Фильм «Полёты во сне и наяву». За камерой Вилен Калюта. Впереди - Роман Балаян
Фото: Александр Бронштейн.
www.kino-teatr.ru Кинокомпания - Киностудия им. Довженко, Творческое объединение «Время»
Жанр - драма, трагикомедия
Режиссёр - Роман Балаян
Автор сценария - Виктор Мережко
Оператор - Виллен Калюта
Композитор - Вадим Храпачёв
Длительность - 90 мин
Страна - СССР
Год - 1983
Съёмочная группа:
художник-постановщик: Виталий Волынский
звукооператор: Людмила Любенская
художник-декоратор: Евгений Питэнин
художник-гримёр: Л. Колотовкина
монтаж: Е. Лукашенко
редактор: М. Медникова
директор картины: Олег Пикерский
В ролях:
Олег Янковский - Сергей Иванович Макаров
Людмила Гурченко - Лариса Юрьевна Кузьмина, коллега и бывшая любовница Сергея
Олег Табаков - Николай Павлович, начальник и друг Сергея
Людмила Иванова - Нина Сергеевна, коллега Сергея
Людмила Зорина - Наташа, жена Сергея
Елена Костина - Алиса Суворова, любовница Сергея (озвучивает Елена Коренева)
Олег Меньшиков - друг Алисы
Любовь Руднева - Светлана, коллега Сергея
Александр Адабашьян - скульптор (озвучивает Юрий Богатырёв)
Никита Михалков - режиссёр на ночных съёмках
Елена Михайлова - стрелочница (в титрах Е. Черняк)
Алёна Одинокова - Маша, дочь Макаровых
Сергей Иванов - актёр на ночных съёмках
Валерий Панарин - друг Сергея
Конец 70-х. Режиссёр Роман Балаян переживает не лучший период в своей жизни. Ему предлагают снимать фильмы про неунывающих работяг, а его гложит совсем другое… ему скоро сорок лет!
Своими идеями и переживаниями Балаян поделился со своим другом и коллегой Никитой Михалковым, и тот посоветовал обратиться к сценаристу Виктору Мережко. Тот сначала отказался, говорил, что не знает о чём писать. «Напиши про меня. Всё время мне снится, как будто я стою на горе высокой и потом лечу. Лечу вниз. Я свободен, словно птица в небесах. Просыпаюсь, я опять на земле: один со всеми проблемами, жена, тёща, дети орут - кушать хотят…» - сказал Балаян, и Мережко сразу придумал название «Полёты во сне и наяву».
В главной роли сценарист видел Никиту Михалкова и писал героя «под него». Но Балаян посмотрел фильм «Мы, нижеподписавшиеся» с Олегом Янковским и попросил Мережко познакомить его с актёром. Никита Михалков потом обижался на сценариста - он знал, что роль пишется для него, а друг пошёл на поводу у режиссёра… В фильме Михалков все-таки появился - специально для него был придуман эпизод со съёмками, в котором он сыграл режиссёра.
В эпизоде со съёмками фильма герой Олега Янковского обращается к одному из актёров: «Кузнечик, да?». Это на самом деле был Кузнечик - актёр Сергей Иванов, который играл лейтенанта с таким прозвищем в фильме «В бой идут одни старики».
Самому Янковскому пришлось разрываться между Владимиром, где снимались «Полёты…», Подмосковьем, где шли съёмки другого шедевра «Влюблён по собственному желанию», и Москвой - спектакли в Ленкоме никто не отменял. Актёр спал по 3−4 часа, а большую часть свободного времени проводил за рулем по пути от сцены до какой-нибудь из съёмочных площадок. Этот период он называл «Бермудский треугольник», а к своим героям - Сергею Макарову и Игорю Брагину - относился как к одному человеку в разных проявлениях.
Многие актёры в фильме появились по воле случая. Жену главного героя сыграла супруга Олега Янковского - актриса Людмила Зорина, она пришла на съёмочную площадку вместе с мужем. Олег Меньшиков появился уже по ходу съёмок - режиссёр решил, что главному герою надо противопоставить кого-то помоложе и пободрее. На стадии озвучания к творческой группе присоединился актёр Юрий Богатырёв - он говорил за уехавшего в командировку Александра Адабашьяна.
Олег Янковский за роль Сергея Макарова получил Государственную премию, а вот фильму была присвоена только вторая прокатная категория - его показывали на окраинах крупных городов. Но именно этот факт заинтересовал зарубежных прокатчиков, они решили, что это запрещённый в СССР фильм и поэтому охотно его покупали. Сценаристы предложили режиссёру снять продолжение и даже написали черновой сценарий под названием «Каждый третий, или Дальше будут драконы», но Балаян отказался со словами, что это будет самоцитирование и самоистязание. Однако режиссёр настолько сработался с Олегом Янковским, что снял его ещё в пяти фильмах.
Click to view
Цитата из Балаяна:
Ученику известного профессора семиотики Юрия Лотмана очень понравился фильм «Полеты во сне и наяву», и он написал мне письмо - разбор фильма. Читать это было невозможно, так как каждому шагу он находил свое объяснение. Например, в фильме есть кадр, где главный герой бежит по полю к стогу сена. А на нем кроссовки с красной подошвой. Критик писал: «Это не просто подошвы - это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!» А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!»
Источники -
pikabu.ru,
www.ng.ru,
www.kino-teatr.ru и
Википедия