Понятие «ад» пришло в наш обиход из христианства. Но представления о части загробного мира как о месте, где умершие грешники будут испытывать мучения, есть почти во всех крупных религиях и мифологиях мира. Неизвестность того, что ждет за порогом смерти, а главное, полная беспомощность души в посмертии хоть как-то изменить свою участь, пугают каждого. Поэтому люди пытались если не узнать точно, то хотя бы представить, как выглядит преисподняя и что их ждет после смерти.
Первое и, наверное, самое главное описание ада можно найти в Библии. Конечно, там не сказано, как именно он выглядит, но зато эта книга дает нам полное представление о том, что это такое. В Священном Писании сказано, что преисподнюю создал Бог и отправил туда Сатану и его приспешников. Впоследствии Сатана стал забирать туда души грешников с земли.
В христианских трактатах V-VII вв.еков появилось описание первой и самой главной характерной черты ада - огня. Блаженный Августин, один из первых христианских теологов, описал преисподнюю как «настоящий огонь, который будет жечь и мучить тела и души грешников».
У скандинавов ад ледяной, а иудеи представляют его огненным
В 1149 году монах из Ирландии описал ад в своем трактате «Видение Тундала», где главный герой имел возможность при жизни увидеть загробный мир. В своем путешествии по аду герой сочинения видел множество ужасов, чудовищ и огня. Огромные равнины были засыпаны углями, на которых дьяволы жарили тела грешников, а реки, протекающие там, кишели жуткими уродами.
Блаженный Августин и Сатана. Правая внешняя створка «Алтаря отцов церкви», 1471−1475 годы
Идея ада не раз использовалась в искусстве. Самые известные литературные произведения, описывающие, как выглядит настоящая преисподняя, - это «Божественная комедия» Данте и «Потерянный рай» Мильтона.
В Ирландии в 1149 году жил монах, считающийся многими избранником Высших сил. Он написал трактат «Видение Тундал», где описал, как именно выглядит настоящий ад. Исходя из его слов, это темное место представляет собой равнину огромного размера, усеянную горящими углями. На ней расположены решетки, где демоны мучают грешников. Еще представители нечисти используют острые крюки, чтобы разрывать тела язычников и еретиков. В своем трактате монах описывает мост, проходящий над ямой, где находятся чудовища, желающие получить очередную жертву.
По Данте, ад состоит из девяти кругов
Наиболее подробный и популярный образ ада предлагает поэт Данте Алигьери в своем произведении «Божественная комедия». Автор описывает место для падших душ в виде ямы до центра земли, имеющей спиралевидную форму. Появилась она в момент, когда с небес падал Сатана. Портал в ад выглядит, как огромные ворота, за которыми находится равнина с душами, не совершающими серьезных грехов. Затем идет река, окружающая весь ад. Он, по словам Данте, состоит из 9-ти кругов, каждый из которых предназначен для определенной категории грешников:
1. Здесь обитают некрещеные младенцы и праведные язычники. Эти грешники избавлены от мук.
2. Этот уровень предназначен для тех, кто нарушил заповедь - «не прелюбодействуй». Души вечно гоняет ветер.
3. Здесь находятся чревоугодники. На этом круге ада постоянно идет дождь и град, а трехголовый пес откусывает от грешников куски плоти.
4. Этот круг предназначен для жадных и расточительных людей. Им вечность придется таскать огромные глыбы.
5. Здесь есть река Стикс, на берегах которой в болоте находятся угрюмые и гневные люди. Первые постоянно плачут, а вторые разрывают друг друга на части.
6. На этом круге находится равнина с огромным количеством горящих могил. Здесь мучаются еретики.
7. На этом кругу располагается кровавая река с душами насильников и убийц. На берегу реки также есть лес с небольшими деревьями, являющими самоубийцами.
8. Здесь находится амфитеатр с душами врунов и мошенников. Демоны бьют их кнутами, и обливают горячей смолой.
9. Здесь находится Сатана, наказывающий самых страшных грешников.
«Карта ада» Сандро Боттичелли
Джон Мильтон описывает ад как пылающую вечным огнем пустынную равнину. Действие «Потерянного рая» происходит во времена Адама и Евы, поэтому неизвестно, как бы выглядел мильтоновский ад после того, как в нем стали бы обитать не только демоны, но и грешные души.
Мильтон описывает ад как пылающую вечным огнем пустынную равнину
Конечно, легче понять, как выглядит преисподняя, просто-напросто взглянув на нее. Нет, не самостоятельно, а глазами великих художников. На фреске Луки Синьорелли из цикла «Страшный суд» ад - это вершение судеб грешников.
«Воскрешение во плоти». Фреска работы Луки Синьорелли, 1499 - 1502 годы, Орвието, Кафедральный собор
Самым известным «певцом ада» был и по сей день остается Иероним Босх. В его триптихах ад выписан так детально, что ничего не стоит разглядеть его во всех подробностях. Тут и реки огня, и архаичные постройки, грозящие вот-вот обрушиться на голову грешников, и жуткие мучители-демоны, застывшие на середине метаморфозы от человекоподобного образа до звериного.
Самым известным «певцом ада» был и по сей день остается Иероним Босх
Как истинный сын Возрождения с его любовью к символизму Босх наполнил свои работы двойным, а то и тройным смыслом. Символические детали нагромождаются друг на друга: как только тебе кажется, что ты понял истинную суть произведения, появляется второй, третий ряд подтекстов, и в итоге от этой фантасмагории создается жуткое впечатление полного попрания божественного порядка силами хаоса. Например, в третьей части триптиха «Сад земных наслаждений» музыкальные инструменты, превращенные в орудия пытки, - это символы сладострастия, а волынка, как и другие заостренные предметы на картине, обозначает в средневековом символизме мужское начало.
«Сад земных наслаждений». Иероним Босх, 1500 - 1510 годы
Естественно, ад для каждого свой, и у всех он разный. Но как бы ни разнились описания преисподней, можно с уверенностью сказать, что это - самое страшное, жуткое место, куда все-таки лучше не попадать.
Источники -
diletant.media