Originally posted by
hitrovka at
Артиллерия Москвы. Часть 2. Фальковский Н. И. (в интернете публикуется впервые)источник: Фальковский Н. И. - Москва в истории техники. - М.: Московский рабочий, 1950, Стр.57-73.
ПРОДОЛЖЕНИЕ 1 ЧАСТИ
Было две пушки верховые (мортиры) весом в 162 пуда, с двумя станами к ним в 144 пуда. Другие две верховые пушки были весом по 34 пуда 30 фунтов со станами по 33 пуда. Стреляли каменными ядрами, в 4 пуда 1.
Даже Петр I, создавая в 1701 году новую артиллерию, отлил 6 мортир калибром 9 пудов, весом каждая 214-230 пудов, а со станом - более 300 пудов. Между тем в последующие полтораста лет калибр осадных и крепостных орудий не превышал 5 пудов.
Таким образом, артиллерия Москвы всегда отличалась наличием орудий весьма крупного калибра. Но это отнюдь не исключает того, что основная масса их была среднего и мелкого калибра в соответствие с тактическим применением.
Рис. 35. Железная пищаль второй половины XVII в. (Артиллерийский музей).
Ведь именно Москва ранее, чем кто-либо в Европе, стала применять полковую артиллерию. Ещё в XVI веке, во время войны Ивана Грозного с Баторием, в русской артиллерии имелись полковые пушки мелкого калибра (1/4, 1/2 и 1 1/2 фунта). Полковые пушки заимствовали у русских шведы при Густаве Адольфе (1611-1632 годы.).
В XVII веке русские полки уже имели по 6-8 пищалей. Техническая мысль московских пушечников искала лучших технических решений, и этим отчасти объясняется большое разнообразие имевшихся орудий. Сохранилась медная гафуница (гаубица) отливки 1542 года, предназначенная для стрельбы каменными ядрами и картечью («дробом»). Диаметр её -5,1 дюйма, длина - 38 дюймов. Это древнейший образец гафуниц, появившихся в Западной Европе в том же XVI веке. В 1545 году на Пушечном дворе отливали новейшие волконейки весом 116 пудов .
__________________________________________________________
1. Н. Е. Бранденбург. Исторический каталог, ч. I, стр. 97-98. СПБ. 1877.
__________________________________________________________
Применялся в Москве в XVI веке и медный камнемёт с каналом квадратного сечения в 7 дюймов. Длина орудия - 30 дюймов.
В 1636 году в Москве отлита пищаль с тремя стволами и запалами калибром в 2,7 дюйма. Длина её - 88,3 дюйма. Вес - 59 пуд 20 фунтов 1.
Артиллерия вообще была разнообразна по названиям, конструкции, калибру, весу, длине, толщине стенок, внешнему оформлению. Нередко при одинаковых калибрах ядра одного орудия не подходили к другому. Сохранившаяся рукописная «Описная книга пушек и пищалей» включает следующие основные типы орудий: пищали - для прицельной стрельбы, мосжиры (мортиры), или верховые пушки, - для навесного огня, тюфяки дробовые - для действия картечью (дробом), органы - многоствольные орудия небольшого калибра - для стрельбы залпом.
Отличались орудия и по материалу. Пищали были медные, железные, чугунные. Калибр их колебался от 1/2 до 26 футов. Существовали пищали полковые (1/2- 3 1/4 фута), полуторные (1/2 - 8 футов), вестовые ( 3/4- 8 футов). Были долгие (3-4 фута) и короткие (2-3-4 фута). Имелись семипядные (2 фута) и девятипядные (3-4 фута). Были скорострельные и полуторные скорострельные, волконеи и «финколёт», затинные. Применялись пищали затинные скорострельные, пищали затинные дробовые «с замки».
Часто орудия определялись названием: «Собака» (10 футов), «Медведь» (3 1/4 фута), «Гамаюн» (1 фут). Одно и то же название носили орудия разного калибра, то есть не было чёткой системы, а тем более единообразия 2. Существенно влияло и то, что на вооружении были пушки разного времени отливки, приобретенные за границей и взятые в бою от противника. Однако общее количество орудий было значительным. Даже в середине XVII века в 93 пунктах России (кроме Москвы и ряда других городов) числилось около 2 730 орудий 3.
