Лучше поздно, чем никогда...

Nov 10, 2011 23:08




Скорее для проформы, чем для дела - ибо пока я раздумывала, информация потеряла свою актуальность...
Вообще, мне сколько времени не дай - два дня или две недели - писать я все равно буду в последнюю ночь. Причем - в страшных творческих муках(((
Я даже в ЖЖ толком писать перестала, потому что... ну не знаю - как ступор какой-то. 
Следующий пост, видимо, будет про самоопределение))) А пока - про NET...

Сложно представить, но в этом году Фестиваль NET проходил уже в 13-й раз. Организаторы решили такую знаковую дату не игнорировать, а напротив - подчеркнуть. И заявленной сквозной темой (постабсурдистский театр), и фестивальной афишей, в которой значились литовцы и французы, испанцы и голландцы, новые, неизвестные имена и уже знакомые и ожидаемые мастера. Собственно говоря, формулировка «театр, существующий не в ожидании, а в отсутствии Годо» - то немногое, что могло связать воедино все эти разнокалиберные и разножанровые европейские постановки.
Отвечая на вопрос «что же сегодня есть новый европейский театр», можно смело сказать - сегодня это не только и не всегда театр режиссера в традиционном понимании этого слова. Это и театр художника, как у Пьерика Сорена, где полтора часа ты не понимаешь, находишься ли ты на спектакле или все это некий театрально-художественный (а точнее - художественно-театральный, потому что процесс «создания произведения современного искусства» здесь все же играет доминирующую роль) перфоманс. Это и театр хореографа - в спектакле норвежца Йо Стромгрена в принципе нет какого-то осмысленного текста и играется он на вымышленном языке, что однако ничуть не мешает восприятию сюжета и в очередной раз доказывает, что драматический театр перестает быть театром слова.
Пьерик Сорен более известен как видеохудожник, чья масштабная выставка была представлена в прошлом году в ЦДХ и характерной особенностью его творчества является то, что в своих работах он одновременно производит и пародирует произведения современного искусства. Собственно говоря, не отходит от этой концепции он и в своей театральной постановке «22.13», в которой выступает одновременно как автор текста, постановки, сценографии и видеоряда - один день из жизни художника, занимающегося видеоискусством, перформансами и созданием объектов. Можно сказать - практически спектакль о самом себе, попытка рассказать о том, что остается «за кадром» и что не увидят посетители выставок.
Спектаклем в привычном нам смысле слова это назвать сложно. За полтора часа сценического действия Сорен пытается ответить на главный для себя (да и для многих зрителей) вопрос - «что же сегодня есть современное искусство и как оно создается». Вот, например, «плевательный метод написания картин для безруких художников» - достаточно набрать в рот краски и… На стекле возникают разноцветные живописные разводы-подтеки, которые, записанные на видео и спроецированные на три огромных экрана, дают весьма красочную картинку. Но! Картинка - не картина… И демонстрация этого «произведения» соседу через дверной глазок вызывает вполне традиционную реакцию обычного, далекого от искусства человека - «Это говно, займись живописью!». И далее - яростный плевок зубной пастой в экран, навстречу мнимому плевку хулигана на записи, агрессивная реакция на вполне безобидную провокацию…
На небольшой сцене Центра Мейерхольда вполне уместилась творческая мастерская художника - рабочий стол с лампой и постоянно звонящим телефоном, огромное количество красок, рама со стеклом, на котором воспроизводятся художества, и уже готовые «объекты искусства» - аквариум с живыми рыбками и проекцией маленького постоянно танцующего человечка внутри или первый в мире 3D-унитаз, переделанный за ненадобностью в урну. Три огромных экрана на заднике сцены и одна сбоку позволяют вместить сюда все остальное - будь то кабинет психолога или ванная комната соседа, галерея современного искусства или панорама города. Записанный заранее видеоряд с различными сюжетными линиями при наложении на него живой «онлайн» записи со стоящих тут же на сцене камер позволяет единственному актеру Николя Сансье разыгрывать свой спектакль на разные «голоса», подобно героям скетч-шоу. Герой «там» и герой «тут» встречаются одновременно на огромном экране, создавая неподражаемый эффект раздвоения (а иногда и «растроения») личности…
