Портрет Бетховена с партитурой «Missa Solemnis» («Торжественная месса»). Картина Карла Штилера. 1820 год
Beethoven-Haus, Bonn
Бетховен был глухим? Его музыку никто не слушал? Он родился в бедной семье и не получил образования? А еще у него было психическое расстройство?
Легенда 1. Бетховен рос в бедной, неблагополучной семье: отец был алкоголиком, а мать умерла от сифилиса
Вердикт: это отчасти правда.
Иоганн ван Бетховен и Мария Магдалена Кеверих
Wikimedia Commons
Людвиг ван Бетховен действительно родился в бедной семье. Семья жила в Бонне, отец, Иоганн Бетховен, был певчим в придворной капелле кельнского курфюрста и получал около 315 флоринов в год: этого хватало только на еду и съемную квартиру. Небольшой дополнительный доход приносили частные уроки: Иоганн преподавал игру на клавире, скрипке и альте. Он был профессиональным музыкантом, и его приглашали в состоятельные дома. На матери Людвига Марии Магдалене Иоганн Бетховен женился по любви, но его отец, капельмейстер боннской придворной капеллы, счел этот брак мезальянсом и лишил сына финансовой поддержки. Смягчился он, только когда родился внук, которого в честь деда назвали Людвигом.
В 1787 году Мария Магдалена умерла от туберкулеза. Миф о сифилисе, которым, по разным версиям, болели и мать, и отец композитора, и он сам, возник позже и ничем не подтверждается. Якобы именно поэтому старшие братья композитора рождались слепыми, глухими и с особенностями развития. На самом деле Бетховен был вторым ребенком в семье: его старший брат умер вскоре после рождения. Никаких сведений о том, что дети в семье Бетховена имели врожденные пороки развития, не сохранилось.
После смерти жены и младшей дочери у Бетховена-старшего действительно начались проблемы с алкоголем: семнадцатилетний Людвиг не раз вытаскивал его из полиции.
Легенда 2. Отец Бетховена хотел заработать на сыне, сделав из него второго Моцарта, и заставлял заниматься музыкой, применяя телесные наказания
Вердикт: это правда.
Предполагаемый портрет тринадцатилетнего Людвига ван Бетховена. Картина неизвестного художника. Около 1783 года
Kunsthistorisches Museum
Феномен Моцарта не давал покоя многим родителям. Когда Людвигу было 3-4 года, отец заметил у него музыкальные способности и решил использовать их, чтобы улучшить финансовое положение семьи. При этом он восхищался способностями сына и говорил: «Сын Людвиг - это теперь моя единственная радость, у него такие музыкальные способности, что скоро все будут им восхищаться. Мой Людвиг, мой Людвиг, я предвижу, что со временем он станет великим человеком. Если кто из присутствующих доживет до этого, пусть попомнит мои слова» . Однако в отличие от Леопольда Моцарта, отца композитора, Иоганн не обладал педагогическим талантом и вместо поддержки и похвал прибегал к наказаниям. Бетховен рассказывал, что его и младших братьев воспитывали побоями , такое воспитание для тех времен было нормой.
Примерно с четырех лет Людвиг ежедневно и подолгу играл на клавире, скрипке и альте. До клавиатуры он не дотягивался, и ему приходилось стоять на скамейке. Игра на струнных так ему и не далась, хотя он и позже пытался этому учиться.
Первый публичный концерт Бетховена состоялся 26 марта 1778 года в Кельне. Там его представили как шестилетнего виртуоза, хотя ему было уже больше семи. Но сенсации не случилось: ни денег, ни славы этот концерт, как и последующие гастроли в Нидерландах, не принес. Возможно, публика ждала импровизаций, музыкальных трюков, которыми поражал маленький Моцарт, но как раз это Иоганн не считал важным: в отличие от Моцарта Людвигу запрещалось импровизировать. Слыша живую музыку, отец возмущался: «Да что ж ты опять бренчишь? Убирайся, а то получишь оплеуху!»
Легенда 3. Бетховен был плохо образован, так как нигде не учился
Вердикт: это отчасти правда.
