Моя публикация в ТрВ-Наука: "Самая необычная научная статья в моей жизни"

Jan 10, 2019 20:10

Этот пост скомпилирован на основе двух статусов в моем фейсбуке.

Удивительные бывают сближения! Но по порядку.

Подал редакции "ТрВ-Наука" (в лице Натальи Деминой) идею рубрики "Самая необычная статья в моей жизни". Еще летом, когда мы с ней кофе пили. И сам же в ней и опубликовался! Причем, если четверо уважаемых коллег откликнулись короткими рассказами, я по обыкновению выдал лонгрид - о том, как мы статью о 4-мерном цифровом кубизме писали и публиковали. И даже с картинками! Надеюсь, эта рубрика после одной инкарнации не умрет. Мой текст - ниже.



А вообще предновогодний номер вышел весьма интересный, есть что почитать и без меня. Несомненно, гвоздь номера - мощное интервью Михаила Кацнельсона "Конфликты как основа сложности". Я бы сказал, что это событие. Как и опубликованное чуть позже на Свободе другое его интервью той же Наталье Деминой "Меня волнует проблема сложности".

Прошел без малого месяц. И вот я, наконец, развернул экземпляр печатного издания газеты (до этого смотрел только на сайт). Упомянутый материал с моим участием опубликован на развороте (8-9 страницы).

Половину 9-й страницы занимает мой текст, а другую половину (чего в онлайн версии, где все материалы поданы отдельно, не видно) - подборка стихов "Поэты, провожая 2018 год и встречая 2019…" (с подзаголовком "Редакция ТрВ-Наука обратилась к современным российским поэтам с просьбой прислать стихотворение, которое, по их мнению, отражает дух уходящего года."). Автор одного из стихотворений - Дмитрий Веденяпин.

Вы спросите: и что же здесь "удивительного"? Ответ: Дмитрий Веденяпин, известный российский поэт (для иллюстрации этого тезиса: "Григорий Дашевский о книге стихов и прозы Дмитрия Веденяпина"), был моим преподавателем на курсах английского языка, которые я посещал в течение месяца перед своим первым выездом за границу в качестве The Royal Society Research Fellow at Warwick University. Это были весьма интенсивные курсы (каждый день часа по 4), и уже тогда было ясно, что нам (включая также фигурирующего в моем тексте проф. Александра Пасько) здорово повезло с преподавателем. Прошло четверть века, наши пути с Дмитрием никогда более не пересекались - да и с чего бы, ведь сферы нашей деятельности совершенно разные. А мир столь велик. И вот вдруг мы встретились на одной газетной странице! И скопирую его стихотворение сюда - оно очень хорошее,

Мы говорили о литературе:
Кленовском, Корвине и Степуне
У моря, там, где чайки в контражуре
Над соснами сновали в вышине.

Нам помолчать бы, посмотреть на чаек,
На валуны, песок и облака,
Но мы мололи чушь, не замечая
Ни валунов, ни чаек, ни песка.

Когда мы шли назад, мигали звезды,
Вдруг хлынул дождь, и мир исчез в дожде.
Мы замолчали, правда слишком поздно
Не видно было ничего вообще.



Самая необычная статья в моей жизни

Статья, о которой я хочу рассказать, появилась на свет в результате не самого тривиального процесса научной работы.

В начале был студент, с которым я хотел сделать серьезную работу, но было совершенно непонятно, какую. Я познакомился с ним случайно - когда замещал заболевшего коллегу на математических семинарах первого курса (обычно я с первокурсниками не соприкасаюсь). Надо пояснить: к нам в Британский национальный центр компьютерной анимации при Борнмутском университете поступают художественно одаренные студенты, которые хотят в будущем работать в индустрии анимации, игр и визуальных эффектов в кино. Им надо будет осваивать не только массу компьютерных дисциплин, но и весьма специфическую математику - притом что их школьная матподготовка обычно на самом элементарном уровне. Их приходится учить почти с чистого листа.

