Jan 06, 2015 15:27
Посмотрела фильмы А.Сокурова один за другим, но не по очередности создания, а вначале - "Телец", потом - "Молох", " Фауст" и "Солнце". И на мой взгляд, после осмысливания, я очень удачно выбрала очередность, иначе могла бы просто не заметить одну интересную мысль, которая очень ярко задалась именно в "Тельце". Конечно, написано много об этих фильмах, и я читала, конечно, эти заметки... но написаны они (или многие из них, читала же не все) с позиции все же этой нашей реальности. И там подробно изложено и что хотел сказать Сокуров, и что он увидел и как воплотил... Не буду сейчас о "Фаусте", этот фильм более всего приближен к своему литературному источнику, где умный дьявол лишь следует желаниям Фауста, которые, возможно, он ему и нашептывает, а уж воля человека решает следовать ли ему за ними. В конце фильма Фауст побивает каменьями дьявола, а значит, и свои желания, побивает искушение, жившее в нем самом и спасает этим свою душу , проданную ранее за исполнение желаний. Можно перефразировать и так: мы забываем себя, пока в нас живут желания, приведшие в этот мир. И мы сами создаем образы, которые нас влекут и, воплощая их через свои желания, через некоторое время понимаем их пустоту, потому что они ничего не стоят по сравнению с тем, что потеряли. А потеряли - Память о своей бессмертной Душе. Потеряли Себя.
Так вот "Телец", "Молох" и чуть в меньшей степени "Солнце"... в меньшей степени, потому что там больше упор был сделан именно на императорское величие этого человека и восточные традиции сдержанности и менталитета.
Видя образы Ленина и Гитлера в не лучший их период жизни, именно такими, какими их увидел Сокуров, не никчемными и жалкими, как может показаться в привычном шаблоне оценочного суждения , а людей не принадлежащих себе, находящихся полностью во власти одержимости неким Образом, дающим им жизнь, силу, но и полностью заменивших их как личность. Они стали беспомощны в своей силе и ярости, они стали контролируемы и управляемы. И из-за этой размытости внутренней чувств, они ощущали себя как бы болтающимися на подвешенной ниточке, состояние блаженного, но не в смысле святости, а в смысле состояния "несборки", плавания сознания, когда одна мерность пространства не в состоянии адекватно воспринимать другую мерность, но может только чувствовать ее инаковость. Конечно, в таком состоянии замещенности, люди долго не живут, если, конечно, это состояние испытывать постоянно. Не знаю, чувствовал ли сам Сокуров это состояние, если смог его срежиссировать так ярко или это один из случаев, когда талант "угадывает" открытие, но вот понять это состояние, показанное в фильме, и заметить его можно только, если оно тебе уже было знакомо и осознанно в той или иной степени.
И имеем: Ленин, Гитлер, император Хирохито - все они Игроки, как бы творцы истории, сами верящие в это, в то, что они творцы, но по сути проигрывающие роли расписанного сюжета (то, о чем писал Пелевин), а потом приходят Иные, те, которые пытаются объяснить своим творчеством чувства, настроения этих самых игроков, вскрыть их скрытые мотивы, движимые ими. Они, эти отыгранные чувства, делают проявленными, объясненными, знакомыми, вплетенными в общее мироздание и прочувствованными в полной их мере создателями этих Образов и самими Образами, и самим Миром. А это все Мы. Но в разных своих составах и проявлениях.
Возьмем вроде такие разные по мотивам фильмы : "Белое солнце пустыни", "Бумбараш" и "Дни затмения " (опять Сокурова)
Сюрреалистичность всей нашей жизни. Жизнь - Пустыня... и вдруг из пустыни появляются каменные строения, бочка, женщины в чадрах, красноармеец Сухов и прямо посреди пустыни корабль с взрывающимся Верещагиным и его бессмертной песней про "девять граммов в сердце"... Дурашливость Бумбараша, который в соей наивности пытается увернуться от круговерти истории, но втягивается в нее с головой, став марионеткой в пьесе. И доктор, в фильме Сокурова, до определенного момента тупо выполнявший "долг", а вернее живший по накатанной, ничего не понимая в происходящим, а просто проживая его, это происходящее, и в этом напоминая героев Платонова, вдруг в какой-то момент замечает несообразность его окружающего пространства, оно пугает его своей непредсказуемостью и своим пониманием, что он сам - Никто. Это та же Пустыня с вдруг неоткуда взявшимся баркасом, песней, дурашливостью на фоне войны и крови среди своих же и котлованом Платонова.
Пироги индейцев... эти лодки напоминают мне нас. Мы вскрываем свою сердцевину и мчимся по волнам бурных рек.