Пятничный астрал

Jun 18, 2020 15:06

Витрувианский большеног, пентакль Агриппы и Спаситель мира за полмиллиарда, XV-XVI вв., Европа



Пиписька в квадрате

Говорят, великий Леонардо слегка нахимичил со своим Витрувианским человеком. Вписывая его в идеальный квадрат и круг, он незаметно сместил оси геометрических фигур по вертикали, получив относительно соразмерную тушку, а не короткошеего большенога, как если бы следовал рекомендациям Витрувия буквально. В результате, в круге центром композиции выступает пупок человека, а в квадрате - его гениталии. Возможно из-за этого многим так нравится "Черный квадрат" Малевича. Вглядываясь в его супрематические глубины, они видят там пипиську Витрувианского человека, ощущая себя частью симметричной Вселенной. Сам Леонардо не планировал своё творение для всеобщего пользования, храня рисунок в записной книжке. Зато теперь распахивающий объятия голыш - визитная карточка мастера, икона Ренессанса и идеал канонических пропорций. Можно сказать, из него вышла вся классическая архитектура и живопись, хотя некоторые считают витрувианскую фигуру пентаграммой микрокосма или пентаклем Агриппы, и нам придётся окунуться в мутные воды оккультизма.

Звезда пленительного счастья

Приблизительно в то же самое время по Европам шастал доктор Генрих Корнелиус Неттесгеймский, талантливый и тонкий тролль, взявший себе псевдоним Агриппа из патриотических соображений. Будущий врач, теолог, юрист, маг и гвардейский капитан родился в Кёльне, основанном римской матроной Агриппиной. Справедливости ради, когда Леонардо нацарапал серебряной иглой своего человечка в тетради, Генриху было лет 5-6 максимум, и никаких пентаклей Агриппы в природе не существовало. Зато имелась давняя традиция рисовать пятиконечные звёздочки-пентаграммы, наделяя их сверхъестестественными способностями. Собственно, ничего плохого в этом не было, 5 лучей могли изображать звёзду псоглавого Анубиса, власть над массами, интеллектуальную силу, раны Христовы или даже рыцарские достоинства, включая целомудрие. Но самое распространённое определение - 4 земные стихии и небесный Эфир. Однако, именно Агриппа подсуетился вписать эту звёздочку в круг, а в неё - человеческую фигурку в витрувианской позе, осуществив смычку духовного и материального. С тех пор симпатичную эмблемку называют пентаграммой микрокосма или пентаклем Агриппы. А если добавить к лучикам священные еврейские буквы, сила её становится поистине непреодолимой! Но вот спёр ли Генрих Корнелиус идею у Леонардо, или сам увлекался Витрувием, история умалчивает.

Собака Фауста

Как известно, Агриппа первым объединил все тайные учения под знаменем оккультизма, добросовестно описав основные магические методы. Попутно он участвовал в тайных обществах, оживлял мёртвых, беседовал с духами, управлял демонами - вообщем, всё как полагается. Заодно затролил весь цвет тогдашней науки и попытался представить превосходство женской природы над мужской. Меняя города, страны и профессии, колоритный мессир снискал славу колдуна и чернокнижника, став прототипом литературного Фауста и шарлатана Тер Гриппы из комедии Рабле. Но даже находясь в орбите сильных мира сего, в силу упрямого и склочного характера, он ничего не скопил, оставив после себя кучу рукописей, семерых детей и чёрного пуделя Месье, которого молва тут же превратила в огромного демонического пса! Согласно легенде, почувствовав приближение конца, Агриппа подозвал его к постели, снял испещрённый колдовскими знаками ошейник и прохрипел:

- Поди прочь, сукин сын! От тебя все мои несчастья!
Взвыв от подобной подлости, Месье отправился к реке и утопился. А всё потому что в нём сидел Сотона!

Время богов

Реально, при знакомстве с биографией Агриппы создаётся впечатление, что в бизнесе он полный лох. Посудите сами, мать короля Франции берёт его в штат, просит набросать ей астрологических прогнозов, а в ответ получает снисходительные усмешки: типа, обратитесь, тётечка, к гадалкам! Владетельница Нидерландов, дочь, кстати, императора СРИ, даёт голодранцу научную должность, а тут выходит его весёлая книжица, в которой вся современная наука предстаёт мутью и профанацией. И разгневанный отец-император вместо бонусов сажает его в тюрьму. А в Англию, под крыло к Генриху VIII, Агриппа и вовсе не поехал! Настроения не было. Так и помер в 48 лет, не реализовавшись полность. А ведь время-то золотое стояло, нужно было только нагнуться и обеспечить себе достойную старость. После затянувшегося тысячелетия "тёмных веков" в коротком промежутке конца XV - начале XVI веков уместилось всё: высокое Возрождение, пламенеющая Готика, Реформация, Инквизиция и колониальный передел. А какие тогда имена гремели - Микеланджело, Рафаэль, Босх, Дюрер, Нострадамус, Парацельс, Эразм Ротердамский и Мартин Лютер, сумасшедшая концентрация гениев, первопроходцев и просто проходимцев. И главный универсальный символ эпохи - Леонардо!

Вот только как нам его оценивать? Картин маэстро осталось с гулькин нос, да и те написаны или дописаны не пойми кем, фрески облупились ещё при жизни, статуи разбили или переплавили, проекты закрыли, даже русло Арно и то не стали переносить. И получается, что Леонардо - это огромный миф, который мы сами себе и придумали!

Кто этот могучий старик?

Пара одинаково пожелтевших листков на нашем кдпв - два самых известных рисунка Леонардо. При внешнем сходстве, сделаны они в совершенно разной технике. И если Витрувианский человек нацарапан серебряным карандашом по подготовленной поверхности, то Туринский автопортрет выполнен сангиной - пресованными красящими палочками, наподобие цветных мелков. Изображённый на нём седовласый пенсионер - хрестоматийный образ 60-летнего Леонардо да Винчи, хотя на самом деле никакой уверенности в этом нет. Этот достойный джентльмен всего лишь похож на другой возможный портрет мастера, с шикарной росписи Рафаэля Санти "Афинская школа". На своей фреске Рафаэль запечатлел всех коллег по цеху в виде античных философов, включая могучего старика Платона, под личиной которого может скрываться наш Леонардо. Единственный официальный портрет да Винчи, авторства его ученика Франческо Мельци, как-бы намекает на это, но до позапрошлого века никто подобных предположений не выдвигал. Впечатление, что туринского автопортрета не существовало раньше, его никто не вспоминает, да и староват дедуля для 60-летнего мужчины. Хочется спросить Вазари и прочих исследователей: где были ваши глаза на протяжении 350 лет?

P. S. Бриллиантовый дым

Вообще, последнее время на рынке немало "всплывших" Леонардо. Чуть ли не каждый год открывают по новому. Жизнь не стоит на месте, требуя подтверждений величия наших кумиров. Его облезающего "Спасителя мира" не так давно продали за 450 млн. $, хотя в 1958 за него давали 45 фунтов, как за работу ученика или последователя (леонардеска). Их у мастера всегда хватало. А в 2011 - бах, и "Спаситель" становится на один уровень с "Моной Лизой". С подобным масштабом цен приток "ранее утраченных" шедевров нам обеспечен.

Такая увлекательная ботва. Занятные ссылки ниже, котики в комментариях и спасибо всем за внимание.

Кдпв: Леонардо да Винчи, "Туринский автопортрет" (ок. 1512), "Витрувианский человек" (ок.1490)

Источник - d3.ru

Гений, XV век, Италия, XVI век, Арт, Возрождение

Previous post Next post
Up