За кадром комедии «За двумя зайцами»

Feb 23, 2020 16:15

Почему режиссёру приходилось падать в обморок, зачем Проню накручивали на гвозди и другие секреты



Почти шестьдесят лет назад была снята комедия «За двумя зайцами», юмор которой до сих пор актуален, а шутки стали крылатыми выражениями и плотно вошли в нашу повседневную обиходную речь. Режиссёр Виктор Иванов совершенно не рассчитывал на такой успех. Изначально картина планировалась для показа не во всех кинотеатрах, поэтому была снята на языке пьесы-оригинала - украинском. После оглушительного успеха первых показов, фильм перевели на русский и он продолжил своё победное шествие. А ведь для того, чтобы он был вообще снят, режиссёру пришлось не просто схитрить, а банально врать и даже регулярно падать в обморок.

Основой сценария фильма стала одноимённая пьеса украинского драматурга Михаила Старицкого, которую он написал, в свою очередь, по мотивам пьесы другого выдающегося украинского писателя - Ивана Семёновича Нечуй-Левицкого. Сценарий для картины писал сам режиссёр - Виктор Иванов. Именно он является автором всех тех крылатых фраз, которые впоследствии ушли в народ.



Худсовет разрешил снимать только после того, как режиссёр заверил их в том, что в картине будет осмеян образ стиляги.

Худсовет не разрешал снимать этот фильм, что-то им там не нравилось. Иванов пошёл на хитрость: он заявил, что сюжет будет построен на осмеянии образа стиляг. В то время Советский Союз боролся с такими любителями сладкой жизни. Чиновники сочли фильм идеологически правильным, и дали добро на съёмки.

Актрису для исполнения главной роли искали очень долго. Экспрессивной Проне Прокоповне, так страстно жаждущей любви, никто, по мнению режиссёра, не соответствовал. Чисто случайно, Маргарита Криницына, накануне прослушивания, сломала зуб, когда грызла орехи. В её щербатой улыбке Иванов разглядел «то самое», что он так долго и бесплодно искал. В актрисе он не ошибся, она гениально исполнила свою роль.



Маргарита Криницына, по словам её мужа, в фильме была просто изуродована до неузнаваемости.

Чтобы превратить симпатичную женщину в киношную Проню, гримёрам пришлось очень потрудиться. Использован был весь арсенал средств, актрисе даже обесцветили брови. Чтобы волосы выглядели как можно более неестественно их накручивали не на бигуди, а на гвозди. Для того, чтобы исказить миловидные черты лица, в нос Маргарите вставили пробки. Зрелище, которое стала представлять собой Криницына, напугало её родных. Муж актрисы никогда не пересматривал этот фильм, а дочь сказала, что мама «очень страшная».



Актриса идеально справилась с ролью Прони Прокоповны.

Сама актриса рассказывает, что роль Прони Прокоповны поставила на ней клеймо. Режиссёры просто отказывались её снимать, аргументируя это тем, что она, дескать, не соответствует идеальному женскому образу. Те 70 ролей, которые она сыграла, к сожалению, не помнятся, но вот Проню помнят все. Проснувшаяся однажды знаменитой, Маргарита Криницына этого не заметила. На улицах актрису не узнавали, а когда Криницына говорила, что это она сыграла Проню - ей попросту никто не верил. За фильм актриса получила премию в размере аж 400 рублей, которую растратила на дорогие игрушки для дочки.



Фильм разобрали на цитаты, которые живут в народе по сей день.

Роль Свирида Петровича Голохвостого, гордо именовавшего себя Голохвастым, исполнил блистательный актёр Олег Борисов. Он уже был к этому времени довольно известным, снялся в дюжине картин. Борисов зарекомендовал себя серьёзным, даже драматическим актёром, а в «За двумя зайцами» он открыл ещё одну грань своего безграничного таланта - комедийную.

Кроме того, Борисов был одним из тех, кто не боялся спорить с режиссёром. Иванов был очень экспрессивен, позволял себе орать на членов съёмочной группы. Иногда эмоции режиссёра зашкаливали так, что он падал в обморок. Его холерический темперамент так изводил актёров, что некоторым даже приходилось на съёмках вызывать скорую помощь. За глаза, члены съёмочной команды, прозвали Иванова «психом».



Только Олег Борисов позволял себе спорить с режиссёром, которого актёры за глаза называли «психом».

Борисов не позволял с собой так обращаться. В сцене, где Голохвостого бросают через забор, Олег заметил, что там твёрдая мостовая и предложил режиссёру самому показать как это делается. После демонстрации, во время которой Иванов неудачно приземлился, режиссёр более не предлагал Борисову таких рискованных сцен.

Интересна история одной из центральных сцен картины: во время признания в любви к Проне, актёры ползают по полу, собирая орехи. Криницыной и Борисову пришлось встать на четвереньки потому, что Олег пришёл на съёмки хорошо подшофе и просто не мог твёрдо стоять на ногах.



Талантливый актёр Олег Борисов блеснул в комедийном амплуа.

В фильме была ещё одна очень рискованная сцена. Вроде, ничего не предвещало беды. Эпизод заключался в том, что актёров обливают шампанским, но никак не удавалось получить обильную эффектную пену. Для создания нужного эффекта привлекли химиков. Полученная гремучая смесь с задачей справилась на ура, но вот исполнители главных ролей рисковали получить химические ожоги, и им пришлось виртуозно уворачиваться.



Никто из участников съёмок такого оглушительного успеха не ожидал.

