Кенне Грегуар - Музыканты
Кенне Грегуар (Kenne Grégoire), настоящее имя - Жан Жоскен Грегуар (Jean Josquin Grégoire), родился в 1951 году в Голландии в городе Квелдаме, - нидерландский художник.
Click to view
Театр "Лицедеи" - Blue Canary
Статуэтки "Лицедеи" (гутное стекло)
Литва - конец XX века - 2000-е годы
Лицедей - устаревшее название профессионального исполнителя ролей в театральных спектаклях, кинофильмах и тому подобное. Синоним слова "актёр".
Слово "лицедей" употребляется в переносном смысле и с неодобрительным оттенком в отношении тех, кто, притворяясь, рисуясь, старается казаться не тем и не таким, кто и каков он есть в действительности. В данном случае - синоним слова "притворщик".
Художник Кенне Грегуар
Кто все эти люди на полотнах Кенне Грегуара? То ли это артисты бродячего театра, то ли это "люди из зала", обуреваемые страстями, которые под масками пытаются скрыть лавину чувств... Наверное, и те, и другие, ибо в наше время, время общества спектакля, и люди соответствуют ему - все они лицедеи. Хотя, незабвенный Шекспир говорил об этом ещё более пятисот лет тому назад: "Весь мир театр. В нём женщины, мужчины - все актёры". Да и вообще утверждают, что история этой метафоры своими корнями уходит в античные времена.
С лёгкой или напротив - нелёгкой руки французского философа, историка, писателя, режиссёра и художника-авангардиста Ги Дебора (1931- 1994) термин "общество спектакля" стал применим для характеристики современного нам общества. Свои идеи Ги Дебор сформулировал в труде, который так и назывался - "Общество спектакля", изданном в 1967 году, в котором подверг критике современный капитализм, усиление роли СМИ и индустрии развлечений в жизни современного общества, а также государственный капитализм, проявивший себя в СССР и Китае.
Ги Дебор разделяет два вида спектакля: распылённый, присущий странам капиталистического Запада, и концентрированный, присущий в разной степени, в первую очередь, СССР и Китаю. Разница между этими видами общества спектакля заключается в способах воздействия: концентрированный спектакль государственного капитализма отличается нетерпимостью ко всякой, даже виртуальной - как в странах Запада - свободе слова, более сильным репрессивным аппаратом, однако в гораздо меньшей степени фетишизацией товарного производства.
Перед смертью в своих "Комментариях к Обществу Спектакля" Ги Дебор выдвинул идею о том, что крушение СССР и становление повсеместно рыночной экономики приведёт к торжеству нового вида спектакля - интегрированного, который будет совмещать в себе диктат потребления и сильный репрессивный аппарат. Последователи Ги Дебора считают, что интегрированный спектакль реализовал себя в полной мере в США после терактов 11 сентября 2001 года.
Мы же справедливость утверждений Ги Дебора можем наблюдать сегодня на фоне событий, связанных с вирусом ковид-19, которые происходят во всём мире практически по одному и тому же сценарию: нагнетание страха посредством СМИ, ограничение прав и свобод граждан, якобы ради общественного блага, а также жёсткие репрессивные меры по отношению к непокорным. И маски, маски, маски... которые, кстати, могут предохранить только от микробов, но никак не от вирусов.
Фильм "Сукины дети"
"Сукины дети" - кинофильм, поставленный Леонидом Филатовым в 1990 году. За отправную точку в создании сценария фильма были взяты реальные события, связанные с отъездом из СССР в 1983 году знаменитого режиссёра московского Театра на Таганке Юрия Любимова.
Фильм "Сукины дети" - единственная режиссёрская работа Леонида Филатова.
"Сукины дети" - художественный фильм производства студии "Мосфильм", СССР (1990) Режиссёр и автор сценария - Леонид Филатов
В ролях: Владимир Ильин - Лев Александрович Бусыгин (он же Лёва) Лариса Удовиченко - Татьяна, его жена Александр Абдулов - Игорь Гордынский, актёр театра Евгений Евстигнеев - Андрей Иванович Нанайцев, народный артист СССР Лия Ахеджакова - Элла Эрнестовна, его супруга Владимир Самойлов - Пётр Егорович, директор театра Елена Цыплакова - Галочка Татьяна Кравченко - Серафима Михайловна Корзухина Нина Шацкая - Елена Константиновна Гвоздилова Сергей Маковецкий - Боря Синюхаев Лариса Полякова - Аллочка Мария Зубарева - Ниночка Галина Петрова - Тюнина Александр Ильин - Тюнин, актёр театра Станислав Говорухин - Сергей Сергеевич Попов, писатель Людмила Зайцева - Анна Кузьминична из горкома Леонид Филатов - Юрий Михайлович, чиновник министерства культуры.
