Сегодня в нашем топ-параде музеев появилось новое открытие:
государственный геологический музей имени В.И. Вернадского. Замечательное место! Три часа посещения пролетели незаметно, и, уезжая, мы твердо решили попасть еще раз, уже с экскурсией.
На первом этаже одно крыло отведено под экспозицию "Мир минералов" - с него мы и начали, тем более, что совсем недавно были на экскурсии в
минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана, и было с чем сравнить и что вспомнить.
Музей Вернадского уступает по размерам, но при этом экспозиция очень богатая и хорошо оформленная: для простых посетителей логика, как мне кажется, более понятная - например, по оптическим эффектам камней, по твердости и прочим их свойствам, или по классификации полезных ископаемых. Наглядно оформлена витрина с извлеченными и измельченными цветными пигментами, которые раньше мастера-живописцы использовали для приготовления красок. Ну и, конечно, невозможно остаться равнодушным к красоте и многообразию минералов!
А уж шелковый малахит, словно с платья Хозяйки Медной горы, вообще необыкновенный - действительно, такй нежно-переливчатый, будто шелк!
(фото, да еще и из-за стекла, к сожалению, не передает).
Посреди зала стоит огромный соляной столб - и его, к удивлению и неописуемой радости детей, можно лизнуть ) Полину мы, в итоге, силком оттуда выволакивали, пока не съела весь экспонат.
Напротив расположен зал, посвященный геологии. Очень интересно рассказано про вулканы - можно полдня провести, изучая вулканические породы, карту действующих вулканов и образцы причудливо застывшей лавы.
На древних камнях - следы ископаемых животных и растений. С точностью китайских рисовальщиков на камнях навеки застыли крылья стрекозы, птенец птеродактиля, трилобиты; аммониты, покрытые перламутром, и аммониты диаметром свыше метра, древние крокодилы и мамонты... коллекция музея очень впечатляет, при этом не такая огромная, чтобы не осилить внимательно рассмотреть.
Выделены три зоны для палеонтологических раскопок - останки необходимо не только аккуратно раскопать в песке с помощью кистей, но и идентифицировать.
В режиме реального времени идет трансляция с МКС, а также наиболее интересных фрагментов уже сделанных записей. На интерактивном стенде - орбиты планет и карта упавших метеоритов (места, где метеориты столкнулись с Землей, называются астроблемы - звездные раны).
На втором этаже - произведения камнерезного искусства,
экспозиция, посвященная геологической карте Москвы и Подмосковья,
кунтскамера с редкими экспонатами: например, броненосец, кристаллы-гиганты, один из самых крупных в мире бивней мамонта, или раковины аммонитов со следами укусов, охотившихся на них ихтиозавров.
Во время посещения мы застали несколько экскурсий - для младших школьников, сборную и занятия научного кружка. Всё показалось нам очень интересным и доступным для детского понимания. В музее Ферсмана нашим детям-второклашкам было, пожалуй, сложноватно - оно, конечно, полезно, и что-то да как-то в голове отложилось, но вот в музей Вернадского на экускурсию очень захотелось!
Вот, кстати, фото с музея Ферсмана - это минералы в ультафиолетовом свете. Впечатляет, поражает и очаровывает! Этот стенд доступен для осмотра только с экскурсоводом, так что его мы увидели впервые.
Еще в музее Вернадского мы попали на интерактивную получасовую программу
"Шахта Академическая".
Мы познакомились с историей шахтных работ - на примере макетов узнали про опасности, подстерегающие шахтеров, эволюцию освещения, рабочих инструментов, службы спасения. На основе действующей модели увидели, как работает техника, прокладывающая шахту.
А долгая работа с отбойным молотком, оказывается, может даже привести к изменению сердечного ритма (((
После теоретической подготовки вся наша отважная команда забралась в клеть, подала условный сигнал и "поехала" вниз, в самую настоящую шахту. Там увидели первых шахтеров с еще взрывоопасным керосиновым фонарем, клеткой канарейки, ждущей своей незавидной судьбы - отравиться метаном, ручной тележкой, наполненной антрацитом... Чуть дальше по проходу крепы (подпирающие балки) стали уже не деревянными, а металлическими, у шахтера появилось подрывное устройство и гораздо более надежная экипировка, а глыбы угля уже лежали на конвейерной ленте.
Как и положено, в шахте было тесно, темно и жарко. А мы, как и положено, были в касках и спецодежде.
Экскурсия отличная, очень интересно и познавательно!
Но и на этом наша геологическая деятельность не закончилась - внизу есть небольшая интерактивная зона. Со все возрастающим упоением мы возились в песочнице с проектором, возводя горы и равнины, прокладывая реки к синим озерам, смотрели, как извергаются вулканы, текут водопады и весна сменяет зиму. Подсветка песочницы зависит от рельефа и от выбранной программы.
Для любителей больше поиграть, а не построить, есть ловля летающих драконов и битва танков, для малышей - изучение цветов и форм..
В общем, день выдался прекрасным! Мы очень рады, что открыли для себя этот замечательный музей и придём еще не раз!