Многозначительная Россия - 83: московские впечатления

Apr 23, 2009 19:33

Решил-таки обнародовать свои впечатления от недавней поездки в Москву. Вполне себе несистемные. Что же меня в этот раз удивило? Или, точнее, просто запомнилось - как всегда по контрасту с английской действительностью (я слишком часто бываю в России чтобы чему-то по-настоящему удивляться).

  • Тон поездке неожиданно задал водитель автобуса, в котором я ехал в лондонский аэропорт Хитроу. Нечасто встретишь такого экспансивного англичанина! Каждого пассажира он при посадке приветствовал с широкой улыбкой индивидуально: "Hello my friend" или (обращаясь к дамам) "My darling". Всю дорогу (более двух часов) развлекал пассажиров разговорами. Почему-то я вспомнил о нем, когда - впервые на моей памяти! - дама на пограничном контроле в Домодедово не просто с непроницаемым видом шмякнула печать в паспорт, но и сказала "здавствуйте" и "пожалуйста" (в ответ на мое "спасибо"). На обратном пути, впрочем, этого не повторилось.

  • Сажусь в подмосковном городе Жуковском в автобус, чтобы доехать до метро "Кузьминки". И не верю своим глазам: водитель не просто берет деньги за проезд, но пробивает в кассе и выдает чек! Чего на этом маршруте (и многих других аналогичных) не было много лет! Впрочем, в маршрутках (на которых я по обыкновению поездил основательно - и в тот же Жуковский, и из Домодедово, и просто по Москве) ничего (со времени моего полуторагодичной давности поста, где уже обсуждалась эта тема) не изменилось: денежки все так же исчезают в кармане водителя, а о билете никто и не заикается.

  • На дворе, вроде, экономический кризис. Так что докладываю о ценах. Правда, мои сведения о них весьма специфичны, ибо по магазинам я ходил мало, да и товары, которыми я традиционно интересуюсь, возможно не самые представительные. За прошедшие с предыдущего моего визита 4 месяца довольно сильно (раза в полтора - если судить по "моим" магазинам) подорожали молочные продукты. Приличные торты стоят в диапазоне 300 - 700 рублей (значительно дороже, чем в Альбионе. Правда, их ассортимент в московских магазинах не в пример шире). Продолжают дорожать книги - уже трудно найти приличный томик дешевле 300 рублей - и вообще, 500 рублей - вполне распространенная цена. Многие книги стоят еще дороже. Могу точно сказать, что в Британии мне книги обходятся дешевле - даже если обозначенная на них "официальная" цена (которую на российских книгах не пишут) выше: гибкость книготорговли почти всегда позволяет купить книгу дешевле, и значительно. То же самое относится к DVD (типичная цена в районе 350 - 500 рублей, и более) - я такие деньги в пересчете на фунты трачу в Англии только на весьма редкие фильмы.

  • Еще о DVD. Кажется, с улиц (а также из подземных переходов) исчезли развалы с дисками (а, скажем, из перехода под Пушкинской пропал и "лицензионный" киоск, бывший там много лет). Значит ли это, что такого рода торговле положен конец? Или это было некое "сезонное" проявление "борьбы с пиратами", и все вернется на круги своя? Помянутые выше практически "запретительные" цены (с учетом того, что зарплата среднего человека даже в Москве все-таки пока далека от типовой английской) в любом случае означают, что люди будут продолжать (качая по Интернету, например) добывать "незаконные" копии.

