Недалеко от Вечного города, среди живописных холмов, граничащих с бурными водами реки Аньене, затаилась одна из жемчужин Лацио. Вилла д’Эсте в Тиволи, прославившаяся своими ландшафтными террасами, великолепными фонтанами и множеством водопадов с удивительными гротами, представляет собой шедевр итальянского сада XVI века.
Парковый комплекс, поднимаясь из небольшой долины вверх по пологим склонам окружающих холмов, поражал современников своим необычным инновационным расположением, разнообразием высаженных средиземноморских растений и богатым убранством с множеством находящихся в нем фонтанов и античных скульптур, оставаясь основополагающей моделью в оформлении европейских садов на протяжении более чем сотни лет. Сегодня вилла является государственным музеем и включена в список Всемирного наследия UNESCO.
История виллы д’Эсте
Раскинувшийся на площади более 4-х га великолепный ансамбль, состоящий из здания дворца и окружающего его парка, был создан кардиналом Ипполито II д’Эсте (1509-1572), являвшимся одним из сыновей именитой четы - герцога Модены и Феррары Альфонсо I д’Эсте и его второй супруги Лукреции Борджиа. В 1550 г. кардинал был назначен губернатором в Тиволи понтификом Юлием III, который таким образом хотел компенсировать не совсем удачную попытку Ипполито занять папский престол. Предоставленная ему в качестве официальной резиденции часть монастыря при церкви Санта Мария Маджоре в Тиволи не устраивала назначенца, поэтому родовитый сановник решил возвести для себя не только великолепную виллу, но и разбить очаровательные сады на склонах крутых холмов.
Разработку общей концепции проекта кардинал возложил на антиквара из Неаполя Пирро Лигорио (Pirro Ligorio), прослывшего неплохим художником, который проводил археологические раскопки на располагавшейся по соседству древней вилле императора Адриана. В течение 10 лет были скуплены земли в округе, снесены находившиеся там здания, а древний францисканский монастырь преобразован во дворец.
Реализация проекта началась лишь в 1560г. Так как Лигорио был недостаточно компетентен в вопросах строительства, Ипполито д’Эсте нанял небольшую группу архитекторов под руководством Альберто Гальвани (Alberto Galvani). Прежде всего, для обеспечения водой предполагавшихся к постройке многочисленных фонтанов парка, согласно планам Лигорио из Монте Сант Анджело был построен акведук. Однако этого источника оказалось недостаточно, поэтому под городом пришлось прорыть подземный канал, чтобы дополнительно задействовать воды реки Аньене. Как только водоснабжение виллы было налажено, начались работы по возведению многочисленных фонтанов и обустройству обширной территории парка.
Исходя из заложенной в проекте концепции, все декоративные элементы сада, росписи залов дворца и украшавшие его античные статуи наполнялись определенным аллегорическим смыслом. Все это составляло единое целое и предназначалось для прославления именитой родословной кардинала и его добродетели. Например, статуя Геркулеса у Фонтана драконов, отождествляла сад в Тиволи с мифологическим Садом Гесперид, а сам Геркулес являлся одним из божеств, защищавших Тиволи от всякой напасти.
На возведение виллы д’Эсте потребовалось более десяти лет - в сентябре 1572 года состоялось ее открытие, на котором даже присутствовал папа Григорий XIII, приурочивший свой визит в Тиволи к столь значимому событию. Однако кардинал Ипполито не успел в полной мере насладиться своим удивительным творением - через несколько месяцев он скончался, а вся великолепная недвижимость перешла к его племяннику, кардиналу Луиджи (1538-1586).
C 1586 года обширная территория и дворец стали принадлежать Священной Коллегии кардиналов. Однако высокочтимая организация мало что делала для поддержания виллы в надлежащем состоянии. Лишь в 1599 году, после того как папа Климент VIII возвысил одного из родственников благородной фамилии - священника Алессандро д’Эсте (1568-1624) до кардинала в консистории, последнему удалось сохранить прямое наследование домом. В 1605 году, после его назначения губернатором Тиволи, обладавшему неуемной энергией и амбициями своего предка Ипполито II д’Эсте, Алессандро, в конце концов, удалось переубедить папу Григория XV передать официальные права собственности на недвижимость семье д’Эсте.
