Сто лет назад в Российской империи началась разработка «Бронированного автомобиля» Менделеева.
Также "Танк Менделеева" - установившееся в историко-технической литературе обозначение первого русского и одного из первых мировых проектов танка.
Разработан в 1911-1915 годах инженером-кораблестроителем В. Д. Менделеевым. Будучи первым в мире проектом сверхтяжёлого танка, отличался высочайшими для своего времени показателями огневой мощи и бронезащиты. Проект содержал большое количество оригинальных конструкторских решений и новшеств, однако не вышел из стадии чертежей и не был воплощён в металле.
Проект танка разработан В. Д. Менделеевым единолично за почти пять лет. Примечательно, что проект разрабатывался изобретателем в целиком и полностью инициативном порядке в свободное от основной работы время. В работе Менделеев широко использовал опыт русского военного кораблестроения.
Разработанный проект отличался очень высоким уровнем проработки и общей тщательностью исполнения - фактически, Менделеев довёл свой проект до уровня рабочих чертежей опытного образца. Особенно это было заметно в сравнении с предложениями большинства других изобретателей. Проект «Бронированного автомобиля», как Менделеев назвал своё детище, был представлен им в канцелярию военного министерства 24 августа 1916 года. На тот момент до появления на поле боя первых английских танков оставался почти месяц, а первые французские танки ещё не существовали в металле. Поданый на рассмотрение проект включал в себя детально разработанные чертежи и объёмистую пояснительную записку.
Однако, несмотря на детальность проработки и общую воплотимость проекта, он не был воспринят военными всерьёз. По сути своей, проект так и не был тщательно рассмотрен и осел в архивах.
Позднее, осенью 1916 года, основываясь на опыте применения англичанами первых танков, Менделеев модернизировал свой проект, однако сведения об этом варианте танка носят отрывочный характер. Менделеев рассчитывал представить свой новый проект, так же, как и первый, в военное министерство, однако начавшиеся в стране политические катаклизмы перечеркнули планы изобретателя.
Корпус машины имел простую коробчатую форму и рассчитывался на защиту от 6-дюймовых (152,4-мм) бронебойных снарядов, но, теоретически, мог выдержать попадание более тяжелого боеприпаса. Сборка корпуса осуществлялась на уголках, набор каркаса машина «унаследовала» от военных кораблей. Изготовление корпуса также проходило по «корабельной» технологии - клёпкой и сваркой. В корпусе использовались бронеплиты толщиной 6 дюймов (~ 150 мм, лоб корпуса), 4 дюйма (~ 100 мм, борта и корма корпуса) и 3 дюйма (~ 76 мм, крыша), что делало танк практически неуязвимым для всех видов вооружения сухопутной армии того времени. Лобовой и кормовой листы, а также бортовые панели были цельнолитыми, а крыша собиралась из пяти поперечных листовых секций. Собственно, единственной относительно тонкой частью корпуса являлось днище, выполнявшееся из 8- и 10-мм бронелистов. В корме корпуса имелась «входная дверь», которая также должна была использоваться для загрузки боекомплекта. Кроме того, на крыше корпуса имелась выдвижная (!) пулемётная башенка цилиндрической формы с толщиной стенок 8 мм,оснащённая 7,62-мм пулемётом «Максим». В походном положении или при усиленном обстреле башенка могла задвигаться внутрь корпуса посредством пневматического привода.
Общая масса корпуса составляла 86,46 тонн.
Основное вооружение машины составляла 120-мм морская пушка Канэ, устанавливавшаяся по оси танка на тумбе в передней части корпуса. Орудие имело возможность горизонтальной наводки в пределах 16° в обе стороны от продольной оси машины. Подача снарядов производилась при помощи тележки по подвесному монорельсу с пневматическим приводом. Боекомплект пушки составлял 51 выстрел.
В качестве силовой установки использовался карбюраторный двигатель от подводной лодки мощностью 250 л.с. с жидкостным (вероятнее всего, водяным) охлаждением. Запуск двигателя производился при помощи пневматического стартёра. Вся силовая установка располаглась в задней части корпуса со смещением к левому борту. Ёмкость топливных баков позволяла танку пройти на одной заправке около 50 км при расчётной максимальной скорости 24,8 км/ч (на дорогах).
