Урок по Гражданской обороне ("Заря"-5)

Mar 19, 2018 23:12

Когда мастера предложили, чтобы директор какой-нибудь урок провел, я выбрала ГО. Потому что вдруг вспомнила примету эпохи: восьмидесятые - это время, когда все ждут ядерного апокалипсиса. Не только в Союзе, но и во всем мире (и до сих пор отголоски того ужаса сквозят в воспоминаниях и пр.) А поскольку эта тема изрядно подпортила мне юные годы, и ядерные взрывы перестали сниться всего несколько лет назад, я решила поделиться с ребятами этими незабываемыми ощущениями.





На занятиях дети разделялись на две большие группы по возрасту, и сначала я хотела у старшей группы провести «обычный» урок и контрольную, а младшей показать страшный мультик про войну (либо «Могила светлячков», либо «Босоногий Гэн», я привезла оба. Да, я настолько злая тварь).
Но вышло так, что удалось провести только один урок, в младшей группе, и это была как раз лекция с контрольной (я выбрала интересный игровой момент, отказавшись от мультипликационной дозы кошмара - так что я все-таки не настолько злая тварь).

Сначала я отбарабанила все то, что мы учили в школе - о поражающих факторах ядерного взрыва, очаге ядерного поражения, средствах индивидуальной защиты и пр. Потом рассказала о тех моментах, которые будут нужны для выполнения контрольной. А именно - о группах радиационной разведки, которые собирают данные радиационной обстановки, о важности точных данных, о том, что в группу входят по 4 человека с дозиметрами, средствами защиты, аптечками и т.д.

После чего они записали условия задачи.

Вы - руководитель предприятия в условиях военного времени. После сигнала «Воздушная тревога» работники вашего предприятия укрываются в убежище. В 10 километрах от вас находятся две деревни, А и Б. В деревню А был нанесет ядерный удар, она - очаг ядерного поражения. Про деревню Б нет никаких данных. Вы обязаны собрать данные в обеих деревнях (измерить уровень радиации) и передать ее старшему в областном штабе ГО, чтобы там смогли оценить рациационную обстановку. Ваши действия?

На этом месте ушла в слезах первая девочка. Потом не выдержали еще две. Остальные оказались покрепче.

Пришлось несколько уточнить условия задачи для правильной оценки ситуации:
- деревни находятся в пешеходной доходимости, и все три объекта располагаются как бы на углах равностороннего треугольника (это неважно, но многие спрашивали)
- допустим, удар в деревню А нанесен примерно 3 дня назад (снижение уровня радиации до более-менее безопасного требует, скажем, 7 дней)
- точность данных важнее, чем скорость их передачи, но ждать еще несколько дней нельзя (то есть, если вы выбрали такой вариант- вы не выполнили задачу)
- не нужно делать вывод, что, мол, в 10 километрах накрыло всех, чего туда ходить? (значит, вы не выполнили задачу)
- средств индивидуальной защиты, аптечек и пр. хватает на всех людей под вашим руководством
- у вас есть связь с областным штабом ГО, и там ждут результатов

В результате в группе была получена 1 «пятерка» (Коля Свет), 1 «тройка» (Белобрысая - сейчас я понимаю, что это была тоже двойка, но переигрывать не спортивно) и 1 «двойка с плюсом» (Миледи). Остальные получили «два».

Можете попробовать решить эту задачу, я скрою комментарии на пару дней. Существует рационально верный ответ, но ваш ход мысли, конечно, тоже интересен.
Предупреждение: задача спорная, верное решение спорное, условия слишком неконкретны. Считайте все это просто игрой :)

Потом эта задача отлично «сыграла» в игре - о ней помнили, ее сравнивали с реальными событиями игры, искали аналогии. Несколько раз директору бросали упреки в том, что разведгруппы - это какие-то группы детей здесь, и т.д. На что он отвечал: «Задача составлена так, чтобы каждый увидел в ней свое. Из нашей реальности в ней есть только два момента: 1 - невыносимо страшные условия, 2 - невозможность идеального решения. Всё».

P.S. Это пересказ по памяти настоящей задачи, которую задавали моей сестре на уроке ГО в старших классах. Она запомнила ответ учителя на всю жизнь. Спасибо ей за идею и отличный игровой момент :)

UPD: Ответ - послать ОДНУ группу, которая зайдет в обе деревни и снимет данные. Чтобы снизить количество смертников. Сестра услышала в ответ на свой рассказ о том, что посылает одну группу в деревню А, вторую - в деревню Б и т.д., следующее: "Вы только что убили восьмерых человек".

РИ

Previous post Next post
Up