Вуаль Вероники. 15-18 век.
St Veronica with the Sudarium by the Master of Saint Ursula Legend c 1475-1500
Много лет идут споры вокруг Туринской плащаницы.
Но плащаница - не единственная реликвия, на которой имеется нерукотворный образ.
Другая - это "Вуаль Вероники" - нерукотворное изображение Иисуса Христа, которое, по преданию, появилось на платке, который Вероника дала Христу, когда он нёс свой крест на Голгофу, чтобы он вытер лицо.
Известны два "Плата Вероники"- в соборе Святого Петра в Ватикане и в церкви в Манопелло, за признание подлинности одного из них идет настоящая война.
Еще есть предание о плате-полотенце, которым Христос вытирал лицо ДО голгофы, поэтому там он еще без тернового венца.
Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Ватикан. VI в. (?)
Икона Спас Нерукотворный (или иначе Мандилион) из храма Сан-Сильвестро ин Капите находящийся сейчас в капелле Санта-Матилда Ватикана, считается одним из ближайших списков с легендарного "оригинального" Нерукотворного Образа Христа, посланного Авгарю. Похожая икона есть в Генуе, с 1384 г. находящаяся в церкви Св. Варфоломея. Обе иконы написаны на холсте (довод в пользу гипотезы с Нерукотворным образом, проявившемся, как известно, на убрусе-полотенце), укреплены на деревянныых основах, имеют одинаковый формат (приблизительно 29x40 см). Обе иконы закрыты плоским серебряным окладом, прорезанным по контурам головы, бороды и волос. Исследователи отмечают архаизм изображения, что подтверждает древность икон.
Царь Эдессы послал художника запечатлеть Христа, тот умыл лицо и вытерся платом- и на нем проявилось изображение. Этот лик впоследствии был выкуплен из Эдесса императором Константинополя, но реликвия была похищена во время разграбления города в 1204 году, после чего утеряна.
Лик из Манопелло
Второй, "Лик из Манопелло", тоже называется "Вуаль Вероники", но там нет тернового венца:
Volto Santo from Manoppello (Italia).
Нерукотворность этих изображений связывает их с другой общеизвестной реликвией -
Туринской плащаницей: Ее загадка не разгадана до сих пор. Как появился отпечаток, когда он возник - радиоуглеродные анализы дают дату гораздо позднее смерти Христа. Сама Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, хотя хранит ее и почитает.
Подробней про нерукотворные лики можно почитать
тут.
Эти нерукотворные изображения стали первыми иконами и дали начало множеству образов, где лик изображается на плате:
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный.
Спас на убрусе (Св. Мандилион).
Плат с ликом иногда держат ангелы:
Спас Нерукотворный в Спасском соборе Вятки
Parish church in Zweinitz in the community of Weitensfeld - Tympanum
The Mandylion from Jankowce, Historic Museum in Sanok, Poland
Спас нерукотворный. последняя треть 18 века.
Monastery Ossiach - Celling-painting: Painted Dome with Angel with the Veil of Veronica - Painter:Josef Ferdinand Fromiller
Плат Вероники
Kruiswegstaties, Westfalen, ca. 1530.
По преданиям, некая женщина дала Христу платок, когда он нес крест на Голгофу, чтобы он мог вытереть пот и кровь от терновых игл с лица:
Alsace, Bas-Rhin, Strasbourg, Eglise Saint-Pierre-le-Vieux catholique, Choeur, Tableaux "La Passion du Christ" (1485), H.Lutzelmann?, Jésus portant la croix
Лик Иисуса запечатлелся на платке, здесь видно, как он проявляется:
Jacopo Pontormo
Dekoration der Papstkapelle Leo X. in Santa Maria Novella in Florenz, Lünette, Szene: Hl. Veronika, Detail
Date 1515
Эта реликвия хранится в соборе св. Петра в Риме.
На платке на просвет видно изображение лица Иисуса.
Так же, как и на плащанице-изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. Ученые исследуют эти изображения до сих пор, но тайна пока не разгадана. Причем, Ватикан отказывается признать подлинность хранящейся в отдаленном монастыре итальянской деревни Манопелло иконы "Вуаль Вероники".
Дело в том, что в распоряжении Святого Престола находится собственная реликвия, претендующая на то, чтобы называться вуалью святой Вероники. Если вуаль в Манопелло подлинная, это означает, что другая вуаль Вероники, которая хранится в соборе Святого Петра в Ватикане, но которую видели всего несколько человек.
Плат Вероники изображается на многих картинах и скульптурах:
Петр и Павел с платом.
Family Group Adoring the Veil of Veronica, c. 1490, Austrian, oil on panel
Римская католическая церковь причислила Веронику к лику святых, хотя нет достоверных сведений о том, что история с вуалью действительно имела место. По крайней мере в Новом Завете об описанном событии нет упоминания. Если верить Ватикану, Вероника долго хранила вуаль. Говорят, она вылечила с ее помощью римского императора Тиберия, а затем передала ее Папе Климентию на хранение.
И с тех пор вуаль хранится в соборе Святого Петра в Риме.
The veil of St. Veronica (Vera Icon).
Polski: Chusta św. Weroniki (Vera Icon).
