Технологии "оранжевых переворотов" становятся выгодным экспортным продуктом
Эпоха революционеров-идеалистов закончилась. Гарибальди и Че Гевары больше не нужны. В постиндустриальном информационном обществе на конвейере уже производят не машины, а идеи.
Семь лет назад некоторые из бывших активистов сербского движения "Отпор", сыгравшего ключевую роль в свержении режима Милошевича, создали в Белграде "Центр по применению ненасильственных акций и стратегии", (сокращенно - "Канвас") который занимается "экспортом мирных революций", сотрудничая с организациями из 43 стран мира.
Экспортом молодежного протеста занялись бывшие члены организации, Иван Марович и Срджа Попович. Получив опыт "оранжевой революции" в Сербии, они решили, что революция на экспорт- это отличный бизнес и уникальное торговое предложение на международном рынке. Сегодня "Канвас" - работает как экспертная организация во многих странах мира. Их список достаточно впечатляющ. Египет, Палестина, Западная Сахара, Западное Папуа, Эритрея, Белоруссия, Азербайджан, Тонга, Бирма, Зимбабве. Даже в США "Канвас" умудрился найти клиентов. На Родине Демократии сербские профессиональные революционеры помогали иммигрантам бороться за свои права.
Нечто подобное, только с обратной полярностью, планировал создать в России Василий Якеменко - превратить подконтрольные ему "молодежки" в фабрику разнообразных социальных проектов. Правда, пока у Якеменко получаются лишь клоны движения "НАШИ" - им в плане эффективности достаточно далеко до "Отпора" и тех движений, которые консультирует "Канвас" по всему миру.
В 2000 году символом сопротивления режиму Слободана Милошевича в Сербии был знак движения "Отпор" - стилизованный кулак. Подобный символ сопротивления применялся и в Грузии, Венесуэле, Кении, Иране, а на демонстрациях в Каире он вообще был точно скопирован с сербского - нарисованного в конце 90-х годов молодым белградским художником Ненадом Петровичем.
Египетский вариант
У инструкторов "Канваса" есть принцип: о том, в какой стране изучают их опыт, они не говорят до тех пор, пока об этом не заговорят сами их "ученики". Так было и в Египте - только после заявления в эфире телекомпании "Аль Джазира" лидера движения "6 апреля" Ахмеда Махера о том, что они пользовались опытом Сербии, стало известно, что представители египетского движения сопротивления в 2010 году посещали Белград.
Рассказывает Петар Миличевич, один из активистов "Канвас": Мы провели день с гостями из Египта, объясняя им, как организовывать кампании и молодёжные протесты, как подключить к этому процессу электронные средства коммуникации. Позже мы с ними общались по интернету, на Фейсбуке и другими способами - следя за тем, как они развивают то, чему научились от нас. Полагаю, что у египтян была и другая подготовка, и другие инструкторы, помимо нас. У них наверняка были финансовые доноры, и им наверняка помогли многие другие организации в мире. Однако мне очень приятно, что и мы, в Сербии, заложили свой кирпич в стене эволюции в Египте.
Безусловно, весьма любопытен тот факт, что к якобы спонтанным волнениям, возникшим в Египте в начале 2011 года, после революции в Тунисе и волнениях в ряде других арабских стран, готовились загодя и вполне системно.
Директор белградской организации "Канвас" Срджа Попович очень доволен тем, как в Египте были применены три основных принципа стратегии: это принципы единства, планирования и борьбы без применения насилия.
В интервью Радио "Свобода" он заявил: Именно в Египте мы на деле смогли увидеть применение принципа единства - когда все оппозиционные группы отбросили свои лозунги и символы и встали под национальный египетский флаг. Он был единственным символом на площади в последние дни протеста. Дисциплина ненасилия в Египте была очень важной составляющей протестов. Мубарак пытался спровоцировать столкновения через наступления своих сторонников и посредством полиции. Я считаю, что качество египетской борьбы в том, что её участники не поддались на провокации. Они выдержали до конца и плюс ещё один день - чтобы отпраздновать победу.
