Исцеляющий мышьяк: 16 символов, зашифрованных в самой известной картине Поля Гогена

Dec 28, 2021 14:30

Поль Гоген закончил картину «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», взял коробочку с ядом и пошел в горы, чтобы умереть



Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897-1898
фр. D’où venons nous? Que sommes nous? Où allons nous?
Холст, масло. 139,1 × 374,6 см
Музей изящных искусств, Бостон
Фото: incamerastock / Alamy via Legion Media

Жизнь Гогена - это бегство. Маниакальное бегство от цивилизации. Поль родился в Париже, но до семи лет воспитывался в перуанском поместье у дяди и навсегда полюбил экзотическую природу, размеренную жизнь и простоту человеческих отношений. Франция, куда он вернулся с матерью в 1855 году, так и не стала ему домом. Поэтому художник любил путешествовать по дальним странам. А когда ему исполнилось сорок семь (в 1895 году), решил навсегда перебраться в Полинезию, на Таити, где уже бывал.

Однако на этот раз жизнь на острове не заладилась. Гоген поссорился с новой колониальной администрацией и поэтому никак не мог устроиться на работу. Накопленные деньги быстро закончились. Оставалось только писать картины и отсылать их во Францию в надежде на продажу. Но меценаты не особо интересовались гогеновским творчеством, и художник погряз в долгах. К тому же у него начались серьезные проблемы со здоровьем: воспалились ноги, болело сердце, мучила экзема, не отпускали приступы кровохарканья. Не давали работать конъюнктивит и головокружения.

«У меня нет даже куска хлеба, - писал Поль приятелю Даниелю Монфреду осенью 1897 года, - чтобы восстановить силы. Поддерживаю себя водой, иногда плодами гуавы и манго, которые сейчас поспели, да еще пресноводными креветками». Гогена душила депрессия, и он решил покончить жизнь самоубийством. Но перед смертью ему хотелось написать последнюю картину, которая стала бы духовным завещанием.

«Я думаю, - обращался художник к Монфреду, - что это полотно… превзойдет все предыдущие… Я вложил в него… всю свою энергию, всю страстность». К концу декабря 1897 года работа «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» была готова. А в первых числах января 1898-го Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы. Там он решил умереть.

Однако художник переусердствовал - он принял слишком большую дозу яда, которая спровоцировала безостановочную рвоту. Благодаря ей Гоген спасся. Несостоявшийся самоубийца промучился всю ночь, но остался жив. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. Психологам известны случаи, когда неудачная попытка суицида снимала депрессию.

В 1898 году судьба сжалилась над Гогеном: картины потихоньку стали продаваться, ему удалось устроиться на работу делопроизводителем в Управление общественных работ, конъюнктивит прошел - все свободное время художник проводил за мольбертом. Начался новый этап творчества: Гоген создал цикл картин, тематически близких к «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», но в иной, солнечной палитре.



Картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» имеет одну особенность: она «читается» не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался Гоген.



1. Спящий ребенок символизирует человеческую душу до ее земного воплощения. По словам искусствоведа Марины Прокофьевой, «Гоген был мистиком, увлеченным теософией, и считал, что человеческие души до нисхождения в материальный мир пребывают в младенческом блаженстве на небесах».

2. Собака - символ бед, которые поджидают человека на земле.

3. Три женщины символизируют первую стадию пребывания человеческой души в телесной оболочке до открытия в ней стремления к самопознанию. «Эти женщины не вязнут в самокопании, не мучаются сомнениями, а бездумно отдаются счастью материального бытия», - говорит Марина Прокофьева.

4. Мужчина, срывающий плод с древа добра и зла, - символ пробуждения в человеке стремления к постижению тайн мироздания.

Как теософ, Гоген полагал, что влечение к открытию тайн мироустройства заложено в человеке изначально. Но в ком-то оно пробуждается, а в ком-то нет.

5. Фигура с рукой на голове олицетворяет вторую стадию развития человеческой души, когда она приходит в отчаяние от невозможности найти ответы на «проклятые вопросы» бытия.

6. Две фигуры в красном. «На картине Гогена, - рассказывает Марина Прокофьева, - они олицетворяют третью ступень душевного развития, когда человек приобретает способность анализировать. Это два мудреца, поверяющие друг другу свои мысли».



7. Птица - символ духовного пути, взятый Гогеном из древнеегипетского искусства.

8. Женщина в черном символизирует душу на высшей стадии развития, когда она постигает смысл своего земного воплощения. Он заключается в том, что душе необходимо закалиться в страданиях. «Женщина в черном скорбна, но спокойна, - замечает Прокофьева, - поскольку ей открыто, что за страданиями, на которые обречены в этом мире люди, выбравшие духовный путь, следует загробное воздаяние - радостный покой».

9. Источник - символ вечности.

10. Статуя божества олицетворяет надежду на воскресение на небесах освобожденной души.

11. Фигура подростка символизирует зачаточный уровень развития души у тех, в ком стремление к самопостижению так и не раскрылось и кому знакома только жизнь тела.

12. Коза, котенок и щенок - это, по словам Гогена, символы беспечного существования, в котором пребывает царство материальной природы, не знающее мук духовного поиска.

13. Обнаженная - символ чувственного наслаждения, за которым гонятся те, кто живет по законам материального мира.

14. Старуха символизирует обреченность тела на смерть. «Ее не развившаяся душа, - говорит Марина Прокофьева, - будет обречена на аморфное существование, не знающее мук, но и не знающее радости».

15. Птица с ящерицей в когтях - это, по словам Гогена, символ неизбежности .мертного часа.

16. Название картины на французском - D’ou venons nous? Que sommes nous? Ou allons nous? Сегодня картина находится в коллекции Музея изящных искусств (Бостон, США).

Поль Гоген



Поль Гоген. Автопортрет с портретом Эмиля Бернара (Отверженные)
1888, 45×55 см
Van Gogh Museum, Amsterdam, Netherlands

1848 - Родился в Париже в семье журналиста.
1849 - Вместе с родителями уехал в Перу.
1855 - Возвратился во Францию.
1865-1871 - Служил в военном флоте.
1871 - Стал биржевым маклером в Париже, начал заниматься живописью (пейзажи в стиле импрессионизма: «Заснеженный сад», 1879; «Яблони», 1879).
1883 - Бросил биржу ради занятия искусством («Бретонская пастушка», 1886; «Купальщица у мельницы», 1886).
1888 - Порвал с импрессионизмом, начал работать в манере постимпрессионизма («Видение после проповеди», «В кафе», «Белая лошадь»).
1891 - Совершил первую поездку на Таити, написаны картины «Куда ты идешь?», «Беседа», «А ты ревнуешь?».
1893 - Возвратился во Францию, создал таитянский цикл («Таитянка с фруктом», «Горы на Таити», «Отахи одна», «Источник пресной воды», «Воскресенье»).
1895 - Снова отправился на Таити, пережил духовный кризис («Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», 1897), ознаменовавший новый этап в творчестве («Таитянские пасторали», «Две девушки с цветами манго»).
1901 - Переехал на Маркизские острова.
1903 - Умер на острове Хива-Оа.

Автор Павел Синичкин
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2014
Источник - www.vokrugsveta.ru

Символ, XIX век, История картины, Арт

Previous post Next post
Up