Игра самим собой. Игра ради игры. Искусство ради искусства. Причем искусство не «высокотехнологичное», а творящееся из подручных материалов, которым неуемная фантазия художника находит неожиданное применение. И пусть идеи его не всегда новы, но они преследуют его как наваждение, а задача спектакля - показать не само произведение искусства, а процесс его создания, импульс, фактом искусства становится не сам арт-объект, а процесс его рождения арт-субъектом.. Ведь гораздо интереснее не сам фокус, а момент его придумывания и последующего разоблачения.
Норвежец Йо Стромгрен уже знаком московскому зрителю - на предыдущих фестивалях были представлены его спектакли «Монастырь» и «Госпиталь». В привезенном в этом году спектакле «Общество» Стромгрен продолжает исследовать взаимоотношения людей в закрытом пространстве, но подходит к театральному процессу со своей стороны - со стороны хореографа, и концепция его постановки сводится к тому, что в современном театре слово давно перестало играть главенствующую роль. Однако совсем лишить спектакль слов - это все же значит перейти в зону современного танца или пантомимы, поэтому для чистоты эксперимента текст существует, но существует как бы условно - для каждой постановки режиссер создает абсолютно новый «язык», навеянный конкретной страной или культурой.
Сюжет спектакля в общих чертах описан в программке и этого вполне достаточно, чтобы на протяжении часа не заплутать в трех соснах (а точнее - не запутаться в трех актерах на сцене): «Где-то в центральной Европе члены общества любителей кофе собираются на свой ежедневный ритуал. Но гармония разрушается ужасным происшествием: найден использованный чайный пакетик. В ходе расследования неминуемо возникает один вопрос: как далеко готовы зайти герои в своем желании воздать предателю по заслугам?».
На сцене все просто и лаконично - огромный шкаф-витрина с белоснежными чашками (каждая - в своей ячейке), кресло дегустатора в углу и ковер на полу, приглушенный свет и изысканная музыка. Процесс - четкий и упорядоченный: ручная кофемолка, металлическая турка, свежемолотое зерно, ароматный напиток… Три участника. Эстетство, доведенное до абсолюта.
Камнем преткновения в этом закрытом от всего постороннего мире становится обыкновенный грязный комочек на веревочке - герой держит его на вытянутой руке с таким ощущением брезгливости, что сначала кажется, что он нашел не простой использованный чайный пакетик, а дохлую крысу. Это казалось бы незначительное происшествие провоцирует череду невероятных событий - от пыток до обнаружения китайского шпиона, на каждом из участников под корректным офисным пиджаком обнаружится майка с красной звездой на спине, а изнанка ковра окажется вдоль и поперек исписана иероглифами. В финале все трое вообще переоденутся в китайцев, нахлобучив черные парики…
Спектакль о противостоянии Востока и Запада (хотя бы с точки зрения выбранного напитка) фактически можно рассматривать как некое ироническое высказывание на тему «элитарности» - все любят и восхищаются тем, что принято, чтобы попасть в этот некий круг избранных. Свои же пристрастия и увлечения прячутся подальше - в самый глубокий ящик, чтобы не дай бог кто не обнаружил недозволенное. Желание человека выделиться из толпы себе подобных, и одновременно вписаться в какую-то заветную узкую прослойку определенного социального круга… Тема, более, чем актуальная в современном обществе. Жаль только, что поставлено это было на уровне телепародий и клубных шоу - местами чересчур эксцентрично, местами невероятно скучно и откровенно аляповато.
Что ж, Фестиваль NET в очередной раз доказал, что новый европейский театр - это театр поисков и открытий, экспериментов и опытов.

театральные впечатления, фестивали

Previous post Next post
Up