Иллюстрация к книге Эжени Фоа «Ludwig Van Beethoven, ou le Petit maître de chapelle». Париж, 1841 год
Bibliothèque nationale de France
Бетховен не получил систематического школьного образования. Он недолго учился в частной школе и при монастыре, но довольно безуспешно. Преподавание строилось на муштре, зазубривании катехизиса и латыни - это вызывало у мальчика протест. К тому же его отец считал, что школа - пустая трата времени.
Будучи уже взрослым, Бетховен пытался восполнить пробелы в образовании. Он учил французский и итальянский, изучал историю, астрономию и философию. В 1789 году восемнадцатилетний Людвиг даже стал студентом философского факультета Боннского университета. Он увлекался античной литературой, любил Гете, Шиллера, Гердера, Шекспира и многих других авторов. Впрочем, он так и не овладел математикой, освоив только сложение и вычитание, и писал с ошибками.
Его музыкальное образование тоже не было систематическим, но Бетховену повезло с учителями (если не считать отца), которые также выступали в роли его продюсеров. Одним из его первых учителей в Бонне был Кристиан Готлоб Нефе, известный немецкий композитор и органист. Переехав в Вену, Бетховен начал учиться у других знаменитых музыкантов. Йозеф Гайдн не только преподавал ему музыку, но помогал войти в светские салоны Вены и одалживал деньги. Антонио Сальери учил сочинять вокальную музыку в итальянском стиле. Бетховен также высоко ценил свои занятия с композитором Иоганном Георгом Альбрехтсбергером. По воспоминаниям современника, венские педагоги так отзывались о своем ученике:
«Все трое высоко ценили Бетховена, но были единодушного мнения о его занятиях. Каждый говорил: Бетховен был настолько своенравен и упрям, что ему приходилось узнавать на собственном горьком опыте то, что он никогда бы не воспринял как предмет изучения»
Сам Бетховен признавался издателю Готфриду Гертелю:
«Не существует трактата, который для меня оказался бы слишком ученым. Нисколько не претендуя на собственно ученость, я с детства, однако, стремился постигнуть то лучшее и мудрое, что создано каждой эпохой. Позор артисту, который это не считает для себя обязательным, хотя бы в меру своих сил» .
Легенда 4. Бетховен сам добавил к своей фамилии частицу «ван», чтобы прослыть аристократом
Вердикт: это неправда.
Автограф Людвига ван Бетховена
Частное собрание / Meisterdrucke.com
Частица «ван» перед фамилией Бетховена (Бетховен буквально переводится как «свекольная грядка») на самом деле означала, что его семья происходила из городка Бето, или Бетув, во Фландрии . Современники из других стран могли принимать частицу «ван» за эквивалент немецкого «фон», что указывало на благородное происхождение.
Однажды Бетховен попытался использовать это в своих интересах. Когда на суде, разбирающем спор между композитором и его невесткой об опеке над племянником Карлом, зашла речь о происхождении Бетховена, тот привел в качестве аргумента в пользу своей принадлежности к высшему нидерландского сословию частицу «ван». Однако документально он никак не смог это подтвердить, поэтому ландрехт, земельный суд, разбиравший споры дворян, передал дело в венский магистрат, занимавшийся тяжбами городских мещан. Бетховен был возмущен: «В Нидерландах проявили бы лучшую осведомленность относительно этой незначительной значительности» .
Легенда 5. Бетховен был глухим
Вердикт: это почти правда.
Разговорная тетрадь Бетховена, датированная 9 сентября 1825 года
Beethoven-Haus, Bonn
Бетховен начал терять слух постепенно: первые признаки глухоты появились, когда ему было 28 лет. Возможно, причиной стала болезнь, перенесенная годом раньше. Он испытывал болезненные ощущения, шум и звон в ушах, постепенно переставал слышать тихие высокие звуки.
