Русскость. 12)Россия в будущем.

Dec 06, 2012 17:05

         
          Если будущность (слово Карамзина) вообще будет, то некоторые ее стороны можно предсказывать с очень большой вероятностью.

Например, в обозримом будущем русские почти наверняка продолжат говорить «у меня есть…» вместо немецкого «я имею» (ich habe) или английского «я завладел» (I’ve got). Они по-прежнему будут не только дружить друг с другом, но даже и ненавидеть друг - друга(!). А значит, «гений языка», о котором писал Герберт Хан, будет по-прежнему нашептывать своим российским сынам и дочерям нечто очень важное, закладывать лингвистическими методами код национального сознания, мышления, эмоциональных переживаний, сознательных или подсознательных оценок, - код национального характера.



Еще меньше сомнений в таком вот прогнозе: Никто уже не сможет «вырубить» из истории того факта, что первый запуск искусственного спутника Земли и первый полет человека в Космос совершены «нашей» цивилизацией. Неизвестно, кто и как будет называть нас спустя столетия, но речь будет идти именно о нас. Мы - первая космическая цивилизация на планете Земля. И даже если спустя столетия все другое позабудется и растеряется, то все равно наша цивилизация уже состоялась как цивилизация великая, сумевшая перешагнуть важнейший рубеж всемирной истории всего рода людского.

Одна из сторон России Великой уже проявилась, уже стала геоисторическим фактом. Мы уже можем сказать: наша цивилизация «была не зря». И даже если мы сами вдруг начнем истерично отрекаться еще и от этого, даже если сами примемся в припадке бешенства сносить еще и памятники Гагарину, то все равно за нас и вместо нас великие слова признательности и восхищения произнесут другие,  и будут повторять их и через столетия.

Есть и еще несколько сторон России Великой, которые уже являются фактом. Тем, что будет вызывать удивление и восхищение у людей, которые станут оценивать величие нашей страны с дистанции столетий. Мы не должны стесняться сказать об этих сторонах уже сегодня. Но для начала остановимся на другом.

По так называемому «уровню жизни» Россия всегда отставала и сейчас отстает от «Запада». От американцев, англичан, немцев, французов и так далее. Сможет ли Россия когда-либо догнать Запад по бытовым удобствам, по «качеству жизни», по ее «уровню», как принято ныне выражаться?

Климатические условия в России таковы, что Россия по этим показателям не была и не будет в состоянии догнать Запад. Она способна его только перегнать.

Вот именно так: Россия не может догнать, она может только перегнать. Дарю фразу юмористам и с удовольствием посмеюсь, когда ее станут «терзать». Ее внутренний смысл все равно никто не растерзает и не опровергнет.

О чем идет речь? В рамках ныне существующих потребностей и критериев богатства или бедности средний гражданин России не сможет догнать по «богатству», по удобствам, по «уровню жизни» среднего американца, англичанина, француза, немца и так далее. Это исключено природно-географическими, климатическими факторами. Хотя бы теми же дорогами. Их все рано «не хватит» в такой огромной стране, как наша. Они все равно потребуют затрат больше, чем на Западе, при их строительстве (глубина промерзания!), при их «чистке» от снега и льда, при потребности в их учащенном ремонте. И все равно, как ни ремонтируй, но зима сумеет проникнуть в микротрещины и микрополости асфальтового покрытия и «разукрасить» его  зримыми ухабами. На этих ухабах российский обыватель все равно станет восклицать о «дураках и дорогах». И будет вспоминать о «цивилизованных» дорогах в Германии, станет в очередной раз перенимать «немецкий опыт», позаимствует у Запада механизмы, формы организации дорожного дела, разделит дороги на «частные» и «нечастные» и будет трястись по тем и другим, пока не найдет принципиально новых подходов или к дорожному делу, или к транспортному делу вообще. В этом, как и в очень многом другом, русский человек просто обречен на то, чтобы не догонять, а перегонять. Это очень смешно, но это так!

В двадцатые годы двадцатого века Россия осталась без каучука. И как-то сразу нашла, что делать: синтезировать его промышленным способом. У меня мало сомнений, что Россия в обозримом будущем «сладит» и с дорожной проблемой. Но только не в рамках тех материалов, механизмов и методов, какими «сладил» с этой проблемой Запад. Может быть, в каком-то городе России (скорее всего не в Москве, а где-нибудь в Сибири) в один прекрасный момент скажут: долой преклонение перед асфальтом, который вообще не для России, да здравствует….! Уже сейчас в России есть ученые, способные продолжить фразу. Но даже если мнение этих ученых ошибочно, то найдутся и другие, которые придут к верному решению.

И так во множестве других вопросов. Русский человек самой природой своей страны обречен на то, чтобы не догонять, а перегонять. Стоит обмолвиться: самой по себе потребности именно в «догонянии» или «перегонянии» у русских нет. Отсутствие зависти отмечено Гербертом Ханом как одна из прекраснейших черт русского национального характера. Россиянин просто продолжит обустраивать свой быт, и логика вещей заставит его создать жизнь более богатую,  нежели в западных странах.

