Как разгорался скандал с коровой на съемках Тарковского

Dec 07, 2020 13:03



Неприятности начали преследовать постановочную группу «Андрея Рублева» практически с начала съемочного периода. В июне 1965 года на съемках из-за проливных дождей обвалилась декорация «Колокольная яма», где колокол весил около 5 тонн. Затем актерский цех хотел отказать в съемке массовой сцены «Ночь Ивана Купалы» с обнаженным статистами. Был ужасный пожар во время съемок в Успенском соборе во Владимире. И вот скандал с горящей коровой, который, как оказалось, будет преследовать имя режиссера до сих пор.



Все началось с того, что в сентябре 1965 года в редакцию газеты «Известия» поступило письмо, в котором профессор Латвийского университета из Риги М. Темникова со слов знакомой пожаловалась на варварские съемки «Андрея Рублева» во Владимирской области:

«Пишет моя добрая знакомая из Владимира: "Снимают теперь здесь для кино "Рублева" и с такими по нашему ненужными сценами, что неприятно ходить и слышать. Например, обливают живую корову керосином и зажи­гают, представьте себе как животное мучается, бегает в огне, мычит. Тo же делают и с лошадьми. Неужели так надо? Ведь дети смотрят, но многие и возмущаются".

Действительно, это ведь татарские орды сжигали живых а тут сжигают живых животных-, - работники Мосфильма!!! Как говорится - дольше ехать некуда... На глазах у Владимирцев или даже в лесу - но живьем сжигать животных! И во имя чего? Для "реализма" фильма о величайшем гуманизме земли русской Андрее Рублеве! Ведь это же просто профанация его памяти!»

Газета потребовала разъяснений. В те годы от запроса такой газеты как «Известия» ((«Известия Совета народных депутатов СССР» если полностью) просто так отмахнуться было невозможно. Руководство Главного Управления Художественной Кинематографии тут же потребовало от «Мосфильма» разъяснений.

Ответ звучал так:

«.. Желая с подлинной художественной силой показать ужасы татарского нашествия и разорения русской земли, съемочная группа в одной из сцен показала как татары , сметая все на своем пути, сжигают дома, домашний скот, имущество….

В этом эпизоде была снята выбежавшая из горящего хлева корова, охваченная пламенем.…Для этой цели была взята одна корова, сданная после съемки на бойню.

В настоящее время съемочной группе мною дано указание в дальнейших съемках такого рода использование животных ни в коем случае не допускать.»

Впоследствии Тарковский неоднократно говорил, что корова была накрыта попоной, оберегающей от ожогов, но это не спасло от обвинения в чрезмерной жестокости обращения с животными. Это стало одной из причин почему фильм был снят с экрана практически сразу после премьерных показов.

После первого показа в конце декабря 1966 года в Доме кино популярная газета «Вечерняя Москва» опубликовала статью И. Солдатова с заголовком:

«…И запылала корова. Ее страдальческие стенания и вопли разносились окрест, пугая не только малышей, но и взрослых. А те взрослые, что стояли вблизи, с тоской в глазах смотрели на несчастное животное, которое они сами только что подожгли. Да, сами. Облили бензином и подожгли. Нет, не бандиты они и не варвары, не жестокосердные, а, напротив, даже сердобольные люди. И каждому из них хотелось броситься к корове, чтобы погасить пламя, спасти ее. Но властная рука режиссера пресекала все их попытки.

Корова, живая корова, пожираемая огнем, - это жертва, принесенная на алтарь искусства кинематографии по требованию постановщика фильма….»



Подготовлено по материалам «Мосфильма».
Источник - zen.yandex.ru

Власть, Животный, 1960-е, Фильм, Скандал, СССР, История, Кино

Previous post Next post
Up