В апреле 1802 года он отправился лечиться на курорт Гейлигенштадт неподалеку от Вены. Там он впал в депрессию и решил покончить с собой. В исповеди под названием Гейлигенштадтское завещание он рассказывал о «жгучем страхе» людей, боязни быть уличенным в своем недуге и о жестокой судьбе. К счастью, до суицида дело не дошло. Несмотря на прогрессирующую болезнь, Бетховен продолжал выступать как пианист, а в 1806-1814 годах - как дирижер. Иногда он импровизировал в частных салонах. Почти полная глухота наступила примерно в 1818 году, за девять лет до смерти. Композитор общался с окружающими, записывая реплики в тетрадях, которые он постоянно носил с собой .
Легенда 6. Он сочинял странную музыку, которую никто не слушал
Вердикт: это отчасти правда.
Моцарт, Гайдн, Бетховен. Гравюра Ф. Меля по рисунку Р. Шейна. До 1845 года
Landesmuseum Burgenland
Современникам Бетховена его музыка казалась сложной и непонятной, а иногда в ней даже видели «эстетический и художественный терроризм» . Он действительно писал не для широкого слушателя, а для образованных людей из высшего общества, но вовсе не всегда бывал ими понят. Например, император Франц , известный своими реакционными реформами, не любил его музыку, так как считал, что она разрушает традиции. Тем не менее у Бетховена было много поклонников - например, русский князь Николай Борисович Голицын. Он писал Бетховену о Торжественной мессе, мировая премьера которой при его содействии состоялась в Петербурге весной 1824 года:
«…все сочинение являет собой сокровищницу красот, и можно сказать, что Ваш гений опередил века и что, быть может, пока нет настолько просвещенных слушателей, которые смогли бы сполна насладиться красотой Вашей музыки, однако потомки воздадут Вам почести и благословят Вашу память в гораздо большей мере, чем это в состоянии сделать Ваши современники» .
Уже при жизни Бетховен считался одним из трех главных композиторов эпохи (помимо Гайдна и Моцарта). А на его похоронах 29 марта 1827 года, по разным сведениям, было около 20 000 человек - по тем временам беспрецедентный случай.
Легенда 7. Бетховен поддерживал Наполеона и посвятил ему Третью симфонию
Вердикт: это только отчасти правда.
Вторжение армии Наполеона в Австрию. Рисунок Жан-Батиста Маду. Около 1827 года
The Ira F. Brilliant Center for Beethoven Center, San Jose State University
В 1790-е годы Бетховен с интересом следил за Наполеоном, но нельзя сказать, что он его поддерживал. В 1796-1798 годах Бетховен писал патриотические песни для ополченцев из Вены, воевавших против Наполеона , а в 1802 году посвятил три скрипичные сонаты Александру I, одному из главных противников Бонапарта.
Известная Третья героическая симфония, над которой Бетховен работал с 1803 года, изначально действительно была посвящена Наполеону , однако это не было связано с политическими взглядами композитора. В те годы Бетховен планировал поездку в Париж: посвящение симфонии Наполеону могло стать пропуском в местные светские салоны и привлечь внимание публики. После коронации Бонапарта в 1804 году композитор отказался от этой идеи. Его ученик Фердинанд Рис вспоминал:
«Как я, так и другие его ближайшие друзья часто видели эту симфонию переписанной в партитуре у него на столе; наверху, на заглавном листе, стояло слово „Буонапарте“, а внизу „Луиджи ван Бетховен“ - и ни слова больше… Я был первым, принесшим ему известие, что Бонапарт объявил себя императором. Бетховен пришел в ярость и воскликнул: „Этот - тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!“ Бетховен подошел к столу, схватил заглавный лист, разорвал его сверху донизу и швырнул на пол» .
Вскоре известный меценат и покровитель Бетховена князь Франц Йозеф Лобковиц заплатил щедрый гонорар за право исполнить новое произведение в узком кругу, а затем еще один - за посвящение симфонии самому себе. Закрытая премьера состоялась 9 июня 1804 года в венском дворце князя. Осенью того же года в Роуднице, чешском замке Лобковица, симфония была специально исполнена для прусского принца Луи Фердинанда, который оплатил этот концерт. И Лобковиц, и Луи не симпатизировали Бонапарту, и уже на закрытых исполнениях первое посвящение не упоминалось. Публичная премьера состоялась 7 апреля 1805 года, где сочинение называлось Новая большая симфония. А еще через год Третья симфония получила свое окончательное название - Героическая - и подзаголовок «Сочинена в честь памяти о великом человеке и посвящена Его Светлейшему Высочеству князю Лобковицу». Скорее всего, «великий человек» - это Луи Фердинанд, незадолго до этого погибший в сражении с Наполеоном.
