Александр Ширвиндт: Был бы Андрей Миронов жив - он, а не я возглавлял бы Театр сатиры

Nov 21, 2021 14:00

О постановке "Театральный стриптиз", выпущенной Театром сатиры по случаю 80-летнего юбилея Миронова, рассказал Александр Ширвиндт



Фото: Александр Ширвиндт, Лариса Голубкина и Андрей Миронов летят в Одессу // фото: Виталий Арутюнов

В этом году исполнилось бы 80 лет артисту Театра сатиры Андрею Миронову. К этому событию режиссер Владимир Жуков выпустил спектакль «Театральный стриптиз». Рассказал художественный руководитель театра Александр Ширвиндт.

Сюжет спектакля

Драматург (Сергей Колповский) приносит пьесу режиссеру (Юрий Нифонтов), оба надеются на успешную премьеру. Однако в тексте есть ремарка: из ванной появляется голый мужчина с зубной щеткой. Режиссер против такого откровения, драматург настаивает на своем, но все решает спор: если первый актер, вошедший в режиссерский кабинет, готов выйти к публике из ванной голым, пьеса будет поставлена. Если нет - удачи! Отсюда и закручивается сюжет.

Играть на палке - вызывает сострадание и удивление

- Многие отметили день рождения Андрюши - кто новыми передачами, кто концертами. Я и подумал, что нам тоже как-то надо, - рассказывает Александр Анатольевич. - Но устраивать псевдохрестоматийный вечер, лишь бы отметиться, не хотелось. И тут я неожиданно у себя на даче обнаружил маленькую брошюрку «В помощь самодеятельным театрам» с американской пьесой «Дорогая, я не слышу, что ты говоришь, когда в ванной течет вода». Дело в том, что когда-то мой покойный друг Михаил Козаков очень хотел со мной поработать, искал различные поводы. Мы предпринимали несколько попыток, но не получалось по тем или иным причинам. И вот однажды он принес эту брошюрку, предложил поставить, подключил Андрюшку.

Миронов должен был играть молодого артиста, я - режиссера, а Миша - драматурга. Но я их послал. Спектакль так и не вышел. Потом Козаков поставил его в Театре миниатюр. И вот через сорок лет эта брошюра свалилась на меня, я решил в память об Андрюше выпустить постановку, в которой он так и не сыграл. Это скорее всего пародия на ту пьесу, наша трактовка.

- Мне показалось, что исполнитель главной роли Семен Лопатин похож на Миронова. Специально подбирали?

- Это мой ученик по Театральному училищу имени Щукина. В нем действительно есть некая мироновщина. Семен играет и в других спектаклях нашего театра - например в «Платонове» или в «Слишком женатом таксисте». Это профессиональный, талантливый, обаятельный актер. Я ведь на сегодняшний день самый старый преподаватель в нашем училище. Хотя угадать талант молодого студента - это тоже порой лотерея.

- Вы же были учителем Миронова?

- Да. Наши родители дружили. Я же вообще-то на 7 лет старше Андрюши.

Помню, на спектаклях в Московском мюзикл-холле сидели Мария Владимировна Миронова и Александр Семенович Менакер, а между ними - толстый испуганный семиклассник Андрюша. И ему говорили: «Если ты будешь хорошо учить английский язык, не получать тройки, ты тоже, как Шура, будешь вот эту херню пороть».

Потом он поступил в училище. Я его выпускал уже как студента. Дипломный спектакль - французский водевиль - назывался «Спичка между двух огней».

- Александр Анатольевич, а вы почему в «Театральном стриптизе» не сыграли?

- Я хотел. Пожалел потом. У меня почему-то нога не ходит. А играть на палке - это вызывает сострадание и удивление. Вот если коленку починю - может быть, и выйду там в какой-нибудь роли.



Александр Ширвиндт // Фото: Андрей Струнин

Стараюсь на баррикады не лезть

- Вам часто задают вопрос: «На кого оставите театр?» Ответ уже готов?

- Никто не берется. И не очень есть кому. Говорят: посидим-посидим, что-нибудь подберем. Но когда 86 лет… Как ни странно, оказалось, это много. А дальше - тишина. Понимаешь, я говорил уже начальникам… Резкий и мощный падёж в последнее время. Они ищут нового Марка Захарова, Олега Табакова, Романа Виктюка, Петра Фоменко, Галину Волчек. Нужен новый подход к выбору.