Saint Veronica’s Veil
Made in Italy
c. 1500
Bernardino di Bosio Zaganelli, Italian (active Romagna), c. 1470 - c. 1510
Oil on panel
По официальным данным Ватикана Платок Вероники - самая ценная реликвия христианства, до сих пор хранится в Базилике Святого Петра.
В 1628 году Папа Урбан VIII издает запрет и торжественные демонстрации Вуали верующим прекращаются. Но увидеть ее практически невозможно.
Вуаль Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году - в пятую воскресную вечерю Великого Поста, но время показа коротко и к тому же, она демонстрируется с высокой лоджии Столпа Святой Вероники.
Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.
Плат Вероники, Доменико Фетти, 1620
St. Peter und Paul, In der Stelle, Bodman, Bodman-Ludwigshafen
Predella of the altarpiece in Sankt Peters Klosters kyrka in Lund, Skåne, Sweden. Relieve of angels holding Veronica's veil
Тромплей
Изображения "tromp l'oeil" были очень популярны в 17 веке, есть несколько платов Вероники в этой технике:
Philippe de Champaigne (Bruxelles 1602-Parigi 1674), Velo della Veronica, ante 1654
Francisco de Zurbarán
Francisco de Zurbarán
Francisco de Zurbarán
Francisco de Zurbarán
The Sudarium of St Veronica
Date between 1658 and 1661
Francisco de Zurbarán
The Sudarium of St Veronica
Дотошный немецкий журналист Паул Бадде, весной 2004 года обратился к кардиналу Франческо Маркизано, генеральному викарию Ватикана и протоиерею Базилики Св. Петра, с просьбой увидеть сокрытую в колонне реликвию. Отказы кардинал объяснял тем, что "с течением лет изображение слишком поблекло".
Наконец, настойчивость журналиста победила и для него сделали исключение - позволили войти в хранилище Ватикана, расположенного в Столпе Вероники. Он пережил глубокое разочарование. Льняное полотно не только не произвело на него никакого впечатления, но на нем с трудом можно увидеть что-либо -- изображение больше похоже на темное пятно.
Бадде подозревает, что в начале семнадцатого века, когда еще строилась новая Базилика Святого Петра, Вуаль была украдена, а на её место подложена неудачная копия.
Вуаль Вероники. Здесь платок изображен в виде вуали, как та, что хранится в Монапелло:
Robert Campin (1375/1379-1444) St Veronica
Date 1410
Спор о вуали из Монапелло
«Официальное признание после стольких веков молчания имело бы огромное теологическое и иконографическое значение», - заявил представителям итальянской прессы еще один сторонник подлинности монастырской иконы, немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Грегорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер.
Изучив вуаль, он пришел к выводу, что она обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см).
St Veronica (detail)
by MASTER OF FLÉMALLE
Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет. В зависимости от наклона лучей солнца лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом. Кроме того, изображение есть с обеих сторон - то и другое абсолютно идентичны друг другу.
Реликвия потрясает наблюдателя своими свойствами. Она представляет собой смесь диапозитива и голограммы человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Такие детали, как тонкая борода и выщипанные брови, выглядят почти как фотография или, по крайней мере, негатив.
Bourg en Bresse eglise de brou museum
При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее и черты лица Христа выглядят такими, как у покойника.
Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется и он как будто смотрит вбок.
Считают, что вуаль сделана из виссона - очень качественного шелка, получаемого из нитей мидий, с помощью которых эти моллюски прикрепляются к скалам. В древности из виссона ткали одежду для фараонов и самых высокопоставленных иудейских священнослужителей.
Saint Veronica with the Sudarium
about 1420, Master of Saint Veronica
St. Veronica with the Holy Kerchief
c. 1420
Tempera on oak, 78 x 48 cm
Alte Pinakothek, Munich
http://www.artcyclopedia.com/artists/master_of_saint_veronica.html "Crucifixion Triptych (Rogier van der Weyden)"
Большой размер circa 1445
Medium oil on oak panel
Ганс Мемлинг (около 1433-1494)
Christ Carrying the Cross and Veronica with the Sudarium
Date between 1477 and 1478
Angels Supporting the Veil of St Veronica
Master of Saint Ursula Legend c 1475-1500
Oil on panel, 62 x 44 cm
Private collection
Dortmund, Westfalen, Propsteikirche, altar, crucifixion {Baegert}, detail
большая:
http://www.flickr.com/photos/ana_sudani/sets/72157626551167866/with/5642401431/ Эль Греко
St Veronica With The Sudary 1579 by El Greco
Sacro Monte di Varallo, Varallo Sesia, Italy - Polychrome clay statues and frescos; Chapel XXXVI, Jesus on the Road to Calvary, statues by Tabacchetti e Giovanni d'Enrico, 1599-1600
Church of la Godivelle : statue (Puy-de-Dôme, France).
Santo Domingo de la Calzada
18th century tabernacle depicting the Holy Face of Christ.
Saint Veronica With The Veil - Mattia Preti
А также:
wikimedia.orgru.wikipedia.orgwww.artcyclopedia.org>
www.wga.huwww.lib-art.combjws.blogspot.comrichardtulloch.wordpress.com Источник -
www.liveinternet.ru