Отсутствие системы и единообразия в материальной части характерно для артиллерии XVI-XVII веков и Западной Европы. Но в техническом отношении русская артиллерия во многом опережала другие страны. Так, Москва, например, имела заряжавшиеся с казенной части орудия не только гладкоствольные, но и нарезные своего производства. К XVI веку относится сохранившаяся пищаль с затвором в утолщённой казенной части. Она обкована четырёхгранником и имеет поперечное горизонтальное отверстие для задвигания призматического клина. В срезе казённой части есть сквозной канал по оси орудия для его заряжания.
Другая бронзовая пищаль, калибром в 3 дюйма, с 10 крупными спиральными нарезами, делающими четверть оборота канала, для закрепления казённика имеет клин, входящий в сквозное горизонтальное отверстие. Так как на орудии отлиты русский государственный герб, посвящение царю Михаилу Федоровичу и год (1615), то это совершенно бесспорно устанавливает мировой приоритет Москвы в изготовлении нарезных казнозарядных орудий 4. В Западной Европе самые древние из них появились только в конце XVII века.
______________________________________________
1. «Москва в её прошлом и настоящем», вып. IV-V, стр. 139-141.
2. Я. Е. Бранбенбург. Исторический каталог, ч. I, стр. 45-67. СПБ. 1877.
3. Там же, стр. 9.
4. Выставлена в Артиллерийском музее, зал № 1.
_____________________________________________________
Среди сохранившихся пищалей XVII веке наиболее характерны следующие: гладкая с «отворотным противным шурупом» (казёнником); длина её 7 аршин, вес 59 пудов 30 фунтов, ядро 6 фунтов «Винтовальная с отворотным казённым шурупом» о 20 винтах; длина её 2 аршина, вес 4 пуда 5 фунтов, ядро 1 фунт. Другая такая же пищаль, имеющая 16 спиральных нарезов, весит 3 пуда 9 фунтов 1.
Приведённые выше слова современника об орудии, делающем 100 выстрелов, относятся к весьма нередким в Москве XVII века орудиям - органам. Несколько их сохранилось даже в Артиллерийском музее.
Один орган состоит из вращающегося на оси вала, на котором закреплено пять рядов ружейных стволов, общее число последних - 61. Затравки каждого ряда соединены железным желобком с крышкой, куда для залпа насыпается порох. После выстрела орган поворачивался, и следовал залп из другого ряда. Для удержания системы в определённом положении имеется зубчатое колесо с собачкой. Всё установлено на двухколесном станке с оглоблями.
В другом случае это - батарея из 36 мортирок калибром в 3 дюйма, расположенных уступами в три яруса по 12 орудий в каждом. Каждый ярус делится на два отделения по 6 мортир, соединённых общим желобком для залпа. Благодаря зубчатым колесам с собачками, отделения могут получать углы возвышения. Батарея расположена на четырёхколесной дышловой повозке.
Рис. 36. Сорока и орган. (Артиллерийский музей).
Третий орган представляет батарейку из 105 пистолетных стволов с одним общим ружейным замком для стрельбы залпом. Имеется прицел и мушка. Все в виде окованного железом ящика помещается на двухколесном станке с оглоблями 2. Сорока Ермака Тимофеевича из 7 стволов калибром 0,7 дюйма XVI века и орган XVII века представлены на рисунке 36.
Среди пушек в XVII столетии были также «пищали кожаные», обтянутые в длину «полосами, а поперёк железными обручами с кольцами и в середине трубы медные». Их латунный ствол обвивался смоляными верёвками, обтягивался сверху кожей, на которую нагонялся железный обруч с цапфами 3.
____________________________________________________
1. Н. Е. Бранденбург. Исторический каталог, ч. I, стр. 145-146. СПБ. 1877.
2. Там же, стр. 127-129.
3. Н. Е. Бранденбург. 500-летие русской артиллерии, стр. 13. СПБ. 1889.
____________________________________________________
Москва весьма интересовалась заграничными достижениями в артиллерии и приобретала новейшие образцы орудий, причём иногда в большом количестве.
В 1672 году из-за границы был привезён пушечный «образцовый строй со всем нарядом, что к воинскому строю годно настоит», и два водяных брызгала - большое и малое. Уплачена за это тысяча рублей 1.