В идеологическом смысле мы полностью нейтральны и распространяем наше знание бесплатно. Наши инструкции может скопировать с интернета как диктатор, так фундаменталист или демократический боец в любом месте в мире. Мы просто пытаемся убедить мир в том, что единственный настоящий способ для проведения политических перемен: стратегическая ненасильственная борьба. Мне кажется, что именно те молодые светские люди, которых мы в эти дни замечали на демонстрациях повсюду на Ближнем Востоке, - новое лицо этой религии. Хотелось бы верить, что они достаточно сильны и умны, чтобы победить экстремизм любого вида, в том числе и исламский.
Кто у них в теоретиках
Изначально теоретической базой для проекта "Отпор" послужили труды американского теоретика ненасильственного сопротивления Джина Шарпа. В прессе его часто называли "Клаузевиц ненасильственных боевых действий".
А в 2005 году Срджа Попович издал в Соединенных Штатах свою книгу "Ненасильственное сопротивление в 50 пунктах". Это - своего рода мемуары, в которых он обобщил свой опыт ненасильственного сопротивления режиму. В книге разработана теория и практика ненасильственного сопротивления недемократическим режимам. Эффективными ненасильственные методы борьбы являются именно в тех государствах, режимы которых опираются на силу полиции или войск. И в абсолютном большинстве случаев эти режимы оправдывают репрессии против противников существующей власти тем, что, дескать, те первые пошли на насилие. Книга могла бы стать учебником, однако подобный навык не передается через книжный опыт. Только через реальный. В декабре минувшего года за эту книгу фонд "Поль Лаурицен" из Дании присудил престижный приз Срдже Поповичу - за вклад в развитие демократии по всему миру.
Эта книга на данный момент переведена на 17 языков, в том числе и на арабский и фарси. Говорят, что в последнее время она пользовалась особой популярностью на Ближнем Востоке. Например, зарегистрировано, что в 2009 году её скачали с интернета 17 тысяч иранцев. Кстати, стратегия сербского движения "Отпор" изучается во многих видных университетах мира, с основами ненасильственного сопротивления в Сербии знакомятся, например, студенты престижного американского колледжа права и дипломатии Флетчер - школы, выпускниками которой является треть дипломатов США.
Срджа приоткрывает секрет: Как говорил Ленин, для успеха революции необходимо три вещи: организация, организация и еще раз организация. Я добавлю к этому: нужна молодежь, молодежь и еще раз молодежь. Почему? Потому что молодые энтузиасты, они смелы, и власть мало может воздействовать на них: у них нет ни детей, ни работы, ни богатства, им нечем дорожить. Есть еще одна причина, более прагматичная, даже немного циничная: Каждый раз, когда режим принимается за безоружную молодежь, избивает молодых и бросает их в тюрьмы, - говорит Попович, - он поворачивается спиной к их отцам, дедам, дядям и тетям, друзьям. . . Короче говоря, ко многим, в том числе и к своим верным сторонникам. А именно это и есть искомая цель.
Приемы, которые советует Попович достаточно просты и в тоже время эффективны. - На манифестации, которая обещает закончиться столкновениями, поставьте в первые ряды молодых девушек в белых майках. И ждите атаки полиции. Эффект гарантирован: после нескольких ударов на белых блузках будет немного крови (или много, к несчастью). И получаться превосходные кадры, которые обойдут экраны всего мира. И режим будет дискредитирован.
Еще один бывший активист "Отпора" - Иван Марович вместе с американской фирмой программного обеспечения разработал компьютерную игру "Более могущественная сила", ставшую популярной среди активистов оппозиции недемократическим режимам. Если тщательно перенести стратегию этой игры на практику, то можно научиться, например, как свергнуть диктатора или убрать коррумпированного политика. Любопытно, в каких еще странах сегодня прилежные ученики "Канвас" играют в эту игру и в каком конце света в следующий раз мы увидим флаг со сжатым кулаком над толпой спонтанных борцов с "коррупцией и авторитаризмом".
Автор: Илья Горячев
Источник:
Газета "Русский курьер". Найдено в журнале у
urgor