Некоторые черты этой более богатой жизни, этого качественно нового уклада можно попытаться предугадать.

Широкие российские просторы дают россиянину возможность и далее реализовывать и углублять его склонность быть одновременно и горожанином, и сельчанином, иметь жилище и в городе, и в деревне, работать в какой-нибудь городской «фирме» и обрабатывать свои «сотки», ездить в отпуск или на каникулы из города в деревню, а из деревни в город. Со временем у большинства россиян будут свои квартиры в городах и нечто вроде коттеджей в сельской местности.  То, что на Западе доступно немногим, у нас на глазах уже становится «необходимым» и привычным достоянием почти всех.

Если вслед за некоторыми социологами отнестись к самому по себе труду как к человеческой потребности, то уже сейчас обозначились качественно разные подходы к удовлетворению этой потребности в России и на Западе. В России процесс труда не характеризуется и не будет характеризоваться той внешней психологической напряженностью, той, если угодно, «интенсивностью», которая характерна для Запада. В России геоисторические условия диктуют необходимость иного, менее «интенсивного», но более осмысленного и творческого труда, нежели на Западе. В России тише едешь - дальше будешь. В этом контексте стоит еще раз вспомнить примененный здесь психолингвистический подход и еще раз подивиться прозорливости народного гения - то есть совокупного гения всех, говоривших либо говорящих по-русски. Этот совокупный разум давным-давно угадал специфику той деятельности, которая отвечает геоисторическим условиям страны. И запечатлел эту специфику в одной из важнейших и очень показательных логико-грамматических конструкций. Речь уже шла об этой очень важной конструкции, соответствующей английскому обороту to be going to do something. Обратим еще раз внимание на то, как решительно и бесповоротно о запланированном действии говорит англичанин. Ведь буквально англичанин, используя эту конструкцию, говорит не что иное как "я уже иду делать" - I'm going to do. У немца запланированное действие на секунду застревает в голове: ich bin im Begriff zu tun - буквально означает "я в понятии делать". У итальянца такое действие на какое-то время задерживается в ногах: Io sto per fare - буквально "я стою делать". Русский во всех этих случаях говорит "я СОБИРАЮСЬ делать". И если к этому вот "собираюсь" отнестись опять же буквально, то оно указывает (и подсознательно настраивает) на то, чтобы сначала собрать себя (привинтить голову, руки, ноги) и только потом, может быть, сделать. Возможно, такое "собираюсь" не соответствует ритму эпохи. Лично меня оно временами даже раздражало своей подчеркнутой неторопливостью. Но оно - часть совокупного гения моего народа. В нем наряду с краткосрочными и среднесрочными минусами заключено указание на огромный стратегический плюс, на новую форму удовлетворения исконной потребности человека в труде.

Российское образование уже сегодня не столь функционально связано с будущей профессией, как на Западе. Поэтому и уровень и широта культурных потребностей у «самого читающего народа в мире» будет и впредь расти темпами, опережающими Запад. Выше говорилось о периоде начала «перестройки», когда литературно-художественные журналы выходили у нас миллионными тиражами. Повторим,  что такого во всемирной истории нигде и никогда до того не было.  «Землю попашет - попишет стихи» россиянин будущего.

Этот неизбежный для России дальнейший рост культурных  потребностей, появление по-новому богатой России и еще множество других факторов постепенно повлияют и на национальный характер в сторону большей индивидуализации русского человека. Считается, что русский человек хороший коллективист, но по части личного достоинства, по части уважения к самому себе, по части пиетета перед своим «я» мы, мол, уступаем англосаксам, которые даже это самое «я» всегда и везде пишут с большой буквы. В рассуждениях этих есть изрядная доля истины, хотя вот вопрос: почему это личного достоинства якобы больше у того, кто позволил лендлорду выгнать себя с земли и прогнать из страны "взашею", чем у того, кто, наоборот, выгнал лендлорда? Наверно, самого по себе «достоинства» у нас как минимум столько же, сколько у англосаксов.  Просто у них оно выражено иначе, более личностно. В своих лучших проявлениях оно у них там чем-то напоминает величественное достоинство Робинзона, сумевшего выдержать пытку одиночеством и победить. Наше же личное достоинство было и будет связано с поисками своего «я» от исходного «Мы» русской крестьянской общины. Именно вокруг оси «Мы» - «Я» суждено вращаться и развиваться русскому индивидуализму. Но это неизбежно будет означать гораздо большее, чем ныне, внимание к своим личным «генам», к своему личному роду, к своим предкам, а не только к окружающему теперь и сейчас «миру» (=общине). Вот почему я склонен предположить, что и в 2145 году россиянин будет помнить об участии в Великой Отечественной войне его конкретного прадеда и прабабушки. В отличие от нас, не знающих, как показано выше, практически ничего о персональных делах своего рода в славную эпоху Отечественной войны 1812 года.

