"Клуб безбашенных"

Nov 10, 2013 21:25

Bang-Bang Club, 2009
Один из немногих фильмов, где на похоронах не задают глупых вопросов и не улыбаются. Да не в этом дело.
Четыре фотографа, четыре стрингера, словно соревнующихся друг с другом в эффектности кадров и собственном безрассудстве. И газета, для которой они работают, хорошо платит именно за эффектные кадры, хотя не все из них печатает - уж слишком жестоки лучшие из них. А где можно найти самые страшные и яркие моменты для запечатления на плёнку - там, где опасно. А опасность буквально повсюду - начало девяностых, ЮАР, в стране идёт резня между сторонниками и противниками Манделы, осложнённая принадлежностью тех и других к разным племенам. И место работы героев не стены редакции, а рабочие посёлки, где бушуют звериная ненависть и дикарская жестокость, заливающие землю кровью и оставляющие на истерзанных улицах тела убитых и искалеченных.
Но фильм не о политике, и героям она чужда. Их дело - быть в гуще перестрелок и драк, их страсть - поймать удачный кадр, который, если повезёт, займёт место на одной из газетных полос, и за который издательство отвалит щедрый куш, соизмеримый риску и драматизму, при которых тот был сделан.
И постепенно становится неважно, что именно и почему происходит, начинается притупление чувств, исчезают естественные человеческие реакции на окружающий репортёров кошмар - страх, боль, сострадание. Остаются экран видоискателя и азарт. Азарт перебежек под огнём, азарт бега за толпой, с тесаками в руках преследующей очередную жертву, азарт охотника, стремящегося заполучить ценную дичь, азарт фотографа, определяющего лучший момент для снимка. Танцующие или бегущие люди в кадре - хорошо, чьё-то изувеченное тело на дороге - ещё лучше, охваченный огнём или забиваемый насмерть человек - вот она, удача.
Их логика проста - помочь тем, кто попал под прицел их объектива, они не в состоянии, дело фотографа снимать происходящее, чтобы донести его до как можно большего числа людей в мире. И с этим не поспоришь. Но один из них, получивший Пулитцеровскую премию за снимок грифа, ожидающего смерти голодной девочки в пустыне Судана, не может понять, почему его спрашивают, помог ли он ей, спас ли от смерти. Ведь ему удалось сделать фотографию, которая лучше сотни строк новостей охарактеризует положение в этой стране.
Вот об этом и фильм - кто эти репортёры и сотни их коллег, собирающие свидетельства времени в горячих точках планеты, - опьянённые адреналином экстремалы, циники, зарабатывающие на чужих страданиях, герои, рискующие жизнью ради фактов истории. Наверное, всё вместе. Ещё о том, что жизнь этих профессионалов редко длится долго и счастливо. Один из них погибает, снимая уличную перестрелку, второй кончает самоубийством, не выдержав груза воспоминаний и ответственности. Двое других, помотавшись по мировым войнам, напишут книгу о том времени, которая и станет основой для фильма.
Не шедевр. Киноманам не рекомендую. Прочие любопытствующие сограждане могут посмотреть для общего представления о войне и о том, как она меняет людей. Не так уж важно, гражданская война, межгосударственная или мировая. И без разницы, что вы держали в руках, - оружие или камеру.

во всех направлениях, мнение, кино

Previous post Next post
Up