Анато́лий Галактио́нович Петри́цкий (1895-1964) - советский украинский живописец, (график, декоратор, педагог. Народный художник СССР (1944). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1949, 1951), Действительный член АХ СССР. Член ВКП(б) с 1943 года. Отец А. А. Петрицкого.
Пейзаж. Сухуми
А. Петрицкий родился 31 января (12 февраля) 1895 года в - Киеве в семье железнодорожника. Учился (1912-1918) в КХУ[1] у В. Кричевского и, параллельно, в студии А. Мурашко (в "доме Гинзбурга"). В 1922-1924 годах учился в Москве во ВХУТЕМАСе (ВХУТЕМАС в то время - центр русского консруктивизма) у А. Д. Древина и Н. А. Удальцовой. Время учёбы и первое десятилетие творчества А. Г. Петрицкого пришлись на конец послереволюционной эпохи свободы творчества, когда судьба художника определялась мерой его таланта, масштабом личности и его эстетическими предпочтениями. Творчество А. Г. Петрицкого в эти годы многогранно: работает как станковист (живопись и графика), сценограф, художник-иллюстратор и плакатист. Работы этого периода выполнены в стиле советского авангарда той поры. В портретах, например, идя от анализа формы модели, художник создаёт картинное пространство стилизированных трансформаций этой формы, получая лаконичный и выразительный образ. Таким методом создана большая часть известной серия портретов современников художника (общественные деятели, писатели, художники и актёры многие из которых позже были репресированны; портреты репрессированных и людей из их окружения не сохранились.
С начала 30-х годов приоритетом в творчестве Петрицкого становится театр, который он знал, любил и где работал ещё до революции: " Как художник театра (с 1914) испытал влияние стилизаторских тенденций и конструктивизма. Преодолев эти тенденции П. с первой половины 1930-х гг. создавал преимущественно красочные костюмы и объёмно-пространственные декорации в живописно-декоративной манере, основываясь на глубоком изучении украинского народного искусства и быта.". Для художника оказавшегося автором немалого числа портретов "врагов народа" "преодолеть" в себе авангардиста было жизненно важным в буквальном смысле. Невозможным в творчестве художника стал и портретный жанр. К началу 30-х годов уже обладал немалым и успешным опытом работы в театре. Этот опыт, одарённость художника и лояльное отношение к советскому государству (в 1943 году А. Петрицкий вступает в ВКП(б)) позволили А. Г. Петрицкому сделать карьеру сценографа: как художник театра А. Г. Петрицкий работал в лучших театрах СССР в Москве, Киеве, Харькове; его заслуги перед театром отмечены высшими государственными наградами.
Умер Анатолий Галактионович 6 марта 1964 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Портрет старика (Д. Соловьева), 1913
Фигура в танце. Эскиз костюма к балету А. А. Ильинского «Нур и Анитра». 1923-1924
Композиция, 1923
Старый раб. Эскиз к пьесе Леси Украински «В катакомбах», 1920
Кубическая композиция
Кума. Эскиз к опере "Сорочинская ярмарка", 1925
Князь Игорь. Эскиз к опере А. Бородина «Князь Игорь», 1929
Портрет поэта М. Семенко, 1929.
Рыцарь на коне. Эскиз мужского костюма к опере Дж. Россини «Вильгельм Телль». 1927
Эксцентричный танец. Эскиз для балетной миниатюры хореографа К. Голейзовского, 1922
Портрет писателя М. Доленга, 1929
Взрыв в окопе. Иллюстрация к повести И. Днепровского «Фаланга», 1932. Печатный оттиск
Эскиз театральной декорации к балету "Тарас Бульба" В.П. Соловьева-Седого, 1937-1941
Эскиз декорации к опере «Тарас Бульба»
Эскиз декорации к опере «Тарас Бульба», 1950-е
Не сад, улица Киева
Пример графической работы художника. Шарж на Гната Юру
Источник -
Викидепия