- Кстати, вы считаете нормальным, когда сейчас в театре Ленком возродили спектакль Марка Захарова «Поминальная молитва»?

- Я еще не видел. Захаров же был моим ближайшим другом. Слышал, что сделали кальку при помощи Сашки Лазарева. То, что они возродили - это замечательно. А что касается правомочия… Черт его знает!

- Зачем люди это делают? Например, выпускают вторых «Джентльменов удачи», другие прекрасные советские фильмы переснимают…

- Наверное, своего придумать не могут. Эти ремейки бесконечные все равно хуже. В нашем театре стараюсь этого не делать.

- Могли бы восстановить, например, спектакль «Маленькие комедии большого дома», который вы ставили вместе с Мироновым. Хорошая ведь постановка была.

- Так это ставили уже давно. Вот мы с тобой говорим, ты этот спектакль помнишь. Но сейчас уже другое поколение, другая эпоха. Одно дело, когда впервые посмотрят, а другое - когда ремейк. Понимаешь, это уже не то!

- Что сегодня вас раздражает, огорчает?

- Знаешь, я стараюсь на баррикады не лезть. Не потому, что чего-то боюсь, стесняюсь или считаю себя дураком. Просто очень подозрительно отношусь к этим кричащим людям - как с одной стороны, так и с другой. Это, по-моему, одни и те же люди, понимаешь?! И это меня настораживает. Они говорят о том, что раздражает, или что удивляет, или огорчает. Это все-таки, конечно, такая глобальная тенденция человеческой некоммуникабельности. И кто виноват? Айфоны, утюги, эсэмэски - это катастрофа. Разучились разговаривать, разучились писать, разучились встречаться и так далее. Сегодня: «Мы перезвонимся». - «Перезвонимся». И это конец человечеству, если техника, искусственный интеллект возьмут вверх. Я же мечтаю, чтобы немножечко сохранился естественный интеллект. Вот это меня и огорчает.

- Если бы был жив сегодня Миронов, он бы…

- Конечно, он, а не я возглавил бы Театр сатиры. Андрюша хотел быть режиссером, поставил несколько хороших спектаклей. Его любил зритель, его любили коллеги, он умел общаться с людьми и к каждому находил свой подход. Столько лет прошло после его смерти, а его помнят и любят.



Александр Ширвиндт и Андрей Миронов // Фото: Виталий Арутюнов

Из книги «Весь покрытый зеленью, абсолютно весь»

«Помню, как сдачу спектакля «Проснись и пой!» отпраздновать решили в ближайшем ресторане «София». И вдруг Валентин Плучек говорит: «Ну что вы за молодежь? Вот в наше время начинали праздновать в Москве, а утром оказывались в Ленинграде». Этого было достаточно, тем более в Ленинграде снимался Андрей, и мы решили его пугануть (была у нас такая любимая игра: неожиданно нагрянуть к человеку). Поехали к Татьяне Ивановне Пельт-цер за деньгами на билеты (потому что деньги водились только у нее) и оттуда - в Шереметьево. Ближайшего самолета надо было ждать довольно долго. Кураж постепенно проходил, и некоторые вернулись в Москву. А самые стойкие: Татьяна Ивановна, Марк Захаров с Ниной и мы с Татой - полетели.

Из аэропорта вся компания поехала в гостиницу «Астория», где жил Андрей. Но пока мы летели, кто-то настучал Марии Владимировне, что эти сумасшедшие отправились к ее сыну. Она позвонила в Ленинград и сказала: «Жди!»

Когда мы подъехали к «Астории», на входе стоял Андрей в красной ливрее, с салфеткой на согнутой руке. Не моргнув глазом, он сухо сказал: «Ваш столик - №2». Потом мы всю ночь гуляли по Ленинграду, танцевали и пели. А у Марка возникла навязчивая идея взять Зимний. Мы остановили почтовый грузовик, Марк крикнул: «К Зимнему!» В кузове грузовика мы тоже танцевали. Почему так и не взяли Зимний, уже не помню.

Выглядели мы к утру жутко, и кто-то из прохожих на улице, узнав Андрюшу, пропел: «Весь покрытый зеленью, абсолютно весь».

Из книги Александра Ширвиндта «Склероз, рассеянный по жизни»

Материал вышел в издании «Собеседник» №14-2021 под заголовком «Андрей Миронов и "Театральный стриптиз"».
Источник - sobesednik.ru

Интервью, Мастер, Театр, Знаменитости, Россия

Previous post Next post
Up