В общем, если посмотреть по рекламе и прочим маркетинговым уловкам, ряда представителей БИ (а значит и фехтования и НБ, раз уж мы все про них…) видим некоторое спекулирование на теме чего-то:
1 Древнего - пришедшего из глубины веков.
2 Тайного - то есть недоступного большинству.
3 Передаваемого лично.
Например, ряд японских школ так вот откровенно и заявляют - учим тому, что всегда было чисто клановым и никому не открывалось, узнать можно только от нас, так как Знание не покидало семью, бла-бла-бла. Или же спецназовость происхождения (засекреченная техника Ололошного отряда разведки) и так далее.
На самом деле это прекрасный маркетинговый ход, привлекающий учеников. Иногда его, - ход, - обвиняют в ориентированности на глупую молодёжь, падкую на «волшебную таблетку», но вот что писал Плутарх, рассказывая о самом Александре Македонском:
Находясь уже в Азии, Александр узнал, что Аристотель некоторые из этих учений обнародовал в книгах, и написал ему откровенное письмо в защиту философии, текст которого гласит: «Александр Аристотелю желает благополучия! Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания. Чем же будем мы отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах. Будь здоров». Успокаивая уязвленное честолюбие Александра, Аристотель оправдывается, утверждая, что эти учения хотя и обнародованы, но вместе с тем как бы и не обнародованы. (с)
Человеку очень хочется чувствовать свою исключительность. Если подарить ему это чувство, то он легко закроет глаза на несостоятельность методики, странности поведения Учителя и все прочее. Недоступность твоего для других, вселяет чувство уверенности.
Дидактически это страшная яма, уводящая нас от вопроса КАК мы это делаем (то есть от ядра - методики) к вопросу ЧТО (в ракурсе мордобоя, это техника), а меж тем даже в самой лучшей технике не будет смысла без правильной передачи её ученику. То есть без проработанной педагогической базы.
В случае с единоборствами, главным фактором развития методики обучения, определяющим его динамику будут:
+ кол-во людей, которые были подготовлены по этой методике.
+ кол-во людей, противопоставлявших себя тем, кто занимался по другой методике.
Если остановиться немного подробнее, то:
Люди очень разные, они приходят учиться имея разный багаж опыта, склонности и таланты. Одного можно научить за месяц, другого за год. С одним можно обойтись словесным описанием, другому потребуются подводящие упражнения, на развитие общей координированости. Ну и так далее. Методист, который сталкивается с разноплановыми задачами, вынужден искать их решения. Чем больше задач решено (разных типов людей он подготовил), тем больше ответов накоплено в методике. Когда обучение перестает быть делом одного только человека, как в случае с большим спортом, где развитием методики занимаются сотни людей во всем мире, на этот принцип работает друга его сторона - разные люди, используя разные подходы решают одну и туже задачу. Этим увеличивается не только кол-во ответов, но и путей решения задачи.
Далее. В каждом виде единоборств существуют свои сильные и слабые стороны. Если единоборство не проходит испытание ДРУГИМ набором сильных и слабых сторон, его методисты не получают информацию об этом наборе в родном стиле - ей просто неоткуда взяться, кроме как из головы Отца Основателя (верить в непогрешимость коего, на самом деле, тоже важная потребность человека, но об этом в следующий раз). Прикладная система обязана решать широкий спектр боевых задач (хотя бы даже в рамках одной дисциплины - борьба, применение ХО, стрельба, етсетера), достигается это противопоставлением наличного набора боевых инструментов другому типу этих инструментов. Чем больше прошло подобного рода противопоставлений, тем больше информации для дальнейшей работы получено.
Очевидно, что закрытость, клановость и деканирование от остального мира, приводит к тому, что эти два принципа не соблюдаются, а значит любые «тайные знания» остаются хорошо работающим маркетинговым приёмом, но совершенно вредным явлением в случае, когда от этого зависит жизнь.