Интернет задумывался свободным. Прошло время, он обогнал по посещаемости традиционные СМИ и наткнулся на регулирование властей. Покрутим глобус, рассмотрим, какие интернет-запреты существуют в мире.
Украина
В 2017 году были заблокированы российские соцсети ВКонтакте, Однокласники и поисковик Яндекс, тем не менее через прокси они работали. В любом случае ограничения позволили подняться Фейсбуку и другим глобальным платформам.
Северная Корея
Пожалуй, это образчик запретов. В стране существует изолированная от внешнего мира сеть Кванмён (местный чебурнет), в котором находится только одобренная властями информация. Обычный интернет тоже есть, но для проверенных людей и то под присмотром спецслужб.
Китай
Великий китайский файрвол надежно “защищает” пятую часть населения планеты от “тлетворного” влияния.
Забанены Facebook, Twitter, Instagram, Google, Whatsapp, YouTube, TikTok, Tinder, многие другие платформы и даже Telegram. Проще говоря почти всё. Но есть местные аналоги, которыми пользуется большинство жителей страны. Регистрация в местных сетях по паспорту, которая ставит существенные препоны анонимности. Наиболее настойчивые юзеры использует VPN, рискуя попасть в немилость спецслужб, которые обладают двух миллионной армией сотрудников, контролирующих и цензурирующих сеть.
Иран
Иран собирался внедрить аналог китайского файрвола, но не смог реализовать задумку технически. Тем не менее блокируются Facebook, Twitter, YouTube, Whatsapp, Viber и даже российские ВК с Яндексом. Во время массовых волнений 2017 года был заблокирован Telegram, но позже опала была снята, поскольку мессенджер использовали 40 миллионов человек и запрет Телеграма грозил уже экономике страны. Вместе с тем идеологическая цензура в иранском сегменте интернета есть и является одной из наиболее жестких в мире.
Туркменистан
Лучше всего ситуацию в Туркменистане объясняет
заголовок статьи “Радио Свобода”: “Туркменских интернет-пользователей заставляют отказываться от VPN и давать клятву на Коране”. Известно также, что в местной сети заблокирован ряд глобальных и даже российских сервисов, а в стране монопольно действует провайдер "Туркментелеком".
Куба
Нет интернета - нет проблем. До недавнего времени под запретом была не только сеть, но и сами компьютеры. Вместе с тем интернет на Остров Свободы всё же пришёл, в частности мобильный в 2018 году, но цензурируется однопартийной системой, особенно после протестов лета этого года.
Беларусь
“А за коммент ответишь” - в стране ведется
мониторинг сети в целом и соцсетей в частности с последующим
преследованием авторов за неугодные посты.
США
Дело против Wikileaks открыто в 2006-м году и тянется до сих пор, обрастая новыми подробностями. Помимо этого начиная с 2016 года любой окружной судья США может выдать ФБР ордер на взлом компьютеров в любой точке земного шара.
Как бы то ни было США не являются образчиком запретов и стоят на 12-м месте по свободе распространения информации согласно табели о рангах организации Freedom House. Россия на 58-м месте со статусом несвободного интернета.
Ниже приведена
таблица и инфографика свобод в интернете, которая учитывает 3 параметра:
* Технический контроль за интернетом;
* Цензура и блокировка сайтов;
* Нарушение неприкосновенности частной жизни и преследование пользователей
Таблица: Мониторинг свободы интернета
Отметим, что во время антиправительственных выступлений доступ к международным платформам, таким как Facebook и Twitter зачастую блокируется властями. Такие запреты вводили, а затем снимали Турция, Пакистан и Венесуэла, но политика контроля интернета в этих странах действует и сейчас.
Россия
В России суверенный интернет уже стучится в двери. Посмотрим, какие шаги в этом направлении уже сделаны. Приведем подборку материалов и без лишней лирики перечислим только факты.
Блокировка
* Заблокированы сайты ряда СМИ, подвергавших жесткой критике действия властей, например: Ежедневный журнал, Грани.ру, Каспаров.ру, Открытые Медиа.
* Заблокированы сайты оппозиционных организаций ФБК, Открытая Россия, а сами они признаны нежелательными, экстремистскими и даже террористическими, как, например, Артподготовка, канал которой заблокирован на YouTube.
* Заблокирован сайт Гулагу.нет, публикующий информацию о нарушениях в пенитенциарной системе (тюрьме).
* Забанен сайт профессионалов LinkedIn.com, который не захотел раскрывать контролирующим органам базу аккаунтов своих пользователей.
* На остальных недовольных навесили ярлык “иностранный агент”. Теперь они вынуждены анонсировать свои публикации сообщением о том, что материал создан чуть ли не шпионом. В этот список попали, например, “Дождь”, “Новая Газета”, “Медуза”. Полный реестр иноагентов можно посмотреть на сайте Минюста.
* В агенты записали не только СМИ, но и правозащитные организации, такие как “За права человека”, “Мемориал”, “Голос”, ОВД.инфо.
* Помимо самих изданий называть себя “врагами народа” и сопровождать публикации шильдиком из 24 позорных слов, выделенным капслоком вынуждены и отдельные сотрудники указанных организаций, причем даже в соцсетях в личных аккаунтах.
Под прицелом оказались и так называемые организаторы распространения информации (ОРИ), к которым можно причислить абсолютно любой сетевой ресурс. Дабы подстраховаться даже редакторы Хабра теперь делают сноску при упоминании персон и организаций, к которым российские власти имеют претензии.
Список заблокированных доменов можно найти на портале
Роскомсвобода.
Запрещена также работа многих (но не всех) VPN сервисов, с помощью которых был возможен обход блокировок.
Важно особо отметить, что блокировке ресурсы могут подвергаться и во внесудебном порядке.
