Высказывания Азиза Насафи

Dec 20, 2012 09:18

(XIII в.)

Знай, что Путь, с точки зрения мистиков, означает: идти от злословия к благословию, от злодеяния к добродетели, от дурного нрава к благонравию и от бытия своего к Бытию Всевышнего Бога.
*
Познай себя, постигни явное своё и сокровенное, дабы познать начало и конец мира великого, дабы постичь явное и сокровенное мира великого. Помимо этого пути, другого пути нет.
*
Знай, что душа после отделения от тела, если она обрела совершенство, возвращаясь, достигает интеллектов и душ горнего мира, поскольку совершенство человеческой души связано с интеллектами и душами горнего мира, ибо все души и интеллекты горнего мира обладают знаниями и чистотой и постоянно овладевают знаниями и приобретают свет.
*
Не овладевший знанием и чистотой не достигнет горнего мира.
*
Узнав предыдущее, знай теперь, что внутреннее бытия есть свет и этот свет, который есть душа мира, мир полон этого света, и этот свет безграничен и бесконечен, море бесконечное и безбрежное. Жизнь, знания, воля и мощь вещей - от этого света; естество, свойство и действие вещей - от этого света; видение, слышание, речь, способность брать и способность идти - от этого света. Но нет иного, кроме этого света, ибо само всё есть этот свет. …Этот свет влюблён в свои проявления. Ибо этот свет зрит в этих проявлениях свою красоту, созерцает свои атрибуты и свои имена; именно поэтому сказано: прежде познай себя, чтобы познать своего Господа. … Следует достичь этого света, следует увидеть этот свет, следует из этого света смотреть на мир, дабы избавиться от многобожия. … Как только достигает путник этого света, ему даются знамения. Первое знамение в том, что [путник] перестаёт видеть себя, ибо до тех пор, пока он видит себя, сохраняется множественность творения, до тех пор, пока видит множество, он - многобожник. Когда исчезнет путник, тогда исчезнет многобожие, проникновение, соединение, разлучение и слияние исчезнут… Когда сгорит путник в этом свете, всё это исчезнет и будет лишь Бог, и только.
*
Каждый рисунок, существующий на доске бытия,
Есть образ Того, Кто создал этот рисунок.
Когда вечное море вздымает новую волну,
Полагают, что это волна, в действительности - это море.
*
Плод существующего есть человек; великое снадобье, великий эликсир, чаша, показывающая мир, зерцало, показывающее Вселенную, - это знающий человек.
*
Прежде очищение, а потом просветление; прежде разделение, а потом слияние. Человек, не умерев в одном, в другом не родится. Возжелал отдыха - умри в работе, возжелал Бога - умри в себе. Не можешь умереть в работе - не ищи отдыха, не можешь умереть в себе - не ищи Бога, ибо не осуществится ни то, ни другое.
*
Цель Пути не в том, чтобы стремиться к чистоте и доброму нраву, и не в том, чтобы стремиться к знанию и познанию, и не в стремлении к явлению света, и не в том, чтобы стремиться к открытию тайн. Каждый относится к одной из человеческих ступеней, и путнику, когда взойдёт на некую ступень, сама явится та вещь, которая свойственна той ступени, хочет он того или нет.
Достигшему некой ступени не может явиться то, что не свойственно той ступени. Дервиш, человек, имеет степени, так же как древо имеет степени, и известно, что явится на всякой степени древа. Следовательно, дело садовника содержать землю мягкой и в надлежащем виде, очищать её от колючек и сора, подавать воду вовремя, защищать древо, чтобы не было ему ущерба, чтобы свершились все степени древа, и каждая из них явилась вовремя.
Дело путника состоит в том же: надо, чтобы аскеза и подвижничество были затем, чтобы [люди] стали людьми и все степени человеческие в них совершенно проявились. Независимо от желания путника чистота, благой нрав, знание и познание, постижение тайн, явление света явятся ему сами, каждое в своё время, так что путник никогда не услышит этого и не заметит. Всякий, поступающий так, поймёт эти слова.
