Скульптор Вадим Сидур (1924-1986)

Aug 16, 2015 10:08

Оригинал взят у philologist в Скульптор Вадим Сидур (1924-1986)

Вадим Абрамович Сидур (28 июня 1924, Екатеринослав (ныне Днепропетровск) - 26 июня 1986, Москва) - советский художник, скульптор, авангардист (по собственному выражению Сидура, его позднее творчество относится к течению «Гроб-арт»). Поэт и прозаик. С 1942 по 1944 годы воевал на фронтах Великой Отечественной Войны, был ранен и демобилизован. В 1953 году окончил МВХПУ (Строгановское училище), факультет монументальной скульптуры. Один из классиков скульптуры ХХ столетия. Жил и работал в Москве.



"Драка" из цикла "Праздник", 1965 г (Алюминий)

Постоянно сталкивался с официальным неприятием своих работ, обвинявшихся в формализме и пацифизме. Тем не менее выполнял заказы на городскую декоративную скульптуру и частные заказы на надгробия. При жизни не мог выставлять свои работы в СССР; за рубежом состоялось более 30 выставок. Скульптуры по его моделям установлены в Германии - «Погибшим от насилия» (Кассель), «Взывающий» (Дюссельдорф), в США - «Голова Эйнштейна» и другие. Наиболее известные работы - Раненый (1963), Отчаяние (1963), Памятник погибшим от насилия (1965), Бабий Яр (1966), Треблинка (1966), цикл Женское начало (1977), Формула скорби (1981).



"Операция на сердце", 1966 г (бронза)

Работал как график; в частности, с его иллюстрациями в 1970 году вышли поэтические сборники Юрия Левитанского «Кинематограф» и Юнны Мориц «Лоза». Писал стихи и прозу, имевшие хождение в самиздате и печатавшиеся на Западе.

В 1989 году в Москве был создан Музей Вадима Сидура. Это единственный московский государственный музей, целиком посвящённый современной скульптуре. Творчество Вадима Сидура столь своеобразно и многогранно (его наследие включает в себя не только огромное количество скульптурных и графических работ, но и поэзию, прозу и даже кинематографию), что само по себе представляет собой целую эпоху в истории отечественного искусства. Выставлены наиболее известные работы художника, в том числе небольшие авторские скульптуры, послужившие моделями для увеличения и установленные во многих городах мира: «Памятник погибшим от насилия» (Кассель, ФРГ), «Взывающий» (Дюссельдорф), «Треблинка» (Берлин), «Формула скорби» (Пушкин), «Портрет Альберта Эйнштейна» (Принстон, США), «Оставшимся без погребения» (Москва) и др. Даны примеры различных периодов творчества В. Сидура - от реалистической пластики середины 1950-х годов до авангардных «Гроб-Арта» и «Железных пророков», которым посвящён отдельный зал. При создании этих двух циклов художник использовал в качестве рабочего материала канализационные трубы, детали автомобильных моторов и прочие отходы «второй природы» - человеческой цивилизации. Это странные человеческие фигуры, лежащие в деревянных ящиках-гробах, безмолвно протестуют против войны и насилия, царящего в современном мире.

14 августа 2015 года группа "православных активистов" во главе с Дмитрием Энтео устроила погром на проходившей в Манеже выставке «Скульптуры, которых мы не видим». В ходе погрома были повреждены 4 работы Вадима Сидура, находящиеся в Госфонде.



"Виктор/Победитель", 1983 г (медь)



"Сидящая", 1963 г (медь, гальванопластика)



"Гармонисты" из цикла "Праздник", 1965 г (Алюминий)



Из цикла "Праздник", 1965 г (Алюминий)



"Играющий на балалайке" из цикла "Праздник", 1964 г. (алюминий)



"Мать и дитя", 1965 г (алюминий)



"Связи. Нежность"



"Носорог", 1963 г (медь, тонированная)



"Материнство" из цикла "Препараты", 1968 г. (терракота тонированная)



"Ника после третье мировой войны", 1967 г (Медь)



"Взрыв" из цикла "Обожженные", 1965 г. (медь, гальванопластика)



"После экспериментов" из цикла "Препараты", 1968 г. (медь, гальванопластика)



"Железные пророки"



"Сговор" ("Конспирация"), 1983 г. (чугун, дерево, фетр)



"Гроб - мужчина" из цикла "Гроб-Арт", 1972 г. (металл, дерево, гипс)



"Гроб-Автопротрет в канадалах с саксафоном", 1975 г. (металл, дерево)





"Лик", 1978 г. (металл, дерево)



"Создатель с Адамом и Евой"



Снятие с креста из цикла После войны, 1968 г (медь, гальванопластика)



Графика Сидура



Соверменный балет, 1981 г (бронза)



Мать и дитя, 1981 г (бронза)



Портрет скульптора Э. Неизвестного, 1957 г (Камень тонированный)



Инквизитор, 1957 г (Известняк тонированный)



Портрет академика В.Л. Гинзбурга из цикла Головы современников, 1967 г (медь, гальванопластика)



Формула скорби



Двое. Памятник погибшим от любви



"Взывающий", 1979 г. (бронза).



Несение креста из цикла После войны, 1965 г (Алюминий)





Адам и Ева из цикла Барельефы на Библейские темы, 1972 г (тонированый гипс)



Керамика, 1960-е годы



"Скорбящие матери"



Раненый (1963)



Википедия,
www.ruskompas.ru

Скульптура, Москва, XX век, Авангард, Украина, СССР, Мастер, Арт

Previous post Next post
Up