Юрий Шевчук о современных событиях

Jun 20, 2014 11:51

(Интервью взял Владимир Полупанов, «АиФ»)

- В альбоме «ДДТ» «Прозрачный», который вышел на днях, есть песня со словами: «Не так уж скверно всё, не так уж плохо». Чем навеян этот позитив в столь тревожное время?

Юрий Шевчук: - Как известно, надежда умирает последней. Эти строчки в прошлом году я написал, скорее, самому себе. Несмотря ни на какие внешние обстоятельства, ты должен выстоять, всё выдержать и найти в себе силы идти дальше и оставаться человеком. Я часто говорю на концертах, что не верю в фальшивый, поверх­ностный позитив. Но «когда ты стоишь у голодной стены, когда вместо солнца сверкает петля», когда вокруг один пепел и кажется, что уже всё, жизнь пропала и выхода нет… И если ты в эти минуты скажешь себе: «Юра, а жизнь всё равно классная штука! Делай что должно и будь что будет» - вот это есть, на мой взгляд, настоящий мужской позитив. Об этом и написана песня «Танцует солнце».

Происходящие сейчас трагические события - это испытание для нас от Бога. Время проверяет нас на человечность. Помню, шла гражданская война в Юго­славии. Мы в Косове снимали фильм о сожжённых и уничтоженных албанскими боевиками православных храмах. Судьба меня свела в одном монастыре с настоятелем. Это был довольно молодой человек, звали его Георгий. Каждый вечер боевики с окрестных гор из снайперских винтовок убивали одного-двух монахов просто так, ради забавы, когда те шли к речке за водой. И осталось их немного. Когда я спросил настоятеля: «Что же вы отсюда не уедете, вас же всех здесь убьют?» - он улыбнулся, закурил (а курить на территории сербских храмов не воспрещалось) и сказал мне: «Господь повернулся к нам лицом. Он опять нас испытывает».

- Это значит, ты оправдываешь любую войну, как проверку от Бога?

- Конечно, нет. Мы ведь имеем свободу выбора, и войны бывают разные. Но я глубоко убеждён, что никакие социальные и политические проблемы нельзя решать путём насилия. Человечество по этим окопам пробегало миллион раз. Когда же мы поумнеем? Я также понимаю, что в какие-то времена мы не властвуем над судьбой, но сейчас не Великая Отечественная война, когда «враг стучит копытами» у ворот... Мы, конечно, обычные люди. Слабые, нервные, падкие на рекламу и пропаганду, ведомые разными радикальными дея­телями, использующими в своих политических целях наше раздражение социальной несправедливостью… Но если мы сейчас не продадимся злу навязываемой нам гражданской войны между братскими народами, не станем убивать соседа своего, позволяя ему жить, как он хочет, то поймём, что есть высшие смыслы, на которые мне и указал тот сербский монах.

Жестоко страдает мирное население Донбасса. И многие понимают, что между киевской властью и юго-востоком Украины необходимы скорейшие переговоры. Да, это мнение сейчас непопулярно, много погибших и жажды мести со всех сторон. Но всё же той и другой стороне нужно пойти на компромиссы, пока эта война не превратилась в апокалипсис Третьей мировой. Не всем нужен мир, но история показывает, что любая война им заканчивается. И чем быстрее он наступит, тем лучше. Как сделать «воинами сочувствия солдат ненависти и боли»... мы и размышляем в новом альбоме.

- Почему, чем дальше мы от советского прошлого, тем больше по нему ностальгируем?

- Любой человек склонен идеализировать давно пережитое. Потому что он, как ему кажется, хорошо его знает и помнит. Его психика вытесняет отрицательные воспоминания. По себе знаю: помню только те драки детства, которые выигрывал. А про те случаи, когда я получал по башке, моя услужливая память говорит мне: «Этого не было». Мы боимся будущего, потому что ничего о нём не знаем. И поэтому всё время хотим вернуться в придуманное прошлое. Меня, например, ломает, как мы, уходя всё дальше от Великой Отечественной войны, всё больше мифологизируем и, на мой взгляд, полируем эту всечеловеческую трагедию. Когда я вижу на ягодицах гуляющих по Невскому проспекту юных дам георгиевские ленты, мне тошно. Очень мало осталось настоящих фронтовиков. Таких, какими были писатели Виктор Астафьев, Василь Быков, Виктор Некрасов, Николай Никулин и др., выстрадавшие правду об этой войне, мнения которых стеснялись в Советском Союзе пиарщики власти. Эти люди могли всегда честно и жёстко ответить пафосным лжецам.