Click to view
В 1983 году, будучи в Лондоне, куда он приехал, чтобы поставить "Преступление и наказание" Достоевского, Юрий Любимов сделал ряд заявлений для зарубежной прессы: он дал интервью газете "Times", озаглавленное "Крест, который несёт Любимов", в котором осуждал советскую цензуру, мешавшую его постановкам, и конкретно министра культуры СССР Петра Демичева. После этого - в 1984 году - он был отстранён от управления театром и лишён гражданства.
Как по мне, отстраняйте сколько угодно - государство содержит театр и платит всей труппе деньги, а потому и вправе решать, кто в данном конкретном театре будет руководителем, но при чём здесь гражданство? Есть ощущение, что делалось это "ответственными товарищами" не в пользу государства, а ему во вред совершенно сознательно, ибо трудно себе представить, чтобы решения подобного рода принимались неосознанно, а потому - клиническими идиотами. Обиженных на Руси всегда жалели, а обиженных советской властью "жалели" за границей и обласкивали их сверх всякой меры в пику СССР. За искреннее сочувствие зарубежных радетелей не поручусь, если только оно не приносит выгоду, выраженную в денежных знаках или равноценном эквиваленте.
Фильм "Сукины дети" рассказывает о том, как труппа театра восприняла эти события и требовала возвращения своего главного режиссёра в СССР и в театр, а также о давлении на них чиновников от культуры. Однако не стоит воспринимать этот фильм как документальный - давление чиновников было, но не таким уродливым, как показано в фильме. Трагические события, разворачивающиеся в фильме, - забастовка артистов, голодовка, угроза самосожжения и, наконец, смерть одного из актеров - в реальности места не имели, ибо актёрская братия в большинстве своём суть конформисты.
При помощи картин Кенне Грегуаре можно практически идеально проиллюстрировать содержание фильма.
Забастовка актеров - этакий "праздник непослушания".
Актёры театра Лев Александрович Бусыгин (Лёва) и его жена Татьяна (их играют Владимир Ильин и Лариса Удовиченко). У них сложная семейная жизнь - Татьяна на глазах у всей труппы изменяет мужу с главным театральным ловеласом Игорем Гордынским.
Игорь Гордынский со своей условной пассией, коих у него полтеатра (его играет Александр Абдулов).
Театральная примадонна Елена Константиновна Гвоздилова (её роль исполняет Нина Шацкая, жена Леонида Филатова).
Серафима Михайловна Корзухина (её роль исполняет Татьяна Кравченко).
Андрей Иванович Нанайцев и его супруга Элла Эрнестовна, немолодая и добропорядочная супружеская пара актёров (их играют Евгений Евстигнеев и Лия Ахеджакова).
Актёры во время забастовки в их противостоянии с министерскими чиновниками.
Татьяна Бусыгина в попытке скомпрометировать Юрия Михайловича, чиновника из министерства культуры, дабы принудить министерство пойти на попятный (Юрия Михайловича играет сам Леонид Филатов).
Татьяна Бусыгина и актёры труппы узнают о смерти Льва Александровича Бусыгина, последовавшей вследствие нервного перенапряжения, вызванного семейными и театральными проблемами.
Похоронная процессия актеров, сопровождающая вынос тела Льва Бусыгина из театра - сцена, завершающая фильм.
Юрий Любимов и "Таганка"
Это драма с элементами трагедии. Главные действующие лица этого живого спектакля:
Юрий Петрович Любимов (1917, Ярославль - 2014, Москва) - советский и российский театральный режиссёр, актёр и педагог. Один из реформаторов советского и российского театра.
Лауреат Сталинской премии II степени (1952) и Государственной премии России (1997).
Народный артист РФ (1992).
Художественный руководитель (1964-1984, 1989-2011) и директор (1990-2011) Московского театра на Таганке.
Николай Николаевич Губенко (17 августа 1941, Одесса - 16 августа 2020, Москва) - советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр и сценарист. Народный артист РСФСР (1985). Лауреат премии Ленинского комсомола (1972) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1973). Последний министр культуры СССР (1989-1991).
Основатель, художественный руководитель театра "Содружество актёров Таганки" с 1993 года до конца жизни.
Депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации II и III созывов (1995-2003). Депутат Московской городской Думы IV, V, VI и VII созывов (2005-2020). Заместитель председателя Московской городской думы (2009-2020).
