Юные математические дарования в суровом конкурентном мире

Oct 16, 2007 18:18

В минувшее воскресенье прочитал на polit.ru статью Натальи Деминой (nataly_demina) "Большой спорт для математиков" о международных олимпиадах по математике. Материал чрезвычайно обстоятельный: кажется, все возможные темы затронуты, и весьма полно (особенно если походить по предоставленным многочисленным ссылкам). В частности, описывается многотрудный и ( Read more... )

Телевидение, Вундеркинды, Математика

Leave a comment

bromozel October 16 2007, 19:57:10 UTC
У нас такого гораздо меньше.
Я много лет имел дело с системой подготовки талантливых школьников к олимпиадам - сначала в качестве участника, потом в качестве педагога. И так и так - довольно успешно. И, конечно, встречаются дети, у которых есть трудности с общением. Но "на самом верху" - то есть в сборной команде России таких детей очень мало, практически нет. Все-таки одного таланта мало, чтобы пробиться в шесть лучших людей в стране, нужно еще упорно работать. Может быть "странным индивидам" именно это дается с трудом.

На уровне городской олимпиады, городских кружков таких детей не то, чтобы много, но, скажем так, больше, чем в среднем. И в основном обучение в кружке или математической школе часто сказывается на них положительно - в том смысле, что если ребенок испытывал трудности в общении со сверстниками, то теперь он попадает в среду, где много людей с такими же увлечениями. И проблемы с общением исчезают в значительной степени.

Но если бы снимали подобный фильм про команду России, то такого впечатления не возникло бы. Думаю, что основное отличие нас от Англии именно в том, что у нас это в значительно большей степени является профессиональным спортом.

Reply

valchess October 16 2007, 20:07:48 UTC
Все-таки одного таланта мало, чтобы пробиться в шесть лучших людей в стране, нужно еще упорно работать. Может быть "странным индивидам" именно это дается с трудом.

Из этого фильма, во всяком случае, следует, что эти английские ребята занимаются математикой буквально день и ночь. Кстати, и система подготовки выглядит достаточно суровой и непрекрывной. Т.е. тренируют их тоже ничего себе. А места в последние игоды команда занимает во втором десятке.

Я сам в свое время поучаствовал на олимпиадах. Правда, до союзного уровня не добрался - в своей автономной области я конкурентов по физике и математике не имел, но на краевых олимпиадах три года подряд занимал вторые места. И никогда не замечал на этом уровне у кого-то странностей (хотя, может, плохо смотрел). Зато в институте и позже на работе в авиационно-космическом ящике встречал очень выраженных (и очень талантливых) аутистов. Плюс встречал их в шахматной среде.

Reply

bromozel October 16 2007, 20:13:12 UTC
В Петербурге за талантливыми школьниками начинается настоящая охота с 5-го класса, есть несколько "конкурирующих фирм", которые стремятся учить как можно более талантливых детей. С 5-6 класса и до конца школы дети занимаются в кружке, летом ездят в лагерь, где занимаются математикой по 4-8 часов в день. И т.д.
В Англии же, я думаю, таланты начинают целенаправленно искать и готовить в выпускном классе. Естественно, что время уже упущено.
Я писал много про кружки в Петербурге, у меня ссылки в инфо есть, как у нас все устроено.

Reply

valchess October 16 2007, 20:23:35 UTC
Вообще, в английских университетах уже давно просто стон стоит: студенты приходят из школы со все более снижающимися знаниями именно по математике. Я думаю. что по большому счете это следствие всеобщей попсовизации жизни - дети просто не понимают, зачем им будет нужна математика. Даже, как ни удивительно, дети, идущие в computer science. При том, что система поиска талантов в самых разных областях здесь имеется, и весьма выстроенная. Кстати, у героя фильма Даниэля мать - учительница математики.

Тут ниже знающие люди замечают: в России у аутичных детей не так много шансов добраться до реализации своих талантов - ситстема их отвергает раньше.

Reply

vdots October 17 2007, 03:20:08 UTC
Ага, этот Ваш комментарий, кажется, всё очень точно суммирует. И про английскую ситуацию (в Ирландии, насколько я могу судить по недавно начатым наблюдениям за студентами-математиками 1 года, также), и про российскую. Впрочем, среди математически сильных (и очень сильных) московских школьников (олимпиадников и не только) аутичные дети не такая редкость, как (если верить bromozel) в Питере. Может, этому причина в менее спортивном отношении к олимпиадам в Москве.

Reply

valchess October 17 2007, 15:42:52 UTC
А Вы, оказывается, в Trinity в Дублине. Я там два года назад целую неделю прожил, прямо на территории кампуса, будучи на конференции.

Reply

vdots October 17 2007, 15:44:29 UTC
Ага, у нас очень живописный кампус..

Reply

migmit October 17 2007, 06:35:07 UTC
Как минимум "Все-таки одного таланта мало, чтобы пробиться в шесть лучших людей в стране, нужно еще упорно работать" - неверно. Я - серебряный призёр международки; ни в какой момент то, чем я занимался перед олимпиадой, и близко не подходило под выражение "упорно работать".
"Думаю, что основное отличие нас от Англии именно в том, что у нас это в значительно большей степени является профессиональным спортом" - угу. Вот за это я и не люблю олимпиады.

Reply

:) bromozel October 19 2007, 11:02:58 UTC
Скажите, сколько примерно часов в день в 9-11 классах вы тратили на решение олимпиадных задач по математике?

Reply

Re: :) migmit October 19 2007, 11:20:29 UTC
Олимпиадных? Около нуля.
Другой вопрос, скажем, задачки из Гарднера - тут да, бывали дни, когда доходило и до двух часов. Хотя читать его было на порядок интереснее, чем решать из него задачки.

Reply


Leave a comment

Up