Чтобы судить об уровне артиллерийских познаний московских пушкарей, остановимся на освещении этого вопроса в «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся воинской науки». Он составлен О. Михайловым в 1607, 1621 годах и касается наиболее важных вопросов военной техники. «Устав» поэтому в известной степени может характеризовать и уровень её в Москве XVII века. Так как он имелся в ряде списков, найден в Мастерской и Оружейной палате в Москве, был в библиотеке Пушкарского приказа, то наиболее образованные русские люди с ним, конечно, были знакомы. Из 663 «указов» или статей большинство касается пищального и пушечного дела, различных пушек, ядер, «снастей», практических указаний по стрельбе, изготовлению селитры, пороха, огненных составов.
Будучи практической энциклопедией пушкарского (артиллерийского) дела, «Устав» тем не менее придаёт большое значение мастерству, науке. «Ко всякому действу устроити им мастерством искусным... однако ж таких (пушкарей) взять, которые бы геометрию от нужнейшия и потребныя части были научены, которые б многими леты искуство имели и знали силу в пушках и пищалях» 2. Под таким требованием подпишется и любой современный артиллерист.
Из числа подробно рассматриваемых пушек остановимся на некоторых. Тяжелая пушка «Шарфмец» имела вес 250 пудов, вес железного ядра - 2 1/2 пуда. Пищаль «Василиск» соответственно-187 1/2 и 1 1/4 пуда, пищаль «Соловей»- 150 и 1 1/4 пуда, «Певица»- 100 пудов и 20 футов. Пищаль «Змея Нота» при весе в 125 пудов стреляла железными ядрами только в 15 фунтов. Пушки «Свинья», «Вол», «Обезьяна», весом в 70 и 75 пудов, стреляли каменными ядрами по 20 и 12 фунтов. Были полковые пищали «Шарфетина» весом в 374 пуда со свинцовыми ядрами в полфунта.
Мосжир (мортира) весила 125 пудов и стреляла каменными ядрами в 2 1/2 пуда. Половина мосжира-соответственно 62 1/2 пуда и 1 1/4 пуда 3.
__________________________________________________________
1. Доп. к АИ т. VI, № 46, стр 202, СПБ, 1857.
2. "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся воинской науки", часть 1, стр. 5, СПБ. 1777
3. "Старинный устав ратных, пушкарских и других дел", часть II, стр. 15-22. СПБ
__________________________________________________________
В виде общего замечания отметим, что с увеличением веса пушек отношение его к весу ядра уменьшалось. Однако, если у пушек и пищалей отношение веса ядра к весу орудия составляло 1:100-1:350, то у мортир это соотношение равнялось только 1:50.
«Устав» даёт цифры потребного количества лошадей на каждую пушку; в некоторых случаях требует для неё запасного станка. Оговаривается необходимое количество снастей: векш (блоков), воротов и прочее.
Так, для пищали «Василиск» требовалось 25 лошадей, запасной станок на 4 колесах с 6 лошадьми, 9 векш «с ужищами», ворот и прочее.
Под снасти нужна была телега с 4 лошадьми. Для ядер нужно было 7 телег с 6 лошадьми в каждой, а всего 42 лошади, и столько же под порох. Всего нужно было 119 лошадей, 36 возниц (по 3 человека на 10 лошадей) да 2 пушкаря 1.
Возимый запас по сметам брался из расчета 36-18 ядер на орудие в день, на 4-8 дней 2 . Практически с орудием шло 240-100 ядер и равное по весу количество пороха.
Рис. 37. Перевозка пушки и её детали (из альбома XVII века)
С полевой артиллерией везли инструмент для ремонта мостов и дорог (лопаты, кирки, топоры), подъёмные снасти, а также инструмент кузнечный, плотничный, Столярный, подковы, гвозди, средства для освещения и прочее 3. Перевозка пушки представлена у Пальмквиста (рис. 37).
«Наука правлению мишени к пушке четверогранцем или трёхгранцем и очною мерою» детально разбирает вопрос о правильном нацеливании пушки. При этом, рекомендуя «своему зраку не верить», указывается, как при помощи угломерных инструментов (четверогранец - квадрант с двенадцатью делениями, трёгранец - треть окружности) и отвеса установить пушку должным образом 4.