Анатолий Васильевич Эфрос (настоящее имя Натан Исаевич Эфрос), (1925, Харьков - 13 января 1987, Москва), - советский режиссёр театра и кино, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).
Главный режиссёр Московского театра им. Ленинского комсомола (1963-1967). Режиссёр Театра на Малой Бронной (1967-1984). Главный режиссёр Театра на Таганке (1984-1987).
Леонид Алексеевич Филатов (1946, Казань - 2003, Москва) - советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, поэт, драматург, публицист, телеведущий.
Секретарь Союза кинематографистов СССР (1989-1991).
Народный артист России (1995). Лауреат Государственной премии России (1996).
И вся труппа Театра на Таганке.
В 1963 году Юрий Любимов стал главным режиссёром Театра на Таганке. Юрий Любимов сделал этот театр самым популярным в СССР. Билеты на Таганку были валютой, открывавшей двери любых учреждений, растапливающей лёд сердец бюрократов и околотеатральных дам.
Это был авангардный театр - без занавеса и почти без декораций. Стиль постановок и актёрской игры логически продолжали послереволюционный театр Всеволода Мейерхольда и "Синюю блузу". Это был политический театр - театр-газета, театр-плакат. В нём собрался замечательный актёрский состав. Достаточно сказать, что в этом театре служили Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Николай Губенко, Иван Бортник, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Семён Фарада, Александр Филиппенко, Леонид Ярмольник, Алла Демидова, Нина Шацкая, Инна Ульянова, Зинаида Славина, Наталья Сайко.
Постановки театра были острыми и злободневными, несмотря на то, какие ставились пьесы, - из дня сегодняшнего или из прошедших времён. Любимову удавалось придать современное звучание даже Шекспиру. Чиновники из министерства культуры театр и режиссёра не любили - слишком своенравен и самостоятелен, к тому же антисоветчик, что сквозило и в словах, и в спектаклях.
После смерти Владимира Высоцкого (1980) театр собирался поставить спектакль "Владимир Высоцкий", посвященный его памяти. Но этот спектакль, а также спектакль "Борис Годунов" были запрещены. Что крамольного усмотрели в этих постановках чиновники, остаётся только гадать, но факт остаётся фактом. В 1983 году Любимов в Лондоне дал скандальное интервью, о чём было сказано ранее, которым фактически сжёг за собой мосты. Наивно было бы думать, что он не понимал, какими будут последствия, из чего можно сделать вывод, что сделал он это именно для того, чтобы вызвать на себя огонь и получить моральное право не возвращаться в СССР. Высокие иностранные гонорары и молодая иностранная жена - венгерка Каталин Кунц, на 30 лет моложе Любимова, - сделали своё дело.
А актёры театра осиротели - они потеряли режиссёра и наставника, которого почитали, как отца родного. Винили во всём произошедшем государство и требовали вернуть Любимова в СССР. Любимов же ставил спектакли в Австрии, Англии, США, Италии и упивался зарубежной славой, не забывая между тем изображать из себя страдальца, - всё же актёр в прошлом, хоть и не ахти какой.
"Мы облагодетельствованы его изгнанием!" - писали западные газеты.
Но театр не может существовать без главного режиссёра и главным на Таганку министерство назначает Анатолия Эфроса, которого труппа принимает в штыки - он для них узурпатор. Любимов из-за рубежа тоже подливает масла в огонь, называя поступок Эфроса штрейкбрехерством, предательством и нарушением корпоративной этики.
Анатолий Эфрос отличался от Любимова художественными взглядами, методами работы да и характером, а потому и понравиться труппе у него практически не было шансов, хотя за время его режиссёрства в Театре на Таганке были поставлены удачные спектакли: "На дне" Горького, вторая редакция "Вишнёвого сада" Чехова, "Мизантроп" Мольера и "У войны не женское лицо" по пьесе Светланы Алексиевич. Последний спектакль вообще считается одной из лучших работ Эфроса. Эфросу актёры, как балованные дети, устраивали обструкции: то шины его автомобиля проколют, то дублёнку в гардеробе изрежут, при этом постоянно демонстрируя своё неприятие его в качестве главного режиссёра. Самое активное участие в этой фронде принимал Леонид Филатов - нет, он ничего не резал, но постоянно дерзил и демонстрировал своё пренебрежение, подавая дурной пример молодым актёрам, в чём впоследствии, будучи тяжело больным, очень раскаивался. В 1985 году он перешёл в театр "Современник". Вернулся на Таганку в 1987 году, когда главным режиссёром стал Николай Губенко.