Так вот: я вдруг обнаружил, что в классе объяснениями занимаюсь не только я, но и один из студентов по имени Квентин. Я ему дал несколько более сложных задач - он их решал мгновенно. Тогда я предложил ему одну очень нетривиальную задачу, которая имеет простое решение, но оно чрезвычайно неочевидно, если вы не имеете опыта в геометрическом моделировании. Сразу не справляется почти никто. Этот потратил три минуты. После чего я понял, что это исключительный студент: мы видели у себя немало талантливых студентов - некоторые из ранних выпусков «Оскары» за спецэффекты получали, - но такого я лично не встречал.

Последующие два года мы регулярно встречались вне рамок формального учебного процесса и пытались понять, какой проект он мог бы с нами сделать. Оказалось, он способен читать научные статьи с математикой, ему не очень знакомой, - и очень быстро всё схватывать. Прочитал он много чего. Однако академическая карьера его совершенно не привлекала, как и публикации как таковые - он видел свое будущее в индустрии визуальных эффектов. Что было далеко от наших интересов. Мы так и не смогли прийти к согласию о теме возможного проекта.

На третьем курсе студентам предстояла курсовая работа в рамках модуля под названием «Инновации». Студенты сами предлагают темы, выходящие за рамки учебной программы, которые требуют какой-то исследовательской работы. И Квентин явился ко мне с предложением реализовать метод рендеринга живописного полотна в стиле кубизма на основе алгоритма из недавней научной статьи с добавлением некоторых компьютерных эффектов. Всё у него уже было продумано.

В ответ удивленный я немедленно показал ему файл, в котором было описание проекта, включавшее, в частности, создание цифровых скульптур в стиле кубизма, который я собирался подать на получение гранта. И который мне почему-то не пришло в голову ему предложить, хотя он лежал у меня давно - не было ресурсов над ним работать.



Тут надо сказать, что мы с моим многолетним другом и коллегой Александром Пасько (который с недавних пор является и профессором Сколтеха) издавна интересуемся «компьютерным искусством» вообще и «цифровой скульптурой» в частности. Для нас это отличный полигон для тестирования новых методов моделирования геометрических форм на основе так называемого функционального представления - когда объект любой сложности описывается одной точной непрерывной математической функцией весьма нетривиального вида. При этом в дополнение к геометрии с каждой точкой пространства ассоциированы и функции, описывающие разные физические атрибуты (цвет, материал. Вот кубистическая компьютерная скульптура очень нам в качестве такого полигона подходила: она характеризуется наличием очень характерных и в то же время тонких художественных особенностей и к тому же имеет естественный потенциал для анимации с ее «оживлением» - и последующей фабрикацией с использованием 3D-принтинга.

Стоило немало усилий переключить Квентина на наш скульптурный проект. У него классический менталитет художника, который органически не любит делать то, что ему говорят. Наш проект был достаточно проработан на концептуальном и математическом уровне, было более-менее понятно, как моделировать и анимировать. Этому студенту, однако, следовать указаниям своих руководителей не казалось естественным, он с трудом воспринимал тривиальные принципы коллективной научной работы с разделением труда.

К счастью, много чего в проекте было и неясного, и технические трудности ожидались очень большие. И художественная сторона, нам с Александром непосильная, там тоже предполагалась. Так что ему пришлось согласиться. При этом я ему сразу сказал: в случае успеха проект прозвучит далеко за пределами защиты курсовой.

На выполнение проекта было неполных три месяца, при том что Квентин был очень занят реализацией чрезвычайно амбициозного дипломного продукта - эта музыкальная анимация, работа над которой шла в течение всего третьего курса, получила в конечном итоге наивысшие в многолетней истории нашего Центра оценки и позволила Квентину с легкостью устроиться на работу в одну из ведущих в мире компаний по специальности. Впрочем, и наш проект, кажется, помог. Опущу подробности хода работы - разве что отмечу, что мы с Александром вложили много больше времени и усилий, чем студенческие проекты обычно требуют. Но и результат получился не студенческий.