С кончиной в 1624 году Алессандро, его преемники - герцоги Модены, также внесли немалый вклад в сохранение семейного наследия. Франческо I д’Эсте (1629-1641) реконструировал систему водоснабжения и отреставрировал разрушающиеся фонтаны, а кардинал Ринальдо д’Эсте (1618-1672) даже заказал Джованни Лоренцо Бернини проекты еще двух - Фонтана Биккьероне (Стакан) и водопад для Фонтана Органа, реализованные в период 1660-70гг.
Тем не менее, начиная с 1695г, семья д’Эсте не смогла более покрывать высокую стоимость содержания виллы, не приносившую никакого дохода и которой, к тому же, редко пользовалась. Весь комплекс постепенно приходил в упадок. В 1750г. роскошные мебельные гарнитуры дворца были вывезены в Модену, а часть античной скульптуры парка продана коллекционерам. Со смертью последнего из преемников - Эрколе III д’Эсте, завещавшего семейную виллу своей дочери Марии Беатрис, вышедшей замуж за великого князя Фердинанда Габсбургского, вся недвижимость в 1796 году перешла дому Габсбургов. На протяжении всех последующих лет отсутствие надлежащего ухода за дворцовым комплексом привело к тому, что сад был заброшен, а его уникальные фонтаны постепенно превращались в руины.
В период 1850-1896 гг. вилла д’Эсте была отдана на попечительство папскому сановнику и куриальному кардиналу Густаву Адольфу фон Гогенлоэ-Шиллингсфюрст (1823-1896). Он приложил немало усилий для восстановления заброшенного парка, который вновь стал вызывать романтические чувства у посещавших его писателей, художников и музыкантов. Так, например, венгерский композитор Ференц Лист, бывавший в нем неоднократно, написал здесь три музыкальных пьесы для фортепиано.
После I Мировой войны виллу д’Эсте выкупило итальянское государство, и уже с 1922г. занявший пост премьер министра Бенито Муссолини распорядился начать ее капитальную реставрацию. В восстановленном дворцово-парковом комплексе, открытом для публики в начале 30-х гг., были размещены произведения искусства из Галереи национального музея Рима. Сразу после II Мировой войны была проведена еще одна радикальная реставрация, чтобы восстановить ущерб, причиненный американской бомбардировкой 1944 года. В течение последних двадцати лет из-за особо неблагоприятных условий окружающей среды реставрация комплекса происходит почти непрерывно.
Достопримечательности виллы д’Эсте
Поездка в Тиволи позволяет открыть для себя еще одно удивительное сокровище Италии. Вилла д’Эсте находится всего в 25 км от Рима, что делает ее идеальным местом, где можно немного отдохнуть от шумного города и добраться до неизведанных ранее достопримечательностей.
Посетителей встречает изумительной красоты парковый комплекс - средневековый итальянский сад, раскинувшийся на пологих зеленых террасах и наполненный множеством видов деревьев и благоухающей средиземноморской растительностью. Но главной его достопримечательностью, конечно же, являются великолепные фонтаны, расположенные в разных местах парка.
Фонтаны
«…куда бы вы ни посмотрели, вода изливается настолько по-разному и с таким великолепием, что на всей земле не найти другого подобного места…» - так в своем письме к кардиналу Флавио Орсини описал фонтаны виллы д’Эсте итальянский историк Оберто Фольетта в 1569 году. Современники, посетившие необыкновенные сады, заслуженно называли их Театром Воды - здесь низвергаются тысячи водяных струй, несущие в жаркое лето Тиволи наслаждение живительной прохладой, находится более пятидесяти уникальных фонтанов и сотни водопадов с удивительными гротами.
Проспект Ста фонтанов
Вилла д’Эсте знаменита, прежде всего, одним из наиболее изумительных и часто фотографируемых мест - Viale delle Cento Fontane. Проспект соединяет знаковые фонтаны - Овальный, символизирующий Тиволи и Фонтан Рометта, символизирующий Рим.
