Мы ходили на этот спектакль давно, больше года назад. Но сразу не написала, а написать было бы правильно о таком хорошем детском спектакле.
спектакль "Сокровища Петера" МХАТ им. М. Горького по сказке "Холодное сердце" замечательного немецкого писателя Вильгельма Гауфа, прожившего недолгие 24 года и написавшего помимо рассказов и романов три сборника сказок для детей.
Сказка В.Гауфа "Холодное сердце" одна из самых любимых моих сказок.
О том, как угольщик Петер Мунк променял честную, но бедную жизнь на богатство и каменное сердце. Меня всегда особенно трогали истории о душевных метаморфозах героя; утрата и нравственное падение трагично, полно и всеобъемлюще позволяет осознать, переосмыслить, пропустив через себя, истинную цену вещей. И Выбравшись из такой ямы, пережив падение, человек значительно тверже стоит на ногах и держится своих убеждений.
Сказка очень красивая (описания Шварцвальдского леса чего только стОят!), и лиричная, и мрачная, и грустная. И серьёзная. Михель-голландец - действительно страшный своей холодной темной силой, и Стеклянный человечек тоже вовсе не добрый гномик. Ремесленники, угольщики, плотогоны, косматые тенистые ели, стекольные заводы и развлечения в трактире - все это вроде и вполне достоверное, а не сказочное, но наполнено притягательной магией в словах Гауфа.
И каким беспросветным одиночеством веет от краткого описания жизни Петера с каменным сердцем:
"Два года ездил он по белу свету, много видел, но ничего не заметил, кроме почтовых станций, вывесок на домах да гостиниц, в которых он останавливался.
Впрочем, Петер всегда нанимал человека, который показывал ему достопримечательности каждого города.
Глаза его смотрели на прекрасные здания, картины и сады, уши слушали музыку, веселый смех, умные беседы, но ничто его не занимало и не радовало, потому что сердце у него всегда оставалось холодным.
Только и было у него удовольствия, что сытно есть и сладко спать.
Однако все кушанья ему почему-то скоро приелись, а сон стал бежать от него. И ночью, ворочаясь с боку на бок, он не раз вспоминал о том, как хорошо ему спалось в лесу около угольной ямы и как вкусен был жалкий обед, который приносила из дому мать.
Ему никогда теперь не бывало грустно, но зато не бывало и весело.
Если другие смеялись при нем, он только из вежливости растягивал губы.
Ему даже казалось иногда, что он просто разучился смеяться, а ведь прежде, бывало, его мог насмешить всякий пустяк.".
Этот отрывок еще в детстве для меня обладал безусловной достоверностью - именно так и должно было чувствоваться холодное сердце.
Что касается спектакля - он гораздо более легкий. Но все равно, сердце замирает, когда Михель открывает свою скалу со стеклянными банками, в которых бьются живые сердца. Или когда Петер убивает свою прекрасную Лисбет - по сюжету спектакля любимую им еще в бытность простым парнем. И раскаяние Петера трогает до глубины души, и кажется, что нет ему выхода и нет жизни дальше...
В образ Стекляшкина добавили доброго юмора. Михель тоже стал поживее - но вообще персонаж получился очень эффектным. Песня Михеля в конце первого отделения просто потрясающая - и голос у актера, и внешняя фактура, и мотив, и слова ("Деньги правят целым светом...") произвели мощное впечатление.
Постановка очень добротная, душевная. Это настоящий классический театр - и декорации, и костюмы, и игра актеров. Спектакль, после которого есть что обсудить - важное и вечное.
Рекомендуем!
Но лучше после прочтения сказки, и с детьми 7+.
А то слышали в фойе перед началом спектакля, как какая-то девочка спрашивала звонким голосом, покажут ли ей Анну и Эльзу.