Растительные суеверия

Jun 19, 2017 00:02


(Из моего самого старого компьютера)
Множество легенд сложено о цветении папоротника в ночь на Ивана-Купала 7 июля. Считалось, что кому удастся сорвать цветок - тому станут понятны языки животных, трав и деревьев, откроются все тайны и клады. Поэтому ещё цветок папоротника называли разрыв-трава. А папоротник, как известно, цветов не имеет, а размножается спорами.
*
Впечатляющая картина, описанная Пушкиным в стихотворении «Анчар», которое мы все учили в школе, мягко говоря вводит нас в биологическое заблуждение. Растёт он не в пустыне, а в Южной Азии, а его сок конечно ядовит, но не смертелен. Остальные же части растения просто безвредны. И уж конечно птицы могут спокойно сидеть в его ветвях, не боясь быть отправленными. (Мускат - более ядовит, отравит пол-ореха, а в огурце содержится яд - кукурбитацид, правда, чтобы слегка отравиться, надо слопать от 10 кг горьких огурцов)
*
В древние времена считалось, что веточка лещины - лесного орехового дерева - укажет на зарытый клад. Именно поэтому владельцы кладов старались под орешниками их как раз и не закапывать.
*
Березовый сок - так почитаемый в начале весны, служащий основной причиной гибели березовых деревьев, считался соком живительным, омолаживающим и дающим силы для любовных утех. Однако, с точки зрения состава, в нём, кроме воды и небольшого количества сахара, ничего нет, а афродизиаком он на самом деле не является.
*
«Из вереска напиток забыт давным-давно, а был он слаще меда, пьянее, чем вино». Вереск - невысокий кустарничек с листьями похожими на иголки. А вересковый мед на самом деле - горький и терпкий на вкус, хотя и имеет немного почитателей.
*
Ядро грецкого ореха напоминает человеческий мозг. Древнегреческий ученый Платон описывает такое поверье: орехи отчасти разумны, а потому они уползают от сборщиков в глубину кроны. Кстати, любуясь картинами Леонардо и Микеланджело, а так же других живописцев, не забудьте, что именно на масле грецких орехов они замешивали свои краски.
*
Женьшень - безусловно полезен для здоровья. Но решающую роль для использования его в медицине в старину сыграла всё же форма его корней. Они похожи на фигурки человека. Отсюда и название (по-китайски «женьшень» - «человек-корень»). Корень ценился тем выше, чем больше походил на человека. Настойки делали из части «тела» корня, соответствующей больной части человека. Кстати, сборщики корня в Китае всегда просили прощения у растения за насилие.
*
Про осину рассказывают, что на ней повесился Иуда. С тех пор её листья дрожат даже без ветра, а в сердцевине почти всегда - гниль. Кол из «Иудина дерева» вбивали в могилы злодеев и колдунов, чтобы они не смогли воскреснуть. Но все эти мрачные поверья не помешали осине стать на Руси сырьём «для битья баклуш» - заготовок для ложек (это считалось самой легкой работой).
*
Репутация томата как ядовитого растения сохранялась вплоть до XIX века. В конце века газеты того времени с удивлением писали, что итальянцы умеют готовить томаты и употреблять их в пищу без вреда для себя. Штабной повар североамериканских повстанческих войск Джеймс Бейли, ярый противник борьбы за независимость, решив оказать услугу неприятелю, пытался отравить генерала Вашингтона, подав ему жаркое, сдобренное мясистыми помидорами. Вашингтон прожил потом ещё 23 года, а повар от страха перед разоблачением повесился.
*
У многих народов существовали красочные легенды о растениях-людоедах. Новые легенды рождались даже в просвещенный XIX век. Южноамериканское растение монстера в 60-е годы XIX века газетчиками была объявлена людоедом. Говорят, под ней находили людей, якобы убитых монстерой, что на самом деле было ни чуть не удивительно, но монстера была тут не при чем. Просто в те времена в Южной Америке шла война.

(Следующий пост), (Продолжение темы), (Юмор), (Содержание)

Юмор

Previous post Next post
Up