Живительные струи изливаются из ста миниатюрных фонтанчиков, сделанных в форме маленьких лодок, лилий или орлов, которые расположены в трех уровнях. Они символизируют воды трех рек Аньене, Альбунео и Эрколанео. Однако сильная влажность, вызывающая рост мха, частично скрывает удивительные травертиновые рельефы.
Фонтан Нептуна
Одним из самых впечатляющих фонтанов парка, несомненно, является Фонтан Нептуна, статуя которого видна сквозь завесу низвергающейся воды великолепного водопада, спускающегося с Фонтана Органа, расположенного уровнем выше.
Фонтан Органа
Построенный в период 1568-1611гг, музыкальный фонтан являлся одним из чудес виллы д’Эсте. Французский инженер-гидравлик Клод Венар разработал для него особую схему подачи воды, согласно которой ее истечение изменяло давление воздуха в трубах, в результате чего гидравлический орган начинал музицировать. В те времена это было истинным чудом, удивлявшим многочисленных гостей виллы. В 2003 году механизм был восстановлен, и сегодня посетители парка могут услышать несколько коротких отрывков музыкальных произведений времен Ренессанса, которые, начиная с 10:30 утра, проигрываются каждые два часа.
Фонтан Богини Природы
Расположенный на стене у старого входа на виллу д’Эсте, фонтан представляет вариацию знаменитой статуи Дианы (Артемиды) Эфесской - богини изобилия и плодородия, особо почитаемой в Древнем Риме.
Дворец Виллы д’Эсте
За многие столетия, прошедшие со времен постройки дворца, уникальные предметы его интерьера, а также античные статуи были безвозвратно утеряны. Тем не менее, в огромном трехэтажном здании, являвшимся ранее обителью францисканских монахов, до сих пор сохранилась большая часть великолепного расписного декора, над которым трудилось множество средневековых художников позднего римского маньеризма под руководством Федерико Дзуккари (Federico Zuccari), Чезаре Неббиа (Cesare Nebbia), Ливио Агрести (Livio Agresti), Джироламо Муциано (Girolamo Muziano) и др.
Сегодня можно посетить залы дворца двух этажей Виллы д’Эсте. Нулевой высокий этаж (Старая квартира) обращенный тыльной стороной фасада к парку, состоит из открытой галереи и десятка жилых комнат, своды которых были расписаны Ливио Агрести и его учениками около 1568 года. Сюжеты фресок, обрамленные широкой лентой великолепной лепнины, основаны на теме победы Добродетели над Пороком.
Роспись стен практически всех комнат этого этажа довольно необычна - она не только имитирует различные отделочные материалы, такие как мрамор или картинно расшитые гобеленовые полотна, но и моделирует фальшивые двери и окна, через которые в иллюзорной перспективе просматриваются окружающие виллу пейзажи.
Первый этаж дворца (Благородная квартира) с девятью комнатами, представляет наиболее значимую часть здания. Здесь можно полюбоваться росписями стен и потолков, созданными Чезаре Неббио. Они должны были напоминать об исторических событиях, предшествующих основанию Тиволи и посвящались мифам, связанным со строительством этого города. Особый интерес представляют фрески банкетного зала первого этажа, украшенные росписью Федерико Дзуккари и Джироламо Муциано в 1569 году.
В правом крыле этажа расположена маленькая часовня - небольшая прямоугольная комната, отделанная лепниной и расписанная Федерико Дзуккари между 1568 и 1572гг. Ее алтарь украшает Мадонна делла Гиара - копия шедевра, написанного Джованни Бьянки в 1573 году.
Картина, оригинал которой находится в одноименной базилике в Реджо-Эмилии на севере Италии, получила известность благодаря чудесному событию, произошедшего летом 1596 года, когда молящийся перед образом Мадонны глухонемой от рождения обрел дар речи и слух.
Click to view
Источники -
39rim.ru,
planetofhotels.com и
Википедия