Кира Муратова - скромный гений

Jun 08, 2020 12:27



«Хочу, чтобы от меня остались только фильмы - и все»

Два года назад, 6 июня ушла из жизни Кира Муратова... 🌹
(1934-2018)

Татьяна Лиознова, Динара Асанова, Лариса Шепитько… Обычно, когда говорят о женщинах-режиссёрах в истории кино, вспоминается не так много фамилий. Уже долгое время живёт в народе стереотип о том, что профессия режиссёр - преимущественно мужская. Тем не менее, в мире проводится большое количество фестивалей именно женского кино. Тем самым будто подчёркивается, что женское кино - чуть ли не особый жанр, в центре которого - особый, немужской взгляд на мир, другие представления о жизни.

Но сегодня не об этом, а о Кире Муратовой - великом режиссёре, которая, не пытаясь никому ничего специально доказывать, снимала так, как нравилось ей, и хотя её картины зачастую были непонятны массовому зрителю, но они были по-настоящему любимы её постоянной аудиторией - теми, кто с нетерпением ждал каждую её новую работу.



Кира Муратова была настоящим мастером и даже в хорошем смысле мономаном. Просто она из тех, кто родился, чтобы снимать кино. Окончив 1959 году режиссёрский факультет ВГИКа, где училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, она начала снимать свои, не принимаемые советской цензурой, «полочные» фильмы, чтобы потом во времена перестройки выйти из тени и донести свои картины до международных кинофестивалей. Своему учителю С. Герасимову Муратова посвятила фильм «Три истории».



Многие из тех, кто когда-то был знаком с Кирой Георгиевной, вспоминают, что даже в обычной жизни она всегда думала о том, что может хоть как-то быть использовано в её будущем фильме, а на прохожих часто смотрела как на потенциальных актёров. Так, например, в её фильмы сначала практически случайно попали актёры из комик-труппы «Маски» Г. Делиев и Н. Бузько, а потом стали исполнять главные роли и появляться почти в каждой её новой картине. Кроме того, долгое время режиссёр пыталась определить для себя, сколько в обычном человеке актёра, проводила для себя эксперимент, поэтому во многих её фильмах наряду с такими известными актёрами, как Владимир Высоцкий, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Алла Демидова, снимались и непрофессионалы.



К. Муратова и В. Высоцкий в фильме «Короткие встречи» (1967)

Считается, что фильмы Киры Георгиевны делятся на те, которые доступны массовому зрителю, и те, которые могут оттолкнуть всех неподготовленных и отбить интерес знакомиться дальше с её фильмографией. Так рекомендуют начинать с «Настройщика» и «Трёх историй», а уже позже переходить к «Астеническому синдрому» и «Чеховским мотивам». Иногда её творчество делят на «оптимистический» и «пессимистический» периоды. К первому обычно относят только два её фильма - «Короткие встречи» и «Долгие проводы». А кто-то проводит условный водораздел в её фильмографии с момента появления творческого тандема Киры Георгиевны и Ренаты Литвиновой, которую режиссёр «открыла» для зрителей, сняв в своём фильме «Увлечения», а затем и во многих других картинах (новелла «Офелия» из фильма «Три истории», «Два в одном», «Мелодия для шарманки» и других). Кроме того, Муратова сняла несколько фильмов по сценариям Литвиновой.

Тем не менее, довольно трудно проводить какие-то классификации творчества режиссёра. Её фильмы слишком не похожи один на другой, но, как ни парадоксально, всё же объединены единым «чеховским» мотивом.

Кира Георгиевна часто говорила, что потеряла веру в прогресс, в то, что искусство может что-то исправить, кого-то побудить к действию, тем не менее в её жизни есть один пример, подтверждающий обратное. Так через какое-то время после показа «Астенического синдрома», в котором есть сцены, снимавшиеся в Одессе на живодерне, зоозащитники добились закрытия этого заведения.