Легенда 8. Бетховен был несчастлив в любви
Вердикт: это правда.
Миниатюра, принадлежавшая Бетховену, предположительно, изображает Джульетту Гвиччарди. Около 1810 года
Beethoven-Haus, Bonn
Талантливый и известный композитор, Бетховен пользовался популярностью у дам из высшего света. У него часто случались романы, но до свадьбы дело не доходило: социальный статус и финансовое положение Бетховена казались его избранницам и их родственникам недостаточно прочными. Вплоть до 1812 года у композитора были отношения с разными женщинами, однако потом все изменилось. В это время Бетховен написал письмо, адресованное некой бессмертной возлюбленной и, так же как и Гейлигенштадтское завещание, найденное уже после его смерти. В нем он пишет, что из-за окончательного разрыва с этой дамой принял решение отказаться от всяких любовных отношений. Имя «бессмертной возлюбленной» Бетховен нигде не называет - оно до сих пор неизвестно. Судя по всему, свое обещание он сдержал и остаток жизни провел в одиночестве.
Легенда 9. Бетховен не носил парик в знак протеста против общественных норм
Вердикт: это неправда.
Портрет Людвига ван Бетховена. Картина Йозефа Виллиброрда Мелера. 1804-1805 годы
Sammlung Wien Museum
В те годы, когда Бетховен вел активную светскую жизнь, мода на парики уже сошла на нет - надевать парик ему приходилось буквально в считаных случаях. Из Франции пришла мода на прическу а-ля Тит, названную в честь римского императора: кавалеры и дамы носили короткие волосы и завитки. Именно с такой прической мы можем видеть Бетховена на портрете, написанном Йозефом Мелером.
Легенда 10. Музыка Бетховена вдохновила Ленина на революцию
Вердикт: это неправда.
Владимир Ленин с Максимом Горьким слушают «Аппассионату» Бетховена. За роялем пианист Исай Добровейн. Картина Петра Белоусова. 1938-1948 годы
Національний художній музей України
Нельзя сказать, что революционные идеи Ленина были связаны с его музыкальными вкусами. По крайней мере, документальных свидетельств о том, что музыка Бетховена вдохновила его на революцию, нет. С другой стороны, из воспоминаний современников мы знаем, что Ленин действительно часто с удовольствием слушал Бетховена. Например, соратник Ленина Михаил Кедров вспоминал, как по его просьбе играл на фортепиано музыку Бетховена: «Он мог часами слушать сонаты и увертюры Бетховена, этого гениального выразителя в музыке духа французской революции» .
А Максим Горький рассказывал историю о том, как в 1920 году Ленин слушал «Аппассионату» в исполнении Исая Добровейна. Четыре года спустя в «Известиях ВЦИК» был опубликован очерк Горького, в котором приводилось такое высказывание Ленина: «Ничего не знаю лучше „Араssionаtа“, готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!»
Легенда 11. Бетховен постоянно менял квартиры, когда жил в Вене: всего их было более семидесяти
Вердикт: это отчасти правда.
Кабинет Бетховена в Шварцшпаниерхаусе в Вене. Рисунок Иоганна Непомука Хёхле. 1827 год
Beethoven-Haus, Bonn
Вена была дорогим городом. Немногие могли построить себе особняк. Даже состоятельные люди чаще всего владели доходными домами, в которых сами жили, сдавая часть апартаментов.
Обычно срок аренды составлял около семи месяцев - с конца сентября по конец апреля. Весной и летом венцы отправлялись в сельские пригороды, осенью возвращались и снимали другую квартиру. В том числе и Бетховен. За годы жизни в Вене (1792-1827) он действительно часто менял место жительства: мы знаем около тридцати адресов. Но точно не семьдесят!
