос о газе обошелся белорусам всего лишь в 2 миллиарда 676 миллионов долларов. То есть с точки зрения «цены вопроса» нефть более чем втрое важнее газа.  Здесь уже вполне правомерен вопрос, почему же совсем недавно была именно «газовая война»? Ведь с точки зрения доходов для России и расходов для Беларуси нефть несоизмеримо важнее.

Здесь дело в том, что Беларусь и так покупает в России нефть по так называемым «мировым рыночным ценам». Надо только понять, что такое «мировая рыночная цена» по отношению к нефти. Очевидно, это такая цена, по которой продавцу выгодно продать, а покупателю выгодно купить при наличии многих продавцов и многих покупателей. По какой же цене России выгодно продавать свою нефть? Вспомним: не далее как в январе 2006 года Минфин РФ ориентировал бюджет страны на цену барреля нефти всего лишь в 27 долларов. То есть по такой вот цене России продавать нефть было бы все равно выгодно. Далее: по общеизвестным и общепринятым экспертным оценкам, на мировом нефтяном рынке только одна пятая часть компаний является реальными производителями или потребителями нефти. А четыре из пяти компаний - это перекупщики. Фактически нефть на «мировом» рынке» продается еще до того, как она поступила в нефтепровод или в танкер. Пока эта нефть свершает свой путь в нефтепроводе или в танкере, ее по несколько раз продают. До потребителя нефть доходит уже из третьих или четвертых рук. При этом реализуются самые головоломные схемы. Например, что значит для компании в США закупить нефть марки «Юралс» в России? Как эту нефть реально доставить в США - и зачем? Ясно, что такая «закупка» осуществляется для перепродажи или обмена на какую-то другую нефть. И поэтому и только поэтому мы вправе говорить: наша нефть марки «Юралс» поставляется на «мировой рынок».  На самом-то деле она дальше того, что позволяет унаследованный от СССР нефтепровод «Дружба», никуда не поставляется.

Вникнув в это, мы легко поймем: реальному потребителю нефти выгодно максимально сократить количество посредников между ним и реальным поставщиком. И тут-то мы начинаем понимать всю значимость одной цифры. Вот мы говорим: «Беларусь импортирует из России». Но Россия-то большая! При внимательном взгляде выясняется, что треть белорусского импорта из России - это импорт из одной только Тюменской области! Очевидно, белорусы нашли возможность покупать нефть по вполне «мировым ценам», но с минимальным количеством посредников. И у властей РФ нет корректных способов что-то тут изменить. Ведь тюменские производители с удовольствием нефть продают (первое условие «мировой рыночности» выполнено). Белорусы - покупают (второе условие тоже выполняется). У тюменских компаний есть и альтернативы (то есть и третье условие выполнено), но им и горя мало, что множество перекупщиков не у дел, потому что свои принятые на мировом рынке деньги они от белорусов получают.

Как мы видим, здесь никто никого не дотирует. Дотируемым тут оказывается только один субъект - правительство РФ. Потому что оно, не являясь поставщиком или потребителем нефти, «снимает пенку» в виде пошлины. Вот за эту-то «пенку» и сражалась власть РФ, когда со скандалом увеличивала пошлину на нефть для Беларуси.  Тем самым правительство РФ било, между прочим, не только по Беларуси, но и по производителям нефти в Тюмени.  Зачем же оно это делало? - На этот вопрос попытаемся ответить в конце публикации. А пока отметим только очевидный психологический аспект. И состоит он в том, что «жаба заела», что стала душить зависть к партнеру, который сумел создать два современных нефтезавода и поставлять уже не нефть, а бензин высочайшего европейского качества. Сами власти РФ на такой подвиг оказались неспособны. И порешили «сесть на хвоста» белорусам. А мы, разобравшись в первой «детали», вправе сказать: по части нефти Беларусь дотирует Россию.

Деталь вторая: Притчей во языцах стало утверждение, будто Беларусь получает со значительной скидкой «российский газ». Однако вникнем в физический смысл слов. Кто доказал, что Беларусь получает именно газ российский? В российских газопроводах - смесь. И в этой смеси немалая часть газа среднеазиатского.  Последний несколько лет назад продавался по цене всего лишь около 70 долларов.  Если бы Беларусь закупала газ непосредственно в Средней Азии, то России оставалась бы только роль транзитёра - ровно такого же, как и сама Беларусь при перегоне газа из России в Западную Европу. Но «Газпрому» выгодно изобразить дело так, будто бы он в поте лица сам добывает среднеазиатский газ, что он является производителем этого газа. Под этот миф существует система договорённостей между РФ и среднеазиатскими государствами. И до поры до времени Беларусь взирала на эти договорённости и подчинялась правилам этой игры. Но вот совсем недавно в Беларуси оказался господин Бакиев. И очень может быть, что этот факт поставил под угрозу некоторые из устоявшихся конструкций «газового рынка». В любом случае у белорусов есть возможность спросить, на каком основании Россия является монопольным скупщиком среднеазиатского газа. Основание здесь только одно. Просто географически Россия пролегла между Беларусью и Средней Азией. Даёт ли ей это право препятствовать Беларуси пойти в качестве покупателя на среднеазиатский газовый рынок? - Конечно, такого права у России нет. Но считается, что у неё вместо права есть сила. А как известно, сила есть - ума не надо.  Но даже и тут - ошибка. Даже совсем недавний инцидент «газовой войны» доказал: сила против ума проигрывает! Оказалось, что всё наше мощное государство и весь наш мощный «Газпром» не в состоянии даже просчитать «дебит-кредит». Для нападения на Беларусь они выбрали такой момент, когда были сами должны(!!!). Наезд на «должника» окончился тем, что «должнику» заплатили десятки миллионов долларов. Такого позорища вряд ли можно найти в истории дипломатии. И даже в истории чисто бандитских разборок такого позора ещё поискать.