  • О телевидении. Смотрел мало, в основном в излюбленном режиме "переключая каналы". Казалось бы, давно пора перестать удивляться, но специфический тон общественно-политического вещания не перестает меня поражать - прежде всего, все тем же антизападным ожесточением (даже при отсутствии повода) и фирменным лизоблюдством (опять же, на ровном месте) в адрес первых лиц. Вот, к примеру, заглянул я как-то вечером в программу и обнаружил, что по НТВ как раз идет новая дискуссионная передача модного писателя Сергея Минаева "Честный понедельник", посвященная пенсионным проблемам. Решил полюбопытствовать, что это такое, и включился туда в момент, когда ведущий задал аудитории вопрос: "Кто у нас в России герой?". Тут же некая дама (чем-то похожая на певицу Бабкину, но та, вроде, всегда пофигуристей была) отвечает: "Я могу назвать одно имя - Владимир Владимирович Путин!". Бурные аплодисменты. Я, признаюсь, тут же с этой очень дискуссионной программы переключился, так что контекст (неужели пенсионный?), в котором возникла эта злободневная тема, объяснить не смогу.

  • А вот передача первого канала "Закрытый показ" (с ведущим Александром Гордоном), посвященная показу и обсуждению нашумевшего фильма К. Серебренникова "Юрьев день" (я его как раз сам недавно посмотрел). Вроде, интересная программа, с представлением артхаузного фильма и реальной (казалось бы) дискуссией с участием известных людей - были и сторонники фильма, и противники, и, наконец, его создатели. Вот только фирменная для российского телевидения особенность (которую на британском ТВ просто невозможно представить): ведущий с самого начала обозначил свое резко отрицательное отношение к фильму, и в дальнейшем был самым активным его ругателем. Я, кстати, само это негативное отношение разделяю. Но ведь все писаные и неписаные профессиональные каноны такое поведение ведущего дискуссионной программы запрещают! В итоге, он поставил в неудобное положение и создателей фильма (которые чувствовали себя на судилище с заранее известным приговором), и свой канал (вряд ли заявление Серебренникова, что его группа пришла на эту "порочную и циничную" программу только потому, что это диктовал контракт на показ фильма, так уж работает на повышение репутации канала, если таковое понятие вообще существует).

    Хотя, на российском телевидении ведущий традиционно больше, чем ведущий, что особенно выражено в политических программах (вспомним всех этих пушковых, шевченок и соловьевых - или евгениев киселевых, давно, впрочем, с основных каналов исчезнувших). Это ведь все т.н. "авторские программы", что "как бы" дает право на продвижение ведущим своей (или своего начальства) позиции. В Альбионе таких "авторских" дискуссионных программ просто не существует, ибо с какой стати зрителям становиться заложниками взглядов некоего субъекта, кого народ на его идеологически значимую позицию не избирал...

  • Как-то вечером расщелкался я ТВ-переключателем и угодил, как кур в ощип, на канал ТНТ. На экране была молодая симпатичная девушка. Она как раз раскрыла свой нежный ротик и пропела: "пипец!". Затем повторила это замечательное словцо раз, другой, третий... Я сначала непроизвольно, а затем сознательно начал считать - это же самое слово было повторено 21 раз - подряд! После чего пошли титры. Как выяснилось, это был конец очередного эпизода сериала из студенческой жизни под названием "Универ". Уж не знаю, обычная ли это стилистика или у девушки-персонажа случилось в этом эпизоде некое потрясение вследствие углубленных университетских штудий. Дело было, кстати, в 8 вечера, но понятие watershed на российском ТВ в принципе не существует.

  • О прессе. В субботу, 11 апреля (когда большинство газет не выходят, как и в воскресенье - в Альбионе, наоборот, субботние и воскресные номера всех газет являются устрашающе толстыми) купил "Коммерсант". Газета толстая - думал, будет что почитать в дороге. Оказалось, однако, что читать можно только первые три страницы (с уже известными мне новостями) - остальные 29 (!) заполнены официальными "Сведениями о банкротствах" (для чтения вообще-то в принципе не предназначенными). Что любопытно (и возмутительно): об этом факте - ни единого слова на первой полосе (хотя о таких вещах надо предупреждать читателя крупной шапкой) - так что обнаружил я это, только раскрыв газету в маршрутке! Что ж: качественная газета - качественная разводка читателей. Понять бы еще, в чем ее смысл.