Трансмиссия танка - механическая. Для передачи крутящего момента на ведущие колёса предполагалось использование коробки передач с четырьмя скоростями вперёд и одной - назад. Однако для быстрого вывода машины из боя предусматривалась возможность переключения в течение 20-30 минут направления вращения коленчатого вала двигателя (управление при этом передавалось на «пост заднего хода»). Для обеспечения возможности поворота танка трансмиссия включала в себя дифференциал.
Интересной особенностью проекта является многократное дублирование постов управления - помимо двух основных постов (для движения вперёд и назад в носу и корме танка соответственно), имелось также два резервных, которые могли использоваться любым членом экипажа при порче механизмов основных постов, их разрушении при обстреле или гибели водителя.
Конструкция ходовой части танка была более, чем оригинальна. Менделеев предполагал применить на своём танке пневматическую подвеску опорных катков с вертикальными цилиндрами. При этом бортовые пневмоцилиндры объединялись в одну систему, что обеспечивало машине высокую плавность хода и сохранение горизонтального положения корпуса на пересечённой местности.
Особая привлекательность данного типа подвески заключалась в её «двойном действии». В случае медленных колебаний подвеска работала по принципу блокированной. В случае же быстрых колебаний подвеска работала, как индивидуальная. Кроме того, наличие пневматической подвески позволяло регулировать клиренс машины вплоть до полного опускания её корпуса на грунт. Понижение клиренса, по замыслу Менделеева, должно было частично обезопасить ходовую часть танка от поражения при усиленном обстреле, сохраняя при этом возможность передвижения. Полное же опускание машины на грунт предполагалось производить при ведении огня в целях улучшения точности стрельбы и разгрузки ходовой части от вредных нагрузок при стрельбе из орудия.
Экипаж, или, как значилось в документации Менделеева, «команда» танка, составляла 8 человек - командир, главный механик, рулевой, наводчик, пулеметчик и три канонира. Все члены экипажа имели рабочие места, за исключением командира. Последний должен был в ходе боя перемещаться внутри танка, вести наблюдение через бойницы в «стенах» и крыше корпуса, руководить действиями экипажа, корректировать огонь из пушки пулемёта, а также лично отстреливаться от подобравшихся к танку неприятельских пехотинцев, используя пистолет.
В боевой обстановке рулевой перемещался внутрь машины, осуществляя наблюдение через щели, защищённые толстым стеклом и бронезаслонками. В случае необходимости движения машины задним ходом водитель мог переместиться на кормовой пост управления.
Для внутреннего освещения танк оборудовался внутренней электрической осветительной системой на 14 ламп.
Для осуществления внешней связи предполагалось использовать флажковый семафор.
Менделеев прекрасно осознавал, что транспортировка подобной машины, с её огромными размерами и весом, станет сложной задачей, и разработал систему, позволявшую транспортировать танк по железной дороге. Сам изобретатель писал по этому поводу:
"Приспособленность машины перемещаться вдоль железнодорожного пути существенно необходима для нее, потому что если имеющиеся понтонные и шоссейные мосты не выдерживают ее веса, то остаются еще железнодорожные, которые ее вес вполне выдерживают и габарит которых больше габаритов машины."
Для движения по железной дороге предусматривалась возможность установки машины на «железнодорожные скаты» - специальные тележки с железнодорожными колёсами. При этом машина могла передвигаться как при помощи тяглового паровоза, так и своим ходом (при помощи привода от двигателя на одну из колёсных пар).
Не подлежит сомнению, что проект танка, предложенный В. Д. Менделеевым, во многом являлся революционным для своего времени. Многие идеи и разработки, заложенные в нём, увидели свет лишь десятилетия спустя. К примеру, идея опускания корпуса машины на грунт была реализована в конце 1930-х на самоходной мортире «Карл», а пневматическая подвеска впервые появилась на ряде лёгких танков заключительного периода Второй мировой войны (в частности, её имели британские авиадесантные танки «Гарри Гопкинс» и «Тетрарх»).
Вообще широкое использование пневматики было характерной особенностью проекта Менделеева. Пневматика использовалась для механизации и автоматизации почти всех работ в танке - в частности, подвеска, стартёр двигателя, приводы переключения скоростей в главных постах управления, привод механизма натяжения гусениц, привод жалюзи воздухозаборника, приводы заряжания пушки, привод поднятия и опускания пулемётной башенки, механизмы наводки орудия были пневматическими. Это делало проект крайне передовым для своего времени.
Источник