Уголовка
Помимо ограничений, касающихся средств массовых информации и общественных организаций, страдают блогеры и так скажем эндюзеры. Получить штраф или срок даже не за свой текст, а за репост стороннего материала стало вполне реальным делом (административным или уголовным делом). Мониторингом преследования в сети занимается в частности аналитический центр “Сова”. По приведенной
ссылке можно ознакомиться с его исследованием под названием “Неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в 2020 году”. Портал сообщает, что количество случаев преследования по статьям за экстремизм измеряется уже не сотнями, а тысячами.
Особо часто уголовные дела возбуждаются по публикациям пользователей в ВКонтакте, причем фигурируют не только тексты, но и картинки, ролики, интервью и даже песни.
Сроки за публикации нешуточные: 2 года - оператор Павел Зеленский, 2,5 года - политики Андрей Боровиков и Дмитрий Дёмушкин, 5 лет - блогер Сергей Лавров. Под пресс можно попасть не только индивидуально, но и коллективно - пример тому уголовное дело в отношении редакторов студенческого журнала DOXA.
Правда сроки за картинки и посты в сети получают как правило “закоренелые” участники протестного движения. Публикации в сети обычно служат формальным поводом возбуждения административного или уголовного дела. Вместе с тем под каток попадают и те, кто искренне считают, и даже кричат, что они вне политики.
Вопрос взлома вашего аккаунта и размещения “экстремистских” материалов, так скажем недоброжелателями в погонах и без, рассматривать не будем, хотя есть и такие случаи.
Замедление вплоть до остановки
* Роскомнадзор грозит замедлением скорости интернета и 10 марта уже провел тестирование этой возможности в отношении Твиттера.
* ГосДума хочет отрепетировать отключение интернета. Автором инициативы стал Александр Хинштейн - депутат, а в прошлом известный журналист газеты “Московский Комсомолец”.
* Из под пера Хинштейна вышел также закон о приземлении иностранных интернет гигантов. Суть его в том, что крупные интернет порталы хотят заставить открыть свои представительства на территории России. Под прицелом: Facebook, Twitter, Google, YouTube, Instagram, TikTok, Telegram, WhatsApp. А за неподчинение грозит запрет на рекламу, штрафы и в конечном счете блокировка ресурса на территории России. В случае же открытия офисов их сотрудники станут своего рода заложниками, которым в случае неповиновения грозит преследование, что позволяет оказывать на интернет-гигантов косвенное давление. Под потенциальные штрафы и запреты также попадают и финансовые организации, которые осуществляют транзакции между интернет-порталами и их клиентами.
Что еще:
Пакет Яровой. Закон о фиксировании интернет-активности действует, но провайдеры стараются спустить дело на тормозах. Правда и власть
не особо нажимает.
Существует требование по переносу персональных данных на российские серверы.
Применяются штрафы в отношении интернет-гигантов за отказ удаления контента. Всего начислено взысканий на сумму более 100 миллионов рублей.
Совсем недавно была произведена блокировка ресурсов Умного голосования и оказано давление на сторонние ресурсы, где была размещена информация с рекомендациями по голосованию на выборах. В частности достаточно оперативно был удовлетворено требование удалить приложение УГ из магазинов Apple и Google.
Стоит обратить внимание и на сам
закон о “Суверенном интернете”, который, как отмечает Московская Хельсинкская группа “обязывает интернет-провайдеров устанавливать оборудование, позволяющее властям самостоятельно и в автоматическом режиме блокировать признанный запрещенным контент и по собственному усмотрению перенаправлять трафик”.
Космос под запретом
Вишенкой на торте является запрет спутникового интернета от Starlink, а также от OneWeb и других провайдеров. Космическая группировка SpaceX только выходит из стадии тестирования, но в России она уже под запретом. Как тебе такое Илон Маск? Точнее космический канал можно будет использовать только лицензированным операторам спутинковой связи, а наземный трафик направлять по уже контролируемым магистралям. За нарушение для юрлиц предполагается штраф до миллиона рублей. Ну, а физлицам легальный доступ к спутнику будет закрыт уже по формальному признаку - эндюзеры не обладают лицензиями. Гоняться за узконаправленными беспроводными лучами, идущими ввысь - задача не простая, но выполнимая, к тому же легально тарелки Starlink продаваться не будут.
Была ли хоть одна победа над запретами? Да, была
В 2018 году была предпринята попытка закрыть Telegram. Но что-то пошло не так. Роскомнадзор заблокировал более 18 миллионов IP адресов, рухнул ряд коммерческих и государственных сайтов, а приложение продолжало работать. В общем от идеи блокировки Телеграма было решено отказаться, а Павел Дуров в качестве издевки разместил ключи шифрования своей системы, которые так упорно просил РКН.
Заключение
У властей есть множество механизмов регулирования интернета, есть даже рубильник, который может его полностью перекрыть. Но сразу холодный душ никто включать не хочет. Температура свободы интернета понижается постепенно, с тем, чтобы граждане могли привыкнуть ко всё новым и новым ограничениям. Наглядно уменьшение границ дозволенного можно увидеть на сайте Общества защиты интернета, где публикуется
график свободы интернета с ежемесячным обновлением:
Страна не дошла до уровня Северной Кореи, но приближается к Китаю. Сотрудничество Минцифры и китайских товарищей
не скрывается, поэтому вполне вероятно, что “Золотой щит” заработает на полную мощность и у нас.
Для айтишников все запреты доступа к информации кажутся смешными. Можно конечно посмеяться ключам от Телеграма, но рядовому пользователю всё настойчивее вместо интернета предлагают информационный суррогат, примерно также, как вместо молока - пальмовое масло.
© Вася Ложкин
Источник -
habr.com