Легенда 12. Бетховен любил пиво
Вердикт: это неправда.
Посетитель и официант венской кофейни. Около 1810 года
© Imagno / Getty Images
В отличие от отца Бетховен не любил алкоголь, а если и употреблял спиртное, то скорее вино. Композитор признавался: «…хмельное во мне вызывает скорее упадок, чем прибавление сил…»
Бетховен также любил крепкий кофе, который был в моде в Вене. Его пили дома или в кофейнях. Гуляя по Вене, Бетховен с Гайдном заходили в кафе: там Людвиг покупал себе и своему учителю две чашки кофе по 6 крейцеров - по тем временам это было недорого. А вот чай был довольно дорогим: его подавали только в аристократических салонах.
Что касается гастрономических вкусов композитора, то Бетховен любил пасту с пармезаном и салями, мясо (кроме свинины), устрицы и рыбу - особенно карпа и щуку.
Легенда 13. Бетховен страдал биполярным расстройством
Вердикт: это неправда.
Бетховен и Гете в Теплице в 1812 году. Гравюра с рисунка Карла Рёлинга. Вторая половина XIX века
Sammlung Archiv für Kunst und Geschichte, Berlin
Во-первых, нет никаких документальных свидетельств о том, что Бетховен страдал какими-либо психическими заболеваниями. Во-вторых, такой диагноз появился только два века спустя.
Известно, что у Бетховена был тяжелый характер. Вспышки гнева перемежались периодами добродушия. Сам он объяснял приступы агрессии и нелюдимость нарастающей глухотой. В последние годы композитор постоянно был чем-то недоволен, срывался на прислуге: он швырялся в экономку книгами и мебелью.
Резкие скачки настроения при этом не мешали его работе, в которой он был очень организован и дисциплинирован. У Бетховена был четкий распорядок дня, он вставал рано (иногда в шесть утра) и после легкого завтрака садился за работу, а после обеда и прогулки опять возвращался к сочинительству.
Легенда 14. Бетховен умер в нищете
Вердикт: это неправда.
Бетховен на смертном одре. Рисунок Йозефа Эдуарда Тельчера. 1827 год
British Library
Бетховен был одним из первых в истории музыки свободных композиторов. Он не занимал оплачиваемой должности, а получал доходы от издания своих сочинений и выступлений. И зарабатывал он достаточно много. Кроме того, Бетховен получал заказы от меценатов. Они же могли выкупать право первого исполнения нового сочинения в узком кругу. В 1809 году три австрийских мецената - Фердинанд Кинский , князь Лобковиц и эрцгерцог Рудольф - решили выплачивать гениальному композитору пожизненную пенсию, чего до этого не случалось ни с одним музыкантом.
Расходы композитора были значительными. Бетховен много тратил на содержание и образование своего племянника Карла, которого в письмах всегда называл «дорогой сын». В последние месяцы жизни композитор сильно болел и уже не мог сочинять. На врачей уходило много денег: «Однако я покоряюсь воле судьбы и молю Господа лишь о том, чтобы он своим Божественным соизволением оградил меня от нищеты, доколе я принужден терпеть мучения здешней жизни»
Книги:
Гринберг М. Ленин и музыка. Музыка и революция. № 1. 1928.
Кириллина Л. В. Бетховен. М., 2015.
Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество. В 2 т. М., 2009.
Раку М. Г. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. М., 2014.
Бетховен. Письма. В 4 т. М., 2011-2016.
Бетховенский архив в Бонне.
Вспоминая Бетховена. Биографические заметки Ф. Вегелера и Ф. Риса. М., 2007.
Людвиг ван Бетховен. Каталог сочинений. М., 2017.
Разговорная тетрадь Бетховена. Февраль - июнь 1818 года.
Kinderman W. Beethoven. Oxford, 2009.
Rumph S. Beethoven after Napoleon: Political Romanticism in the Late Works. University of California Press, 2004.
Автор Екатерина Ключникова (Лобанкова)
Источник -
arzamas.academy