Часть первый Часть второй Оригинал взят у
tito0107 в
Поклонение волхвов, часть третья К шестнадцатому веку иконография "Поклонения волхвов" становится более-менее определенной (исключения бывают, но редко), и поэтому нам остается следить за стилистическими изменениями.
Альехо Фернандес, ок. 1508-1512. В творчестве этого художника прослеживаются как италянское, так и фламандское влияние. Здесь явно преобладает последнее. Вообще же, заальпийское искусство первых десятилетий 16 века довольно традиционно. Высокий Ренессанс обходит его стороной, только архитектурные детали носят ренессансный характер. К середине столетия за Альпы приходит маньеризм
Иоахим Патинир, ок. 1515-1520. Здесь религиозной сцене отводится немного места. Художника, как обычно, занимает пейзаж. Кстати, непонятно, сколько здесь волхвов вообще
UPD/ говорят, что не Рождество, и похоже, так оно и есть. Но оставляю все равно.
Гиллис Мостарт, ок. 1515-1520
Вилям Стеттер, 1526
ян де Беер, ок. 1515. Очень сильный художник, однако.
Питер Артсен, ок. 1560
В средней Италии, начиная с 1520-х, маньериз господствует безраздельно
Корреджо, ок. 1516-1518
Понтормо, ок. 1522-1523
Пармиджанино, ок. 1529
А вот на севере еще исльны были традиции Высокого Возрождения:
Гарофало, ок. 1530-1540
Но и они постепенно уходили под натиском маньеризма. Его не избежали даже великие венецианцы, такие, как Веронезе, правда потом они от маньеризма отошли.
Якопо Бассано, нач. 1540-х. Здесь негр выглядит "средовеком"
Якопо Бассано, ок. 1555. Тут уже - маньеризм вполне
Паоло Веронезе, 1573
Венецианцы оказали влияние на критску школу иконописи, там пояляются ренессансные мотивы и чернокожие волхвы:
Точной датировки этой иконы, к сожалению, не знаю
Под влиянием Тициана, Веронезе и Тинторетто рождается "вторичный маньеризм", самым ярким представителем которого был Эль Греко:
Эль Греко, кон. 1560-х
Маньеризм приходитт на Север
Питер Брейгель, 1564
Бартоломеус Спрангер, ок. 1595
Многие художники и в 17 веке продолжали работать в маньеристической стилистике
Хендрик де Клерк, перва треть 17 в. Здесь уже чувствуется влияние Рубенса.
А вот и сам Рубенс:
1609
Ок. 1627
В первой трети 17 в. и позднее влияние карваджизма было очень сильным.
Испания:
Хуан Батиста Майно, ок. 1612-1614
Диего Веласкес, 1619
Бартоломе Эстебан Мурильо, ок. 1655-1660
Голландия (утрехтские караваджисты):
Хендрик Тербрюгген, 1619. Младенец здесь жутковатый
Абрахам Блумарт, ок. 1624. Разумеется Блумарт - отнюдь не читстый карваджист. тут и Рубенс и остатки маньеризма и многое другое
Маттиас Стомер, 1625-1630
Он же, ок. 1650 г.
"Посткараваджизм":
Леонарт Брамер, ок. 1628-1630
Бернардо Каваллино, вторая треть 17 в.
Гвидо Рени, 1642. Сильная для Рени картина. Здесь он далкео ушел и от болонцкев и от караваджизма и не впадает в слащавость, столь свойственную для него
Бартоломео Бискайно, ок. 1650. А здесь уже - возвращение к маньеризму
Никола Пуссен, 1633. Лишнее доказательство, что Пуссен также не избежал влияния Караваджо, хоть и опосредованного
Шарль Лебрен, 1655. Здесь опять сложная смесь из стилей и влияний. К Караваджо и Рубенсу добавляется еще и Пуссен. А кошка - лененовская
Рембрандт, 1633
Саломон Конинк. ок. 1650
В 18 и 19 веке тоже можно найти много интересных картин на это сюжет, но тема мне порядком надоела, и я выкладываю здесь лишь работу Антона Керна, ок. 1730 г. Этакое маньеристичное рококо с пережитками барокко: