И еще раз - «СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!»
Дедова оскомина
Я долго не понимала, за что так сестры и мать моего отца не хотели принимать в свою семью мою маму. Она и видная, и работящая, и фельдшер, то есть интеллигенция на селе! А сестры отца очень уважали должности и достаток. Бабушку по соседству не иначе как «бабушка Василь Василича» называли, потому что тот Василь Василич был председатель колхоза.
Чем же им моя мама не угодила? Помню из детства, как отец их ремнем усмирял, чтобы они маму и, особенно, меня, его любимую дочку, не называли «татарчей» или «кылтычихой». Я тогда не понимала, кто это такие и почему их так не любят мои тетки. Мне мама казалась красивее всех на свете. Да и не было ей равных на селе. Та же тетка нередко мне говорила: «Какая же ты белокожая да ладная, вся в мамочку».
И все равно козни ей строили, наговаривали, вредили, как могли, втихаря. Поэтому мама поставила отцу условие: или развод, или уезжаем отсюда. Мы и уехали. Далеко, в Азию.
Но тетка и там доставала. Письмо мне, девочке-подростку, прислала с осуждением моей мамы... Я до конца читать не стала, родителям отдала. Но они мне ничего толком не объяснили. Мол, невзлюбила, и все. Я к маме - что не так? Может, и правда у нее и от нее у меня татарская кровь есть. Мама отрицает. Говорит, что ее род - самые настоящие коренные сибиряки, их еще челдонами называют, от слов «челом к Дону».
Я стала искать, что это за народ такой. Нашла три версии. То ли они потомки русских, прибывших в Сибирь в конце XVI - XVII столетия, возможно, потомки староверов, которые спасались от реформ Никона. То ли
это потомки казака Ермака от связей с аборигенами. Есть еще версия, которая меня привлекла своей эпичностью. Якобы челдоны происходят из ушкуйников - речных пиратов, промышлявших торговлей, грабежом и охотой на Волге и Каме.
А тут тетушка еще подкинула информации для размышления. Она мне прислала небольшой альбомчик с какими-то старыми фотографиями и с ее комментариями и велела написать статью в их областную газету про 550-летие (!) со дня основания моего родного села. Я от такой информации просто обалдела. Вот это древность! Но самое офигительное - там девичья фамилия моей матери, т.е. ее прапрапра..дед был основателем села. А тетка моя работает завбиблиотекой, уж она много знает. Но она категорически отрицает связь маминого рода с основанием села. Мол, однофамильцы. Ага, и пол-села сегодня тоже однофамильцы? Так не бывает. Не поверила я тетке, помня ее нелюбовь к моей маме
Давай тетку еще расспрашивать. Но она ушла от ответов, - случайные люди, и все тут. Я еще помню такую сельскую байку-предание, что эти «случайные люди» с фамилией моей матери устроили самостийную «таможню» как раз на Сибирском тракте. И кто не платил им «налог», того - в речку... Эта речка до сих пор дурной славой пользуется, там и ядовитых змей много, и звуки какие-то страшные слышны, там постоянно скот пропадает, и если какой человек пойдет, обязательно что-нибудь с ним случится.
А еще я читала в «святых книгах», что «грехи отцев отпустят дети». И если в роду были смертные грешники, то такой род будет пресечен.
И что ж... По материнской линии все мужчины истреблены, как правило, через пьянство. По линии отца, кроме отца мужиков и не народилось вовсе: «Спасибо деду за победу!».
Но мне мало было такого мистического объяснения - через наказания за грехи. Я искала истоки своей родословной по обеим линиям в истории края. И по тому как моя тетка-библиотекарь наотрез отказывалась мне что-либо говорить, я поняла, что от меня что-то скрывают.
И этим "что-то" оказалась реальная история - самая главная и страшная тайна, до которой я, наконец, добралась через многие годы поисков. И эта реальная история касается не одного моего рода-племени. Она напрямую связана с каждым живущим здесь и сейчас.
А открыла эту страшную тайну одна единственная женщина с необычным и прекрасным именем - Сандра. Сандра Римская - это псевдоним или НИК, как сейчас говорят, а по мне, так это звание Александры Кондрус, последней на планете из Армейского рода, основателя и строителя этой цивилизации (
https://sandra-rimskaya.livejournal.com/).
И теперь мне понятна непроходящая ненависть моей тетки - дочери своего отца, моего деда-героя к моей матери и всему материнскому роду, тоже далеко не идеальному, но гораздо более древнему, чем неопределенный род моего отца, которым, по реальной истории, переселяли\заселяли сибирские земли относительно недавно. И это ее ненависть - на генетическом уровне.
Теперь я понимаю, что хотела мне непременно сказать перед смертью моя бабушка - мать моего отца и за что просила моего прощения.
И я, бывает, чувствую ту оскомину от дедова «винограда» горьким ядовитым привкусом.
VALA FILA