Про строгих мам.

Oct 19, 2010 11:58

 
Есть такой тип отклонения в постнатальном развитии как «строгая мать».
Это женщина, давшая жизнь ребенку и взявшаяся его воспитывать.
Вехи в ее воспитании:
• Что бы не тряпкой был.
• Что бы был лучше других.
• Третий пункт индивидуален и зависит от анамнеза.

Мамаш таких, которые усиленно ведут своих чад к успеху, я видал довольно часто. Они самые разные, но имеют одну главную черту (точнее заблуждение) - все они думают, что умеют воспитывать детей.

Такие мамани отличаются завышенными требованиями к ребенку и резкой манерой общения с ним, по любому поводу они выказывают свое недовольство дитем, и делают это как правило громко, истерично, и что еще куда хуже привселюдно.

Начнем с самого первого - требований.

У меня одноклассник был, которому его маман внушала мысль о его врожденной гениальности и сверходаренности, рассказывая всем вокруг какой он чудесный. На фоне этого она требовала от него успевать во всем и всегда, типа раз он такой гений пускай радует маму. Ясен пень мальчик был самым, что ни наесть обыкновенным и надежд родительницы оправдать не мог, то есть «несоответствовал». Это, кстати, большой стресс для ребенка, разочаровать родителя, от него еще те неврозы могут найтись. Понятное дело, что несостоявшийся гений забил на все и стал в принципе бесполезным для общества.

Второй яркой чертой у строгих мам (СМ), как ни странно, является их строгось, то есть общая требовательность к ребенку, когда за каждый, даже мелкий проступок, они тут же выливают на голову отпрыска ведро говна. Они объясняют такую свою шизофрению тем, что мол хотят вырастить человека который будет не допускать ошибок и вообще перфекциониста. Разумеется, им просто не хватает мозгов, что бы понять - со временем ребенок привыкает за малейшую ошибку получать по голове, это ведет к нескольким перекосам в его сознании:
1) «Я настолько криворукое говно, что меня должны наказывать, жестоко наказывать!». Дядя Фрэйд сказал бы, что от такой установки до сексуальных игрищ местом для которых станет апогей желудочно-кишечного тракта рукой подать. Ну, говорить про заниженную самооценку вообще не стоит.
2) Второй и не менее неприятный эффект подобного «воспитания» состоит в том, что ребенок вырастая все равно будет ждать оценки своих действий. Как собака оглядывается на хозяина, типа правильно ли она действует и что ей за это будет. От этого вырабатывается зависимость от мнения окружающих, а вы много знаете людей мнение которых действительно ценно?
3) От постоянного стресса боязни неудачи инициативность в дитяти умрет в муках, и это логично. В страхе вызвать неудовольство или понести наказание ребенок придет к простому выводу - Инициатива Имеет Инициатора. Проблемы с социализацией такого человека приводить тоже думаю не нужно.

Ярким прмиером непоследовательности в воспитании есть еще и то, что при наличии наказания, у СМ отсутствует элемент поощрения. При том, что они могут купить\повести\оплатить это будет интерпретировано как акт их доброй воли, за который их неблагодарное дите должно быть благодарно по гроб жизни.
В то время как поощрение родителей за достойный поступок имеет куда больших эффект для психики ребенка чем горение на костре родительской немилости.

Общей чертой для СМ является инструментарий воспитания. Почти все они апеллируют к чувствам вины и стыда.
Ребенок, паче нечаянно, сделал какую-то фигню. Разумным будет указать на негативность ПОСТУПКА, объяснить, почему именно так поступать нельзя и как будет плохо, если поступать именно так.
СМ же негативность поступка переносят на ребенка, обвиняя и унижая ребенка, в своем хилом сознании они думают, что так выработают у него ответственность. Конечно же, этого не происходит, вместо ответственности ребенок привыкает к тому, что все его действия осуждаются, сам он выглядит никчемным, а все окружающие смотрят на него неодобрительно и с презрением.
Сюда же можно отнести и такую распространенную фразу как - Ты, что дурак (дебил) не понимаешь, что …
Если кто не в курсе, дети они вообще многого не знают, задача родителя им про это многое рассказать, обучить и наставить. Когда же мамаша лепит эту фразу ребенок проводит причинно-следственную связь: не понимают дебилы > я не понимаю > я дебил. Вуаля!
Ребенок не получил знание, он получил четкую установку касающуюся своих качеств и возможностей, причем от человека чей авторитет в детстве почти безграничен.
Суммируя все вышесказанное можно подвести итог, используя завышенные требования и рычаги стыда невозможности воспитать конструктивное качество, а вот привить личности избегание тех случаев когда его могут «оценить плохо» очень легко. На выходе имеем личность готовую (болезненно желающую) подчиняться, ждущую одобрения даже от туда, где оно нафиг не надо и с атрофированной инициативо и силой воли.
Кому нужен такой ущерб?

В качестве эпилога.

Большинство женщин думают, что умение воспитывать детей дается им вместе с первичными половыми признаками, типа идет в стандартной комплектации. Конечно это грубая ошибка. 
Человек сходу не может разобраться в настройке домашнего кинотеатра, если у него нет предыдущего опыта, откуда ему знать, как настраивается куда более тонкий механизм человеческой психики?

И второе.
Судьба сводила меня с жертвами воспитания СМ, часто они декларативно заявляют, ах как их мама была права, что готовила их к встрече с этим жестоким миром. Почти все они обиженные этим самым миром и своей матерью, с кучей неврозов и патологий, заметных сколь-либо наметанному глазу.

вальдийская педагогика, общество, женщина

Previous post Next post
Up