Солнечный ящик пандоры

Oct 09, 2016 21:31


Меня занимает тема аварии на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС. И как продолжение разговоров, что авария была предсказана в одном из фильмов Андрея Тарковского. И в смысле проблем техногенного развития цивилизации. Вы наверняка видели фото из Припяти, заброшенный город вырванный из времени. Даже само название Черная быль, своего рода код от солнечного ящика пандоры. Почему солнечного скажу в конце.

Буквально вчера, мне на глаза попалась работа британских документалистов «Чернобыль: 30 лет спустя» ( http://www.ivi.ru/watch/164408/description рекомендую). Делюсь впечатлениями. Для чего и для кого этот фильм? Скорее не чтобы напугать, а посмотреть на Чернобыльскую аварию, как урок для всей атомной индустрии. Вполне научно, но в понятном ключе, не без штампов. Конечно тема достаточно избитая и выдать что-то совершенно новое - трудно. Фильм больше рассчитан на неподготовленного зрителя, но отсылки к немецкому опыту могут расширить взгляд и для людей посмотревших не один фильм про Чернобыль.


Начинается издали с окончания Второй мировой войны, со сброса бомб на Хиросиму и Нагасаки. Может быть это несколько и спорно. После вкратце повествуют, как при попытке вывести четвертый блок Чернобыльской АЭС в другой режим, нарушаются нормы безопасности и происходит авария.

Немного представляя себе идеалистическую советскую систему, понятно почему умалчивали, почему ликвидаторы подвергались астрономическим единицам облучения. Ведь у нас было или хорошо, или всё-равно хорошо, даже если плохо. Даже если окончательно плохо.

Авторы фильма не углубляются и переводят внимание зрителя в Германию. Одну и самых успешных стран Евросоюза. Где за 40 лет в одной из соляных шахт насвозили 126 000 бочек ядерных отходов. И вот там стал разрушаться грунт с угрозой контакта отходов с внешней водной поверхностью. Теперь немцы со всей своей организованностью, исследуют запечатанные камеры шахты, и вывозят бочки в другое место.

Но слышать от немецкого ядерщика об отсутствия радужных надежд в вопросе утилизации ядерных отходов весьма знаменательно. При том, что Германия начала процесс отказа от атомной энергии.


Фильм рассказывает и об строительстве нового саркофага для Чернобыльской АЭС - впечатляющее сооружение. Не обходится без свидетельств непосредственных участников событий. Сцена, где ликвидатор аварии встречается с одним из местных жителей Припяти, которому на момент аварии было 9-ть лет, выглядит излишне постановочной. Машины почти синхронно подъезжают на фоне разрушенной школы, но допускаю, что авторы вкладывали в эту сцену что-то апокалиптическое.

Но пожилой ликвидатор говорит с сорокалетним парнем с какой-то теплотой. Мне понравилось такая деталь. Походу фильма повторяются некоторые кадры, нагнетается драматизм повествования. Играет музыка.

Вывод фильма «Смертоносная сторона дешевой ядерной энергии» звучит пафосно, тем более если посмотреть на несколько сот успешно работающих атомных реакторов. Но другая сторона медали - масштаб бедствия вызванного аварией только на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС и проблематике хранения ядерных отходов, убавляет пафоса.

Так почему солнечный ящик пандоры? Потому, что в природе миллиарды лет, без всякого участия человека, существует прекрасный ядерный реактор - Солнце. И это наводит на размышления.

КОМП

Previous post Next post
Up