Aug 12, 2011 10:51
Все мы в последние время стали свидетелями печальных событий в Великобритании и в Норвегии. Так случилось, что они совпали у меня с дочитыванием последнего тома исторической трилогии Александра Янова «Россия и Европа». И меня поразили не сами эти безусловно печальные факты европейской общественной жизни, а реакция на них со стороны наших граждан, можно даже сказать со стороны думающей и пишущей ее части. Насколько же она совпадает с подобной реакцией на схожие европейские события в позапрошлом веке со стороны подавляющего числа русской интеллигенции того времени.
Мы снова хороним Западную Европу и ее демократию с ненавистным либерализмом. Мы снова пишем , что европейская «мягкотелая» политика «обанкротилась» и вот, вот тысячи европейцев ринуться вон из своих городов, гонимые пригретыми «на груди» варварами-иммигрантами из Африки и Азии.
Приблизительно тоже писали о «гниение Европы» и о ее материальном и, тем более, духовном распаде наши «блистательные умы» в позапрошлом веке. Это Тютчев и Аксаков, Данилевский и Никитенко и даже Достоевский (Зимние заметки о летних впечатлениях). Не говоря уже о государственных деятелях того времени. Правда там в качестве «темной силы» выступали не приезжие, а сами европейские народы, которые так «опрометчиво» расстались со своим абсолютизмом и впали в демократическое безвластие и безответственность, предав таким образом Ветхий и Новый Завет со всеми его откровениями. Наблюдая разгул революционных масс, беспорядки и парламентские дебаты вместо жестких действий, наши русские мыслители предрекали скорую гибель «демократической Европы» и торжество российского духоподъемного самодержавия, где несгибаемая воля Императора поддерживается неисчерпаемой православной верой Его народа. Об этом очень подробно написано у Александра Львовича и нет нужды все это пересказывать.
Но прошло более ста лет. Уже нет не только Самодержавной России , но и ее наследника в виде не менее (если не более) мощного тоталитарного государства СССР, идеологи которого еще 73 года «хоронили» европейскую демократию вместе с ее «ложными» ценностями. Сгинули в Истории все «наирешительнейшие» диктаторы России с их «наикрепчайшими» вертикалями власти. Монолитный блок партийных и беспартийных оказался не крепче единения Царя и Народа.
А постоянно рефлектирующая Западная Европа с ее разделением властей, правами человека, либертарианской философией, вечными гуманистическими метаниями и неизбывным падением нравов живет и процветает до сих пор. Более того, даже объединилась практически в одно государство. И снова, по нашему глубокому убеждению, совершенно нежизнеспособное, которому обязательно суждено развалиться в отличии от союза Беларуси и России, где национальные лидеры «сопли не жуют» и «сортиры пустыми не держат».
И каждый раз, когда на фоне «приторно»-благополучной европейской жизни случаются хоть какие-нибудь негативные явления, то в глазах россиян как по команде вновь вспыхивает надежда, что вот он, «закат Европы», совсем близко. Что не зря мы тут все мучаемся с нашим «особым» суверенным путем. Или как пел Владимир Семенович- «Не зря столько леса повалено...». Самое странное, что это чувство одномоментно охватывает совершенно разных по своим воззрениям людей. Если ноты злорадства вполне понятны среди приверженцев «особых путей» и «суверенных способов общественного управления» (им-то, заединщикам, «безответственная демократия» изначально как ком в горле), то чему так «по-детски» восторгаются наши признанные космополиты, можно сказать real global Russians, читая мрачные прогнозы местных футурологов, понять совершенно невозможно. Не только же литературному стилю...
У меня есть серьезная уверенность, что современная Европа переживет и эти тяжелые времена, и вновь найдет ответы на новые исторические и социальные вызовы в рамках своей же, такой хрупкой и несуразной (на первый взгляд), общественной системы.
А мы , как и столетиями назад, вновь будем пристально вглядываться в европейскую жизнь, стремясь найти в ней любые «признаки краха», чтобы хоть как-то оправдать для самих себя наши «исторические страдания» и ... отечественную нищету философских исканий, несмотря на весь ее литературный блеск и парадоксальность умозаключений.
И если вдруг на территорию Западной Европы когда-нибудь упадет большой астероид и этой цивилизации действительно наступит конец, то перед тем как «большая волна» доберется до России, у нас у всех вырвется вздох облегчения: « Нет, не зря жила наша страна! Вот она расплата!»
Россия Европа беспорядки