Большинство фраз, которые разобрали на цитаты, Иванов сам придумал, этих выражений в первоисточнике нет. Именно благодаря этим фразам фильм и стал столь популярным. Виктор Иванов даже исполнил в своём фильме одну из заметных ролей. Именно он озвучил... попугая! Тот никак не хотел орать эти слова с нужной режиссёру интонацией. Когда Иванову надоело учить попугая, тот плюнул и заговорил за него сам. Его голосом птица кричит бессмертную фразу: «Химка дура!».

Только в 1999 году безумно популярная в народе картина удостоилась достойной награды - получила Государственную премию Украины имени Александра Довженко.



Цитаты

Жилётка. Тоже хитрая штука. Не тот цвет и уже проиграл. Симпатии нету. Ну, не тот парад на лице.

Пинжак - это главная хворма. Хвормы нету и человека нету.

- Ваша папироска шкварчит!
- Это в груди моей шкварчит!

Мне тоже после пансиона всё другим кажется.

У меня унутри завёлся к вам такой стремительный карамболь!

Бруки должны как труба стоять. Не так поставите - физиономии уже нету.

Чудесной кралечке мой привет!

Если человек учёный, то ему уже свет переворачивается вверх ногами. Пардон, вверх дыбом.

Ну розумный! Aж страшно!

Курите на здоровье!

А, вот де я вас надыбала!

У меня в голове такой водевиль, аж мерси!

Я устрэтила тетку Секлэту, так вона просыла пэрэдать вам, Проня Прокоповно, шо вы - падлюка.

Химка - дура!

Мы это что-то одно, а вы - что-то другое.

Такой бриллиант - в таком навозе…

Бонжур вам в вашей хате.

- Химка!
- Га?
- Не гавкай!
- Я не гавкаю, а гакаю!

Дайте мне его хоть за горло подержать!

Барышня уже легли и просять!

Мой нижайший поклон тому, кто в этом дому…

Дети мои, паруйтесь друг с другом!

Я вам не как-либо что, а что-либо как!

А то шкварчала ваша… папироса!

Нэ та хворма, нэ той центр тяжести.

- Решайте судьбу мою. Прошу у Вас руку и сердце.
- Ой, мама моя, я так встревожена!

- Химеон, проси.
- Чого просить?
- Паныча зови, гадюка!
- Тю, так бы и сказали.

- Я скоропостижно хочу жениться на них. И они согласны

- Мерси за комплиман!

- В груди моей Везувий так и клокотИт!

- Как принять? Стоя? Сидя? Лёжа!

- Проня Прокоповна, я не оставлю свою душу лишь бы где! Разве там, где ваша душа!

Позвольте самолично, конкретно, сопроводить вас.

Когда человек не такой, как вообще, потому один такой, а другой такой, и ум у него не для танцевания, а для устройства себя, для развязки свого существования, для сведения обхождения, и когда такой человек, ежели он вчёный, поднимется умом своим за тучи и там умом своим становится ещё выше Лаврской колокольни, и когда он студова глянет вниз, на людей, так они ему покажутся такие махонькие-махонькие, всё равно как мыши… пардон, как крисы… Потому что это же Человек! А тот, который он, это он, он тоже человек, невчёный, но… зачем же?! Это ж ведь очень и очень! Да! Да! Но нет!

Главное у человека не деньги, а натурально - хворма, вчёность. Потому ежели человек вчёный, так ему уже свет переворачивается вверх ногами, пардон, вверх дыбом. И тогда когда тому, одному, которому невчёному, будеть белое, так уже ему, вчёному которому, будет уже как… ну… рябое!

Ноги человеку, видите, для того и даны, чтоб бить ими землю, потому они и растут не из головы.

- Вы, Секлета Филипповна - что-то одно, а мы - что-то другое!

- Если бы ключ от вашего сердца был у меня в кармане, в кармане души моего сердца, я бы каждую минуту открывал бы его и смотрел бы… Смотрел…

- Теперь у нас есть деньги и будет краля-Галя!

- Что вы про это допытываетесь? Мине конфузно. Я же барышня.

- Хороша дивчина, да не для такого павлина!

- Люблю безобразия!

- Свиря, ну Пронька ж такая поганая!
- Как жаба!.. А я куплю себе хорошего мыла и буду отмывать после неё губы! А сбоку заведу себе такое монпансье, только держись! Как увидел - и влюблён!

- А пуговицы какие!..
- Пуговицы немецкие.
- (хором) А материя!..
- Материя шотландская.
- А може, шарлатанская?

В неби канареечка литае
И спивае прямо в горизонт,
А мы пидем выпьем, погуляем -
В цьому всэ життя и весь наш резон.
Нас чекають барышни-коханки,
Жисть така, шо просто мармелад,
Так заграй, заграй же нам, гитарка,
На вэсэлый дуже, на очень лад!
Моя мама сэрцэ добрэ мае
И папаша мають магазин,
И воны меня не обижають,
Бо одын у ных я шикарный сын!

Теперь я стал богатый,
Но мало денежки иметь -
В наш век короткуватый
Потратить треба их уметь.
Куплю я дом, куплю я дачу,
И магазин, и экипаж -
Какая Галя не захочет
Со мною совершить вояж!
Теперь я стал богатый,
Но мало грошики иметь -
В наш век короткуватый
Проциндрить треба их уметь.
В душе моей, насквозь видкрытой,
Восторг розцвив, наче цветок -
Прощай цилюрня, гостра бритва,
Прощай навики помазок!

Этого добра у нас - непереводно!

Источники - kulturologia.ru и ru.wikiquote.org

1960-е, Фильм, Язык, Киев, Украина, СССР, Юмор, История, Кино, Цитата

Previous post Next post
Up