В 1985 году коллектив театра написал письмо в поддержку возвращения Любимова. Анатолий Эфрос тоже подписал это письмо. В ноябре 1986 года театр гастролировал в Польше, где проходили обсуждения спектаклей Эфроса, в ходе которых, по свидетельству Аллы Демидовой, резко осуждался его приход в Театр на Таганке. Выдержать такой напор негатива не каждому под силу, а тем более человеку творческому: психологическое и эмоциональное напряжение, которое испытывал режиссёр в связи с разраставшимся конфликтом, послужило косвенной причиной инфаркта, повлекшего его смерть 13 января 1987 года.
Приход Анатолия Эфроса на Таганку многие считали трагической ошибкой, которая стоила ему жизни.
Click to view
Документальный фильм "Закулисные войны в театре" - Таганка
О назначении в Театр на Таганке главным режиссёром Анатолия Эфроса
После смерти Анатолия Эфроса главным режиссёром театра по просьбе коллектива стал Николай Губенко. И всё это время Николай Николаевич обивал пороги высоких кабинетов, пытаясь добиться возвращения Любимова в СССР, а стало быть и в театр. В 1988 году ему удаётся оформить приглашение Любимову и тот приезжает, якобы в гости к Николаю Губенко, а через год - в 1989 году - Любимову вернули гражданство и он возвратился в театр триумфатором. Николай Губенко ушёл с должности главного режиссёра и остался в театре актёром.
В театре возобновили ранее запрещённые любимовские спектакли, а также поставили новые. Юрий Любимов был вынужден совмещать работу в театре с постановками по ранее заключённым зарубежным контрактам.
В ноябре 1989 года Николай Губенко был назначен министром культуры СССР и пробыл в этой должности практически до конца 1991 года.
В 1990 году Леонид Филатов ставит фильм "Сукины дети".
Потом в работу театра вмешались экономические и политические изменения в СССР: в 1992 году Юрий Любимов решил подписать с мэром Москвы Гавриилом Поповым контракт, согласно которому он становился директором Театра на Таганке с неограниченными полномочиями, а также получал здание театра в собственность. Наплевав на то, как за него боролись артисты театра во время его опалы, он решил оставить в труппе небольшое количество самых известных актёров, с которыми предполагалось подписать контракт на определённый срок, а остальных практически выставлял на улицу, пообещав привлекать к постановкам в случае необходимости.
В связи с этим у Губенко с Любимовым возник конфликт по поводу будущего театра, несмотря на то, что лично Николая Губенко Любимов предполагал оставить в своём театре. В результате труппа Таганки разделилась: в 1993-м году бОльшая часть артистов, среди которых были Леонид Филатов, его жена Нина Шацкая, Наталья Сайко, под руководством Николая Губенко образовала "Содружество актёров Таганки" и заняла новое здание театра, которое достроили в 1980-х годах. Артисты, оставшиеся с Любимовым, среди которых были Валерий Золотухин, Виталий Шаповалов, Борис Хмельницкий, Александр Трофимов, Алексей Граббе, Иван Бортник, остались в старом здании.
В интервью, которое в 2007 году Юрий Любимов дал украинскому журналисту Дмитрию Гордону, он очень нелицеприятно отзывался об артистах, ушедших из труппы вместе с Губенко. На вопрос журналиста: "Так что - сукины дети?" он ответил:"Хуже!".
Click to view
В июне 2011 года на гастролях в Чехии актёры Театра на Таганке прилюдно потребовали от Любимова отдать им гонорар за сыгранный спектакль. Судя по всему, это был не первый случай, когда Любимов и его жена, занимавшаяся организацией гастролей, присвоили себе зарубежные гонорары всей труппы, что и побудило актёров перевести конфликт в публичную плоскость. Демарш актёров "обидел" режиссёра и он подал заявление об отставке.
6 июля 2011 года Департамент культуры Москвы сообщил об освобождении Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Главный режиссёр покинул Театр на Таганке 16 июля, не попрощавшись с труппой.
Автор - художник Кенне Грегуар
Статуэтки "Лицедеи"
Литва - конец XX века - 2000-е годы
Click to view
Театр "Лицедеи" - Ирландский танец
Примечание. Килт - мужская национальная шотландская одежда, но килты носят и ирландцы, только цвет ирландского килта должен непременно быть в зелёных тонах.
Применительно к носящим килт, существует ироничное выражение "True Scotsman" (Истинный шотландец), используемое по отношению к мужчинам, носящим килт без нижнего белья. Традиция носить килт без нижнего белья возникла в армии и это выражение вошло в фольклор как обозначение легкомысленного отношения к обычаям или даже как проявление дерзости.
Источники - Каминская Тамара (
katani08 и
www.liveinternet.ru