Кадр из фильма «Настройщик» (2004)

О чем снимала Кира Муратова? О нас, о людях на улицах, дома, в метро, иногда грубых, взбалмошных, нелепых и чудаковатых, но, в общем-то, таких незащищенных. Жанр её фильмов определяли через реализм или даже гиперреализм, а кто-то придумал такой оксюморон, как мизантропический гуманизм. Кира Георгиевна говорила, что какой бы ужас, неприглядность жизни ни появлялись на экране, все равно это будет не так страшно, как сама жизнь, ведь искусству свойственно всё же хоть немного, да приукрашивать реальность. Своеобразной фишкой фильмов Муратовой стало многократное повторение героями одних и тех же фраз. Звучит странно? Понаблюдайте за собой и за окружающими. Возможно, через какое-то время начнёте замечать интонации героев её картин повсюду. Режиссёр говорила, что в этом повторении фраз есть какая-то музыкальность, как опера, только в кино.



Кадр из фильма «Чеховские мотивы» (2002)

Она не любила символы, вычурные философствования, тем не менее, Киру Георгиевну называли единственным философски мыслящим режиссёром отечественного кинематографа последней трети XX века» (М. Ямпольский «Муратова. Опыт киноантропологии»). В немногочисленных интервью она не любила долго рассуждать о своих фильмах, а предлагала просто посмотреть и самим находить смыслы, ведь всё, что она хотела сказать, уже заключено в её картинах.

image Click to view


Отрывок из фильма «Увлечения»

Киру Муратову можно назвать революционеркой в советско-российском кинематографе: многие сцены и для сегодняшнего времени выглядят довольно смело и необычно, на грани абсурда. Именно в её фильме «Астенический синдром», который называли «диагнозом обществу» времён перестройки (сама Кира Георгиевна иронизировала над этим слишком пафосным определением), можно услышать мат без цензуры, и сцены с обнажёнными людьми, например, в эпизоде, где студенты играют в «живые картины», и много чего ещё. В первой новелле из «Трёх историй» («Котельная №6») затронута тема людей нетрадиционной ориентации… А главное - практически все её фильмы пронизаны тонкой иронией над нашей нелепой жизнью, над поступками «маленьких людей».

Фильмы Киры Муратовой просто надо смотреть, и всё!

Цитаты из фильмов Киры Георгиевны (некоторые из них звучат сразу в некоторых фильмах, - тоже своеобразная фишка режиссёра):

1) «Я не люблю мужчин, я не люблю женщин, я не люблю детей. Мне не нравятся люди. Этой планете я поставила бы ноль.»

2) «Касса, баранину не выбивать!»

3) «-Сегодня кошка съела птичку. Кошка злая?
-Нет, голодная.»

4) «Я ваших блядских газет не читаю!»

5) "Я такая умная, я такая красивая и у меня совершенно нет денег... Ведь это же несправедливо!"

6) «В детстве, в ранней юности я думала, что если бы все люди внимательно прочли Льва Николаевича Толстого, то все стали бы добрыми и умными, добрыми и умными…»

7) «Ни стоять, ни сидеть, ни лежать я не могу. Остается посмотреть, не могу ли я висеть.»

8) «Когда вы умрете, вам будет все равно: мы пойдем по миру или мир пойдет по нам.»

Цитаты самой Киры Георгиевны:

«Делать кино - это и тогда и сейчас было для меня главным. Это как наркотик, к которому привыкаешь, а его то дают, то отнимают.»

«Искусство - это игра в жизнь. Не надо втягивать сюда жизнь, тем более смерть!»

«Главное мое желание, и я им [актёрам] об этом говорю, это: “Скорей бы вас всех загнать в пленку”.

«Новые типажи, лица, характеры - открываю чудаков. Я всегда думала, почему ко мне тянутся психи?!»

«Видите ли, в молодости я верила, что искусство что-то может изменить. Мне казалось, что я тоже могу внести свою лепту в прогресс, донести до зрителя какой-то месседж, ну как минимум рассказать ему о природе человека.»

Автор Олег Каравайчук
Источники - vk.com,
www.facebook.com и www.rigaslaiks.com

Мастер, Украина, Фильм, Женщина, Видео, Кино, Смерть

Previous post Next post
Up