Академик Императорской Академии художеств Валерий Иванович Якоби (1834-1902)

May 23, 2015 14:28



Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны
1872
Масло, холст, 132.5 × 212.3 см (52.2 × 83.6 in)
Кликабельно

Композиция включает 26 фигур, собравшихся в спальне недомогающей императрицы. Бирона (сидит у ее изголовья) и придворных стараются развеселить шуты, играющие в чехарду. Это М. А. Голицын (стоит согнувшись) и Н. Ф. Волконский (вскочил на него), А. М. Апраксин (растянулся на полу), шут Балакирев (возвышается над всеми), Педрилло (со скрипкой) и д'Акоста (с бичом). У кровати - графиня Бирон, за столом играют в карты статс-дама Н. Ф. Лопухина, ее фаворит граф Левенвольде и герцогиня Гессен-Гомбургская, позади них - граф Миних и князь Н. Трубецкой. Подле Бирона - его сын с бичом и начальник Тайной канцелярии А. И. Ушаков. Рядом сидят - будущая правительница Анна Леопольдовна, французский посол де Шатарди и лейб-медик Лесток. На полу, возле постели - карлица-шутиха калмычка Буженинова. В стороне у насеста с попугаями - поэт В. К. Тредиаковский. У входа - с негодованием взирает кабинет-министр А. Волынский.



Фотография, 1875 год.
Валерий Иванович Якоби

Валерий Иванович Якоби (Якобий) (3 [15] мая 1834, Казанская губерния - 13 [26] мая 1902, Ницца) - русский живописец, профессор, академик, член академического Совета Императорской Академии художеств, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Брат революционера, впоследствии психиатра и этнографа П. И. Якоби. Гражданский муж русской писательницы, гарибальдийки А. Н. Толиверовой.

Валерий Иванович родился в деревне Кудряково Казанской губернии в семье помещика. Получив общее образование в казанской гимназии, поступил студентом в Казанский университет, но не окончил в нём курса. Когда составлялось в Казанской губернии ополчение для участия в Крымской кампании, Якоби записался в него и отправился в его рядах к месту военных действий, но на пути туда был, вместе со своим отрядом, остановлен, так как война прекратилась.




Тогда он решил посвятить себя живописи, любовь к которой чувствовал ещё на школьной скамье, и, прибыв в 1856 году в Санкт-Петербург, стал посещать классы академии художеств. Состоя в ней учеником профессора А. Т. Маркова, он прошёл её курс чрезвычайно быстро и получил одну за другой все награды, установленные для полного его окончания, а именно малую серебряную медаль в 1858 году, за картину «Разносчик фруктов» (находится в Третьяковской галерее в Москве), большую серебряную медаль в 1859 году, за картину «Татарин, продавец халатов», малую золотую медаль в 1861 году, за картину «Светлое Воскресенье нищего» и большую золотую медаль в 1862 году, за картину «Привал арестантов» (в Третьяковской галерее), произведшую большое впечатление на публику, живо принимавшую тогда к сердцу вопросы, вызвавшее благотворные реформы императора Александра II, между прочим и вопрос об облегчении участи каторжников и ссыльных.



В. И. Якоби
«Разносчик». 1858 г.
Государственная Третьяковская галерея
открытка

Вскоре по получении большой золотой медали, Якоби отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетив сперва Германию, он проехал в Швейцарию и работал некоторое время в Цюрихе, под руководством профессора Колера, а затем жил в Париже, Неаполе и Риме. В это время, кроме небольших жанровых картин, им написаны две исторические - «Террористы и умеренные первой французской революции» (в московском публичном музее, самое лучшее из всех произведений художника) и «Кардинал Гиз, получивший голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь»; последняя, находившаяся на академической выставке 1864 году, доставила Якоби звание академика. Он возвратился в Санкт-Петербург, в 1869 году и через год после того, за картину «Арест герцога Бирона», был возведен в звание профессора, а в 1870 году сделан членом академического совета.



1885 год

В 1878 году провел шесть месяцев в Париже в качестве комиссара при русском художественном отделе на тамошней всемирной выставке и члена её международного жюри со стороны России. В 1883 году, оставаясь членом совета академии, был назначен профессором-преподавателем в её классах. От обеих этих должностей уволен в отставку в 1891 году вследствие происшедшего тогда коренного преобразования академии, и последние годы своей жизни провел отчасти в Санкт-Петербурге, преимущественно же в Алжире и на юге Франции.
Из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907)



«Ледяной дом» 1878
Государственный Русский музей



Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года 1889
холст масло
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург



А. П. Волынский на заседании кабинета министров 1875

холст масло
45 х 68
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля



9-е Термидора (Террористы и умеренные первой французской революции) 1864
Государственная Третьяковская галерея



Любитель редкостей 1876
холст масло 39 х 50

Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Москва



Дворик в Севилье 1891
холст масло 50 х 40
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля




Три мушкетера 1867
картон масло 30 х 40
Полтавский художественный музей



«У входа в мечеть» 1883
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



Типы Танжера 1879
холст масло 49.5 х 39
Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко, Кисловодск



Осень 1865
холст масло 67 х 54
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



«Привал арестантов», 1861
Государственная Третьяковская галерея



«Восточный пейзаж с видом на город и двумя путешественниками на переднем плане» ранее 1902

масло по дереву 6,3 x 7,5 см
частная коллекция



Светлый праздник нищего 1860
холст масло 92 х 76
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Перед дуэлью 1877
картон масло 25 х 20
Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого



Семья художника 1867
холст, масло 19.5 х 14.5
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск



Женский портрет 1870
холст, масло 64 х 48.5
Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова



Боярышня

вторая половина 19 века
бумага, акварель, 13.5 х 19.5
Омский областной музей имени Врубеля



«Турчанка»
ранее 1902
Екатеринбургский музей изобразительных искусств



У бассейна 1883
холст масло 112 х 49 см
Пермская государственная картинная галерея




«Девушка с саблей» 1881
Государственная Третьяковская галерея

Источники - vsdn.ru и www.liveinternet.ru

Передвижники, XIX век, Академизм, Жанр, Российская империя, Арт, Портрет

Previous post Next post
Up