Вообще вся эта игра мифической мускулатурой уже заканчивалась для России весьма плачевным образом. Например, пленением целой «неопознанной танковой колонны» в сентябре 1994 года. Ужасающим разгромом наших бронетанковых штурмовых отрядов в новогоднюю ночь на улицах Грозного. Позором хасавюртовской капитуляции… В этот перечень сейчас добавился ещё и позор июньского «выбивания денег» у Беларуси, которой сами оказались должны. В целом власть РФ и её корпорации демонстрируют полную неспособность организовать хоть что-нибудь. Об организации производства я уже и не заикаюсь. Организовали бы хотя бы квалифицированный наезд. Хотя бы на белорусского «зайчика». Но даже от этого «зайчика» по своей же собственной логике получили - получили собственным салом себе же по мусалам.

Беларусь вовсе не такой уж бессильный «зайчик», как это многим кажется. А повадки российского «волка» заставляют усомниться в том, что он волк, а не дворняжка. Вилять хвостиком перед Западом и облаивать своих - это не характерно для волков, но бывает у дворняжек. Лично я совершенно убеждён, что в случае серии серьёзных конфликтов между Беларусью и Россией последней придётся в конечном итоге капитулировать. Беларусь ещё не нажала на такую педаль, как разоблачения российского империализма перед европейской общественностью. А ведь и то сказать: Беларусь наглядно может показать европейцам, что русские собираются делать со страной, попавшей от них в энергетическую зависимость. И показать европейцам хотя бы появившееся в наших книжных магазинах издание с картой России на обложке. Там Россия заняла собой всю Европу и имеет свои административные центры в Москве, Петербурге, Берлине, Париже и Константинополе.

Что же заставляет власть РФ наезжать на Беларусь? Почему уже два дня подряд Михаил Леонтьев использует государственную программу «Время» для откровенных наездов на руководство Беларуси?

Традиционный ответ, будто за этим стоят интересы каких-то крупных российских капиталистов, - такой ответ не может нас удовлетворить. Как мы видим, в случае с поставками нефти действия властей РФ даже противоречат интересам российских капиталистов. «Газпром» является по сути государственной корпорацией, так как в его уставном капитале более 50 % в руках у государства. Поэтому своих самостоятельных интересов он, как фактическая часть государства, иметь не может. Какими же в таком случае интересами объяснить политику «наездов» на Беларусь?

Здесь надо учесть то, что говорилось о социально-экономическом строе в современной России в седьмой и восьмой лекциях о марксизме. Сегодня государственно-капиталистическая монополия РФ как основной субъект всей экономической деятельности в РФ является силой, в высшей степени зависимой от различных случайных веяний. Она подобна стрелке компаса в магнитной аномалии. И на сегодня наиболее заметное воздействие на эту стрелку оказывает псевдопатриотическая аномалия.

У последней есть своя история. Она состоит из тех, кто в своё время «целился в коммунизм - а попал в Россию».  Научного понимания или хотя бы ненаучного понимания интересов России данная аномальная сила не имела и не имеет. На сегодня политико-экономической основой этого аномального явления является так называемая «теория конечного потребления» (Хазин). Как это принято у русских,  разработкой собственно теории последователи этого направления по-обломовски не озаботились. Не удосужились даже пояснить, какое же именно потребление «конечное». По логике вещей получается, что конечными потребителями являются только похоронные бюро и фирмы, заведующие свалками. Но гордым наследникам  маниловско-обломовско-хлестаковских «идей» на любую теорию и в особенности на отсутствие теории плевать. Они отсутствие «теории конечного потребления» дополняют ещё и термином «паритет покупательной способности». Для чего нужен этот «паритет»? А вот если вы: 1)считаете заподло использовать (а уж изучить и подавно!) трудовую теорию стоимости Адама Смита и Карла Маркса; 2)и не хотите вслед за всеми прочими экономистами измерять стоимость долларами США; - то на этот случай вы придумываете словосочетание «паритет покупательной способности». И с умным видом изображаете, будто это словосочетание что-то значит. (Например, смотри здесь). Господин Хазин является консультантом господина Леонтьева. Последний систематически дезориентирует общественность и руководство РФ тенденциозно истолкованной информацией (например, о среднесрочном пребывании акций в одних руках, как показано у меня в «Кардиограмме капитализма»). Свойства «прицела» у господ вроде Михаила Леонтьева нами уже охарактеризованы. Напомню: они «целились в коммунизм - а попали в Россию». Теперь им кажется, что они прицелились в белорусского зайчика. Но уже своей июньской «газовой войной» угодили прямо по морде российской дворняжке. Которая мнит себя волком. И которую российской общественности пора начать дрессировать.

политика, капитализм, Россия, Беларусь, экономика, власть, социализм

Previous post Next post
Up