  • Кстати, газеты ощутимо подорожали. За помянутый "Коммерсант" я отдал 22 рубля (еще в декабре в том же киоске он стоил 12). А в Домодедово эту замечательную газету можно купить за 33 рубля ("Известия" - немного дешевле: 27 рублей). Кстати, любопытная особенность: почему-то в московских аэропортах практически все товары традиционно стоят значительно (иногда - в разы) дороже, чем в самой Москве (цены в Хитроу - такие же, как в лондонских магазинах и кафе). Разве что за кофе с пирожным в тамошнем "Кофе-хауз" я отдал 360 рублей, что соответствует ценам в аналогичном заведении в центре Москвы (и раза в полтора дороже, чем в любом сетевом лондонском кафе).

  • Купил журнал "Афиша" №6 (6-19 апреля). Оказалось, что это юбилейный номер (журналу исполнилось 10 лет), и по этому поводу добрая половина номера посвящена всевозможным поздравлениям и воспоминаниям. Не знаю, почему журналисты (и их начальники) полагают, что кому-то за пределами редакции интересны совершенно ничем не примечательные истории из их внутренней жизни, которые, наверное, хорошо идут на междусобойчике после принятия на грудь. Вот, скажем, некий Филипп Миронов (его представили так: "в Афише - редактор сайта, сейчас - пиар-директор агенства Casa") так характеризует первого главного редактора, а ныне - генерального директора "Афиши" Илью Ценципера: "... он одевался как фрик - шаровары и красный свитер, а на блаженное лицо дирижера Рождественского, увиденное однажды в мониторе..., среагировал вопросом "Что это за х...ло?". Кокетливое многоточие в словечке "х...ло" выглядит особенно многозначительно - как же, это же приличное издание, о дирижерах пишет. Надо, наверное, очень верить в свою "культовость" (или как там это на гламурном языке обозначается?), чтобы полагать, что подобные басни полезны для репутации и самого посвященного (пусть и частично) освещению культурной жизни журнала, и его руководителя. Впрочем, я, наверное, не вхожу в целевую аудиторию этого замечательного в своей непосредственности издания.

  • А вот журнал "Русская жизнь", кажется, переживает не лучшие времена: по крайней мере, в объеме он сильно сдал. А жаль! Апрельский номер, посвященный Гоголю, я прочитал практически весь, и не без удовольствия. Что любопытно: купил я его в книжном магазине "Москва", где он располагался не на специальном пресс-развале (где покоятся все остальные толстые и тонкие журналы), а на полке, где по алфавиту стоят тома художественной (более-менее) литературы. Любопытный маркетинг!

  • А вообще, конечно, много чего в России оставляет желать, зато люди в основном хорошие. Во всяком случае, мои друзья, с которыми я чуть не каждый день выпивал и закусывал. К примеру, kredov изложил мне свои (местами сомнительные) взгляды на природу отношений власти и оппозиции, и выслушал в ответ мои (правильные). Не сомневаюсь, что это поможет ему в той ответственной литературной работе, к которой он приступает. Кстати, обсуждение это происходило в грузинском ресторане. Который добрые полгода был (от греха подальше, в связи с известными событиями) закрыт "на ремонт", а теперь открылся снова. К сожалению, грузинских вин отведать не удалось (поставки давным-давно прекращены). Взамен предлагалось болгарское как (по словам официантки) "самое лучшее" (и самое дорогое!), но мы предпочли французское...

  • Еду в метро (держа путь в Домодедово). На остановке в вагон заходит юноша, на вид лет 16-ти, и звонким голосом объявляет: "Василий Пупкин инкорпорэйтед представляет!". Вагон так и грохнул. Не уверен, удалось ли этому юному коробейнику свой товар продать, но настроение он всем улучшил. С этим улучшенным настроением я и прибыл в Альбион. Где сел в автобус все с тем же замечательным водителем... Круг замкнулся!
  • Пресса, Телевидение, литдыбр, Россия

    Previous post Next post
    Up