Разбирались русские люди практически и в баллистике, в углах возвышения ствола, в дальности стрельбы на разные расстояния 5. «А будет пушка направлена прямо в верьх... и по такому направленью из пушки выстрелится, а так доведётся ядро по его прямом прирождённом нраве назад в пушку упасти в тое же из которые оно выстрелено или выброшано, аже будет на высоте или на воздусех или ветр ядро не подвигнет ни на которую сторону» 6, то есть учитывалось всё же действие ветра.
Особое внимание уделялось возвышению пушки, «которое у учёных людей 45 степень (градус.- Я. Ф.) именуется». Проводится разница между полётом ядер, «которые бывают из низкого направления» («под 45 степени»), и теми, которые имеют «высокое и скорое направление» 7.
«Устав» также рассматривает вопросы организации артиллерии, воинского поведения и дисциплины, «огненные хитрости и огненных ядер», изготовления пороха, «службы пушкарския, аж будет у града стены к приступу сбити и город возмут» и многие другие, «касающиеся до воинской науки».
Таким образом, в начале XVII века в Москве даже имелось наставление по артиллерии, по своему характеру подобное теперешним, но основанное, конечно, только на практическом опыте. Однако в то время оно стояло на уровне передовых военно-технических знаний.
Что же касается последних, то им придавалось особое значение. «А который к тому делу не извык и такой в пушкари не пригодится, хотя будет в нём всего света мудрость есть» 8.
______________________________________________________
1. «Устав ратных, пушечных и других дел», ч. I, стр. 17-18. СПБ. 1777.
2. Там же, стр. 35-36.
3. «Старинный устав ратных, пушкарских и других дел», ч. II, стр. СПБ. 1781.
4. Там же, стр. 91-92.
5. «Устав ратных, пушечных и других дел», ч. I, стр. 139-151. СПБ. 1777.
6. Там же, стр. 142.
7. Там же, стр. 150-151.
8. Там же, стр. 105.
________________________________________________________
Петр I перестроил и развил русскую артиллерию. После поражения в 1700 году под Нарвой он приобрёл около 400 орудий и собрал в Москву до 90 тысяч пудов колокольной меди для отливки новых пушек. В 1701 году только Пушечный двор в Москве получил 24 311 пудов красной, колокольной и пушечной (старые орудия) меди и отлил в том же году 268 орудий, в числе которых были 24-фунтовые пушки, пудовые гаубицы и упомянутые ранее 9-пудовые мортиры.
Заказывая орудия в 1696 и 1699 годах за границей, Петр I изготовляет чертежи их и требует, чтобы изделия в точности соответствовали заказу, «ни чертою более или менее назначенного были». Вместо прежней отливки по усмотрению мастеров вводится в 1707 году калибровка и артиллерийская шкала. За основу берётся чугунное ядро диаметром в 2 дюйма, которое называется фунтовым. Устанавливается требуемая длина ствола в зависимости от калибра. Облегчается вес стволов и лафетов и в целом - перевозка полевых орудий 1.
Хотя в реализации этих предначертаний были различные отклонения, тем не менее установление единообразия в материальной части артиллерии сыграло огромную роль в дальнейших успехах русского оружия.
С переносом столицы в Петербург и созданием новых пушечных заводов Москва теряет свое значение руководящего центра русской артиллерии, а с потерей оборонительного значения фортификационных сооружений Москвы утрачивают своё непосредственно боевое значение и пушки на её стенах и башнях.
Только в 1708 году, как указывалось ранее, московская артиллерия могла оказаться нужной. В это время в древней столице находились 1031 пушка и 114 мортир полевого типа. Но и много позже они поражали врага вдали от священных московских стен.
Русская артиллерия стяжала себе бессмертную славу на полях сражений Отечественной войны 1812 года и ещё более во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Доблестно защищала Москву, в частности, наша зенитная артиллерия.
Созданная великим Сталиным; советская артиллерия, впитавшая в себя лучшие боевые традиции героических московских пушкарей, навеки прославила себя активным участием в разгроме германских захватчиков под Москвой и во всех блестящих победах Советской Армии.
________________________________________________________
1. Н. Е. Бранденбург. Исторический каталог, ч. II, стр. 7, 10-11, 13, 23. СПБ. 1883.