Дервиш, все степени древа есть в его семени, и ловким садовником они будут воспитываться и пестоваться, пока полностью не проявятся. Точно так же чистота, добрый нрав, знание, познание, постижение тайн и явление света - все они в сути человеческой. От общения со знающим воспитываются и пестуются, пока не явятся полностью. Дервиш, знание начальное и конечное сокрыто в тебе, всё, что ищешь, ищи в себе, зачем ищешь вовне? Знание, которое через уши достигает твоего сердца, то же, что и вода, взятая тобой из чужого колодца и вылитая в свой, высохший. Но вода та не задержится. Кроме того, что она не задержится, она скоро загниёт, и родятся из неё на свет тяжёлые и невыносимые недуги.
Дервиш, эта болезнь превратится в гордыню и умножит любовь к чину. Сделай так, чтобы в твоём колодце была вода и, сколько бы ты ни брал её и ни отдавал другим, не становилось бы её меньше, а, наоборот, больше; чтобы не стала зловонна, а, напротив, сколько бы ни стояла, становилась бы чище и лечила бы тяжёлые болезни. Дервиш, каким бы человек ни был, всё равно внутри него есть колодец воды, но он неявен. Следует очищать колодец и воду делать явной.
*
Подавляющая часть человечества не знает того, что в его интересах знать. Они недолюбливают то, что со временем принесёт им пользу.
*
Бог очень и предельно близок, но люди предельно далеки от Него, потому что они не знают степени близости Бога. Бог имеет близость ко всем видам бытия. Он имеет одинаковую близость как к самой высшей небесной сфере, так и к самой низшей. До тех пор, пока путник не осведомится об этой близости, не познает Бога, разум, чувства не в состоянии ему помочь. Познающий её есть свет Божий. Тот, кто достигнет Божьего света, тот познает эту близость.
*
Однажды рыбы собрались и говорили, что уже столько мы слышали рассказов о воде, что вся наша жизнь зависит от воды, а мы всё ещё не видели воды. Некоторые из рыб говорили о том, что якобы в какой-то реке обитает мудрая рыба, которая видела воду и познала её, и следует нам идти к той рыбе, чтобы она показала нам воду. Они долго путешествовали и наконец дошли до той реки и нашли ту рыбу и рассказали, что их жизнь и бытие зависят от неё. А они ещё не видели воды и пришли к ней, чтобы она показала им воду, а мудрая рыба ответила: «О ты, который истратил свою жизнь в поисках раскрытия сокровенного, твоя возлюбленная рядом с тобой, а ты тоскуешь по ней. О ты, находившийся у реки, но от жажды скончавшийся. Находящийся на кладе, но умирающий от бедности». Произнеся это четверостишие, она добавила: «Теперь поняли?» Но они ответили: «Нет». Потом она сказала: «Покажите мне то, что не есть вода, а потом я покажу вам воду». Они ответили: «Теперь мы поняли и познали сущность воды».
*
Путешествие в Боге есть такой процесс, где хождение продолжается до того, пока гностик не удовлетворяется в том, что бытие едино и оно есть бытие Бога, кроме Божьего бытия, не существует иного бытия. После завершения хождения путник должен стараться познать и увидеть все субстанции тел и философии вещей такими, какие они есть.
*
Препятствиями на Пути являются: любовь к имуществу, любовь к женщинам, следование религиозной традиции и прегрешения. Принципами Пути богопознания являются: доброе слово, доброе дело, благонравие и гнозис.
*
Приобретение Божественной науки невозможно иначе, как через непосредственное сияние Божественных лучей.

(Из книги "Суфийская мудрость"; составитель В.В. Лавский)

(Следующий), (Продолжение), (Высказывания суфиев), (Содержание)

Над суетой, Мои любимые, Суфизм, Афоризмы

Previous post Next post
Up