Я своего отца Юлиана Сосфеновича похоронил в прошлом году. Ему было 88 лет. Он дошёл до Вены. Мой отец, как настоящий фронтовик, отшучивался, когда я его мучил вопросами о пережитом. Сейчас понимаю, как ему было тяжело туда возвращаться. В наши дни та война, к сожалению и к несчастью, стала политическим брендом. И чем дальше мы от неё будем находиться в историческом времени и пространстве, тем быстрее политтехнологи окончательно добьют реальность и нарисуют «замечательные глянцевые картинки» о том, что было, и полностью отшлифуют память и трагедию произошедшего.

- Тебе не кажется удивительным феномен, что наша молодёжь, не знающая, что такое СССР, тоже начинает по нему ностальгировать?

- Ничего удивительного. Это заслуга некоторых недалёких политиков, пытающихся послать нашу молодёжь в «старое доброе» русло. Им хочется, чтобы молодые не думали своей головой, не чувст­вовали современность, её глобальные экономические вызовы и испытания и, как раньше, ходили строем. Чтобы куда пошлют - туда и пошли. Безропотно, бездумно. Нынешние «фантазёры» замечательно мифологизировали наше прошлое, они говорят каждый день, что в СССР был рай. И что если мы туда вернёмся, то первый секс у молодых сегодня покажется полнейшим отстоем по сравнению с тем, как были счастливы комсомольцы тогда. На мой взгляд, главным богатством СССР были простые люди, в большинстве своём добрые и работящие, но была и беда пустых прилавков и очередей за банальной колбасой. Молодые люди России выросли в другие времена, и они хотят гордиться своей страной. Они имеют право строить своё светлое будущее. И если мы не желаем, чтобы новое поколение уезжало поднимать с колен соседние страны, нужно оставить ему свободу выбора, а не насиловать её старыми, не выдержавшими проверку временем социальными метафорами.

- У меня ощущение, что на Украине и в России сегодня столкнулись две цивилизации - западная и советская. Не в этом ли причина раздора?

- Столкнулись две мифологии, скорее. Две иллюзии о благоденствующем роскошном Западе и благородном равенстве и братстве Советского Союза. В России, насколько я знаю, всего 23% населения имеют загранпаспорта. Остальные не гуляли даже в Болгарии, не говоря о Турции. Не потому, что не хотят, а по причине нищеты. Я бы на месте правительства раздал эти паспорта бесплатно, добавив денег на самолёт: пусть люди сами увидят, что собой представляет западный мир, который наше ТВ сегодня рисует как непримиримого врага. Это было бы по-настоящему демократично.

- Всё чаще слышу от умных людей, что нашему народу и не нужна демократия.

- А как может наш замечательный народ говорить и думать что-то о демократии, которой в нашей стране ещё, по большому счёту, и не было? Мы так исторически привыкли к централизованной власти, к тому, что человек всего лишь заклёпка в броне государственной машины, что народ служит государству, а не государство народу. Российский человек очень чутко относится к справедливости. Но до тех пор, пока она у горе-пропагандистов будет ютиться, как падшая девка, в чуланах, пока она не выйдет на свет божий и не обнимет наши неприкаянные души, мы так и останемся пассивным большинством. Со всеми вытекающими. Но всё у нас впереди. Я глубоко убеждён, что человек на нашей российской земле в итоге преодолеет свою инертность и в результате - беспредел чиновников, коррупцию, цинично пожирающие наши жизни.

(Следующий пост)

точка зрения

Previous post Next post
Up