В апреле прошлого года проект был оформлен как постер и подан на ведущую в нашей специальности конференцию ACM SIGGRAPH 2017 в Лос-Анжелесе. Некоторые наши студенты каждый год отправляются на эти ежегодные мировые форумы за свой счет работать там волонтерами - огромная программа с участием буквально всех мировых экспертов и представлением последних научных и практических результатов привлекает более 20 тыс. участников. Тамошние постеры - это популярное у аспирантов всего мира место публикации. И не только у аспирантов - это лучшее место для ознакомления максимального количества коллег с последними результатами.

Принимается не более 10−15% от поданных постеров. Но наш получил рецензии с высшими баллами. Одна из рецензий начиналась нетривильно (цитирую): «Wow!» - не думаю, что это с моими статьями когда-либо повторится. В том же Лос-Анжелесе как раз перед SIGGRAPH (охватывающим все возможные темы в очень широкой области) проходила значительно более камерная главная конференция в нашей узкой области ACM SIGGRAPH / EurographicsSymposium on Computer Animation (SCA 2017).

В последнюю минуту решили подать туда полномасштабную (12 страниц) статью. И здесь мы получили необычные рецензии. Процитирую рецензентов: «This is definitely not the typical paper one might expect to see at SCA», «This paper is refreshing to read. It returns to the core excitement and potential of computer graphics to make new kinds of art», «This will be a presentation of a something very different from the standard… The results are very beautiful, and I would be eager to listen to a presentation about creating these works». Тем не менее статью ожидаемо завернули (она была слишком сыра, ибо написана в спешке, а на эту конференцию статьи принимались без возможности доработки после рецензирования), но пригласили (без рецензирования) с постером и на эту конференцию. Так что в июле мы с Квентином посетили сразу два ведущих (и очень разных) форума и убедились, что работа вызывает большой интерес.

Подтверждением чего явился присужденный Квентину второй приз в проходившем во время SIGGRAPH престижном конкурсе студенческих научных работ ACM Student Research Competition (был и денежный приз, спонсированный «Майкрософтом»). Финалисты (отобранные из 75 представленных постеров из многих стран мира) выступали на особой сессии перед представительным жюри и многочисленной аудиторией. Могли, наверное, и первый приз получить - но презентацию готовили не заранее (как следовало), а на месте, при этом поспорили на высоких тонах - Квентин хотел выступить не как ученый с представлением научной работы в надлежащем формате, а как художник с акцентом на созданные артефакты, хотя я, конечно, понимал, «как надо». Но и достигнутый в итоге компромиссной презентации результат - это огромный успех.



Ну, а что касается статьи, то в развернутом виде она была через год опубликована после peer review в самом, пожалуй, подходящем для такой мультидисциплинарной работы топ-журнале IEEE Computer Graphics and Applications, который широко читается и в академии, и в индустрии. Специфика журнала потребовала некоторого сокращения технических подробностей, так что другие публикации на эту тему еще впереди.

Corker-Marin Q., Adzhiev V., Pasko A. "Space-time cubification of artistic shapes", Proc. ACM SIGGRAPH 2017 Posters, SIGGRAPH 2017, Article 11

Corker-Marin Q., Pasko A., Adzhiev V. "4D Cubism: Modeling, Animation and Fabrication of Artistic Shapes", IEEE Computer Graphics and Applications, Vol. 38, No 3., May-June 2018, pp. 131−139.
doi: 10.1109/MCG.2018.32 421 660
Полный текст (pdf) в открытом доступе.
Видео.

Research by BU undergraduate students has been recognised at the major conferences and at global research competition (Расширенный отчет: pdf)

пресса, образование, наука

Previous post Next post
Up