Общий вектор развития российской цивилизации будет, очевидно, как и прежде определяться геоисторической характеристикой нашего сурового и обширного края. В силу своей суровости он не привлекателен для набегов и нашествий. Хотя кому-то и мерещится картинка захватнических устремлений со стороны, например, США или Европы. И тут нельзя удержаться от того, чтобы предложить один мысленный эксперимент: ну захватили и даже уничтожили нас американцы или европейцы - и как они в этом случае будут осваивать наши природные богатства? Пришлют своих рабочих? - Но стоимость их рабочей силы намного выше, чем нашей! Что же американцы или европейцы выиграют от «захвата» ресурсов, которые мы и так с радостью готовы им поставлять дешево, при использовании рабочей силы гораздо более дешевой?

Причем наши собственные возможности освоения нашей «сибирской кладовой», наших северных территорий и владений постоянно возрастают.  Речь пошла уже даже о реальной возможности размещения в космосе отражателей для перенаправления солнечного света и тепла на северные города в полярную ночь(!).

Сегодня на наших западных и южных границах целые области живут тем, что продают свою враждебность к России. Разумеется, Россия должна будет присутствовать на этой "ярмарке предательства", поскольку она заинтересована в стабильности своих границ и коммуникаций с юга и с запада. Однако не стоит переплачивать: "цена продаж" на этой ярмарке в ближайшей перспективе станет падать. По мере того, как сама Россия и все ее "конкуренты" станут постепенно осознавать: вектор развития России Настоящей указывает на северо-восток!

Может появиться вопрос: способна ли сама Россия хотя бы увидеть этот вектор, а тем более последовать ему? Сможет ли она это сделать, когда наиболее активные на сегодня группы людей заинтересованы в прямо противоположном? Сколько ни "анализируй" сегодняшние настроения и политические течения в России, а ответ получается, исходя из нынешней обстановки, отрицательный. Однако метод синтеза свидетельствует о другом. Законы геоистории властно заявляют о себе. Ей, геоистории, не помешало даже полное истребление римской армии под Каннами. Не помешают и нынешние настроения в России.

Кстати, эти настроения отнюдь не противоречат национальному характеру, а являются опять же его проявлениями. Характер этот в наше время - как дедовский тулуп, напяленный внуком наизнанку из желания выглядеть в духе западной high fashion - "высокой моды". Однако с лица или наизнанку, но речь идет все о том же добротном тулупе, что спасал наших дедов от атак исконного врага холода. Логика геоистории такова, что либо будет вновь востребован русский национальный характер, либо из него же, как из дедовского тулупа, будет скроен характер "новый", который, возможно, назовут «уральским» или "сибирским".

Геоисторическая обстановка уже с начала ХХ века привела центр эволюционной активности  в Россию, и в результате именно этого человечество превратилось  в космическую цивилизацию. И поныне этот центр пребывает на наших  просторах. Просто сейчас, спустя почти сто лет после своего появления в России, эволюционной активности уже не очень-то уютно ни в Петербурге, ни в Москве. С того времени, как порода людей вышла в космос, даже и московские морозы с точки зрения эволюции стали похожи на теплицу. А геоистория показывает, что теплицы мало пригодны для чего-то нового и для настоящего развития. Поэтому уже в наше время центру эволюционной активности будет уютнее в одном из городов от Нижнего Новгорода до Петропавловска-Камчатского.

Впрочем, и со столицей в Москве Россия Великая, как сказано, уже состоялась. Причем, одна из прекраснейших черт этой, уже состоявшейся, России Великой сегодня задрапирована черной вуалью. Но если эту вуаль не сбросим мы сами, то за нас это наверняка сделают в будущем другие, подлинные ценители прекрасного и великого. Ведь мысль человеческая никогда не перестанет биться вокруг "Утопии" Томаса Мора и всего этого направления человеческого гения. А первая попытка практической реализации принципов социализма была в России! И этот великий эксперимент был начат и доведен до определенной степени нами самими!

Сегодня не просто говорить об итогах этого эксперимента. Этот вопрос сегодня слишком ангажирует тех, кто в нем участвовал на заключительной стадии, кто этот эксперимент всеми правдами и неправдами старался завершить. Многим из них все еще кажется, что они его и завершили в своем вольном полете к либеральным ценностям. Хотя на деле, как показано, они просто упали согласно законам гравитационного поля русской земли. Нам же стоит повторить:

Необходимость отвоевания земли у рек создала первые государства как таковые.

Необходимость отвоевания земли у моря создала первое буржуазное государство.

Необходимость завоевания земли за морями создала империалистические государства вроде Британской империи.

А необходимость освоения земли в регионе холодных зим и вечного льда заставила провести масштабные социальные эксперименты вплоть до практического построения "Утопии".

Кто осмелится сегодня сказать, что эти эксперименты завершены? Кто это скажет именно сегодня, когда весь мир в поисках новых форм жизнедеятельности, свободных от гонок за призрачной «прибылью»? Кто осмелится сказать это сегодня именно в России, где уже только незрячий не видит: впереди или разорение, разруха, резня, одичание - или социализм!

Впереди - свет. Ex oriente lux! Свет - с Востока!

идеология, политика, русскость, Россия, экономика

Previous post Next post
Up