Очень хорошая статья про проблемы обучения боевым искусствам

Nov 08, 2013 12:04

Оригинал взят у surt_moscow в Очень хорошая статья про проблемы обучения боевым искусствам

Я привёл этот отрывок из эссе Дэйва Лоури Moving Toward Stillness, оставив размышления про чайную церемонию в стороне - мне они показались необязательным обрамлением к основной мысли текста.

Вопросы подняты очень актуальные - позёрство новичков, страх за своё здоровье у учеников с травмами, попытки "торговли" с тренером наиболее ленивых или просто привыкших всё решать "базаром"...

«Я бы хотел присоединиться к Вашей практике карате. Но, как Вы видите, я ношу очки. Поэтому могу ли я не делать часть жестких интенсивных упражнений?»
«Я интересуюсь айкидо, но у меня очень чувствительные локтевые суставы еще со времен когда я играл в футбол (американский - прим. пер.) Если я приду на тренировки, то можно ли , чтобы на мне не делали техники на локти?»
«Я бы хотел попробовать кэндо. Но я не думаю, что получу достаточную нагрузку на общем классе (где практикуют мужчины и женщины вместе - прим. пер.) Есть ли у Вас чисто мужской класс?»

Спросите любого учителя боевых искусств знакомы ли ему такие вопросы, и он конечно же кивнет. А потом, возможно, добавит еще парочку собственных случаев. Такие вопросы достаточно типичны для людей, собирающихся начать заниматься. Иногда эти вопросы сформулированы в очень вежливой форме, даже застенчивой. В другой раз будущие возможные студенты, подразумевая, что они приходят в место бизнеса и могут запрашивать желаемые услуги и сервис, бывают весьма эмоциональны и настойчивы, высказывая свои пожелания. Также бывают хитрые манипуляторы, которые выстраивают разговор не так явно, но чтобы он клонился к желаемому. Но неважно какую форму принимают эти запросы, т.к. их содержание мы должны отнести к «лишнему багажу».

Когда новичок появляется в дверях додзё, ему не нужно слишком много, чтобы быть допущенным внутрь. Он должен быть более-менее здоров физически и психически и должен иметь добрую волю, чтобы принять с открытым умом всё, что ему встретиться на Пути. В действительности ему не нужно больше ничего. Но в собственном сознании начинающего ученика есть столько много разных нужд, которые он перетасовывает в уме постоянно, еще даже не начав заниматься, что он становится похож на туриста, притащившего полный багаж для похода в поездку на пляж. Ученики тащат с собой этот багаж по той простой причине, что у них есть чувство, что они особенные, что их чувства и запросы не такие как других. Он чувствует, что должен непременно донести это до учителя, чтобы учитель всё это обязательно учитывал при работе с его исключительностью на общем занятии. Получается, что в самом начале занятий, а очень часто еще и до начала занятий, человек достигает некоей критической точки в своем образовании и предъявляет ее учителю, чтобы тот под нее подстраивался. Учитель имеет две возможности. Он может выслушать все это терпеливо, а затем дружелюбно объяснить, что он сделает все возможное, чтобы учесть пожелания ученика и сделать его практику комфортной. Или он может также терпеливо выслушать, а затем объяснить, что нет никакой возможности выполнить все эти требования и пожелания на занятиях в додзё, но что на самом деле ученик прекрасно обойдется без этого «лишнего багажа».

Если вы встретили учителя, который практикует первый подход, то примите наши поздравления! Вы нашли дешевого психотерапевта, который будет укреплять ваши ранее выработанные предрассудки о себе и об искусстве. Он будет понимающий и приятный. Он не затронет ваши чувства, не поставит вас в неудобную ситуацию конфронтации с вашим эго. Если вы встретили учителя, практикующего второй подход, то считайте себя благословленным. Возможно, вы встретили настоящего сэнсея, который сможет открыть в вас то, о чем вы и не подозревали.

Несмотря на то, что ваши индивидуальные потребности кажутся вам очень важными, на самом деле важность их совсем не так велика. Если вы можете зайти в додзё своими ногами, значит, вы можете тренироваться. Конечно, ваша астма или миопия, или недостаток гибкости могут быть проблемой. Но, если у вас будет возможность поинтересоваться, то возможно вы узнаете, что женщина, занимающаяся рядом с вами, имеет хронический артрит. Что у мужчины с другой стороны, врожденная деформация левого бедра, а у девушки, стоящей за вами, хронический бронхит. И очень похоже, что они начинали тренироваться, считая, что их особенности также важны как ваши.

Очень важно отметить, что особенностью боевых искусств, как инструментов самопознания и роста, является их ширина охвата. Карате, дзюдо, кендо, айкидо не только для японцев. И не только для мужчин. И не только для хорошо подготовленных атлетов. В отличие от традиционных воинских систем Японии старых времен, которые были сокрыты и предназначались исключительно для избранных из избранных среди самураев, современные боевые искусства имеют гораздо более широкий охват. Они для всех. И в их методике нет места для чего-то специального для отдельных уникальных индивидуумов.

Плохо с правым коленом? И ваш удар правой ногой может быть не настолько силен как мой. У меня, к примеру, травма левого плеча, которая значительно ослабляет мой удар и делает его слабее, чем ваш. Но когда ваш сэнсей считает удары ногами, вы должны стараться сделать их как можно лучше, даже если они не настолько хороши как мои. Если мы делаем удары руками, то я тоже должен стараться, хоть и мои удары слабее ваших. Но ни вы, ни я не сможем это сделать, если будем нести с собой «лишний багаж».

От меня (v-h): Лично неоднократно сталкивался с подобным - желанием одного из новичков быть исключительным на тренировках. Мне как-то позвонил кадр, который изначально начал мне рассказывать как он видит процесс обучения НБ и как он будет у меня на тренировках что-то делать. Бывает, что человек вроде и слушает нормально, но как бы пытается подсказывать что, как он считает правильным, нужно ВСЕЙ группе отрабатывать, только потому, что это интересно лично ему самому.
Самый тяжелый, по клинической картине, это типаж молодого человека 25-30 лет, работающего в коммерческой струтуре и прошедшего какие-то там курсы «Добейся успеха». ЧСВ зашкаливает и он постоянно пытается лезть в бутылку, типа «стоит на своем»… научил ж его кто-то этой херне. Еще такие считают, что ВСЕ снаряжение им просто обязан предоставить клуб, свое иметь не надо. А бы случай, после которого парня я практически выгнал, когда он порывался брать личные шлемы, после того как ему четко сказали что так делать нельзя. И все это осложняется какой-то мелкой ссыкливостью даже самых гуманных спаррингов. При том что у нас, например, правила\снаряга позволяют даже девочкам вольготно себя чувствовать. Самая смешная отмазка слышанная мной - «Спарринги не входят в мою идеологию боевого искусства».

тренировки

Previous post Next post
Up