Оригинал взят у
uglich-jj в
Приколы соцреализма и
Приколы соцреализма. Часть 2 Искусство в СССР было подцензурно и раболепно. Диктатура же. Но и у цензуры бывали проколы. А прокол цензуры - прикол соцреализма! Ниже - подборка картин советских художников стиля соцреализм, увиденная свежим взглядом.
В 1885 г. была такая Морозовская стачка, на фабрике капиталиста Морозова в Орехово-Зуево. На тот момент - стачки, профсоюзы, партии и всякая оппозиция в стране были запрещены. Но народ все равно вышел. В СССР, который заявлял о себе как о "государстве рабочих и крестьян", это событие всячески пропагандировали. Ниже - 2 картины написанные в сталинский период про эту стачку. Почувствуйте разницу!
Георгий Савицкий. "Совещание рабочих перед морозовской стачкой".
Нормальное совещание. Штоф водки, рюмки. Мужик за столом справа (со сжатым кулаком) - вожак, предлагает план, все слушают. Тот что за ним (крайний справа) накатывает еще рюмашку. Дед слева ( в красной рубахе) сидит с выражением :"Ох @%# твою мать!"
А вот вторая картина.
Иван Владимиров. "Морозовские ткачи обсуждают требования накануне стачки (1885 г.)".
Композиция, в целом, та же - вожак со списком, мужики-работяги. Но на столе - только чай! Молодец художник. Классовая борьба это ж борьба с капиталистами, а не со штофом водки.
Еще пара чудных картин, автор - Александр Дейнека, классик соцреализма.
Алексендр Дейнека. "Душ". 1937 г.
Сначала идея была такая - спортсмены в душе, один сидит, остальные моются. Потом Дейнеке картина не понравилась и он отрезал правый фрагмент, с мужиком, который наклонился. А из левого фрагмента чуть позже, во время войны, автор сделал отдельную картину, с другим названием.
Александр Дейнека. "После боя". 1944 г.
То есть это уже не спортсмены, это солдаты, 1944 год. Принимают душ после боя с немцами. Кабинки, горячая вода, все удобства. Вот как на фронте воевали-то!
Пока Дейнека упражнялся со своими мужиками в душе, другие художники пытались изобразить советских женщин. Особенно яркие образы создал питерский соцреалист Александр Самохвалов.
Александр Самохвалов. "Метростроевка со сверлом". 1937 г.
То ли сверло, то ли отбойный молоток... Но не важно.
Александр Самохвалов. "Метростроевка, несущая арматуру", 1932
Александр Самохвалов. "Женщина (работница) с напильником". 1929 г.
Помимо перечисленного (отбойные молотки, напильники, арматура), там у него еще есть - с лопатой, лебедкой, бетономешалкой, ну в общем весь спектр женского равноправия.
Еще один важный аспект соцреализма - портреты вождей. Дело выгодное (для художника), но нужно иметь политическое чутье, особенно во времена тов. Сталина.
Константин Юон. "Первое появление В.И.Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 г." 1927 г.
Ленин провозглашает Советскую власть - кульминационный момент революции. Сзади Ленина, в президиуме - его соратники. В том числе: верхний ряд (справа налево) - Антонов-Овсеенко; Каменев (в пенсне); четвертый справа - Сталин, радостно аплодирует; рядом с ним - Троцкий с характерной бородкой; еще левее через одного - Рыков, высунулся посмотреть на Ильича. В общем, одни враги народа. Каменев - левый уклонист (расстрелян вместе с женой), Рыков - правый (аналогично), Антонов-Овсеенко - троцкист и шпион (и тоже вышка, и ему, и жене), ну и главный враг Троцкий - известное дело, ледорубом по голове.
Довольно интересно выписана публика непосредственно перед трибуной Ильича:
Какие-то странные народные массы перед трибуной. Короче... картину пришлось переписывать.
Получилось вот что:
Константин Юон. "Выступление В.И.Ленина в Смольном".1935 г.
Всего прошло 8 лет, а как многое изменилось! Президиум сократился до 4 человек (справа налево): Молотов, Урицкий, Дзержинский, Сталин.Народ перед трибуной тоже поправили - теперь там сугубо русские лица в картузах и кепках. У Ленина стал выше лоб, да и сам он как-то возмужал, накачался что ли? А художник в 1947 г. стал лауретом Сталинской премии первой степени в области литературы и искусства.
Да, много врагов народа было... Что там Президиум! Идут, бывало, пионеры в лес по грибы. А там - агенты Госдепа английские шпионы!
С. Светлов. "Пионеры поймали английского шпиона".1939 год
Или вот:
М.Антонов. "Разоблачение врага народа в цеху". 1938.
А лица-то!
Не только в цеху, даже дома надо быть начеку. Враги народа - они такие...
Н.Чебатков. "Павлик Морозов". 1959 г.
Но пришло время - и партия нашла в себе силы разоблачить и самого товарища Сталина, главного борца с врагами народа. И тогда Министерство Правды опять взялось за работу.
Вячеслав Мариупольский. "Вожатая". 1949 г.
Он же. "Вожатая". Конец 1950х гг.
Портрет вождя заменили. Да и взгляд у вожатой как-то подобрел что ли...
Сергей Григорьев. "Прием в комсомол". 1949 г.
Соцреализм во всей красе. Комсомольцы принимают нового бойца в свои ряды. Пытают, что да как. Сзади - старший товарищ от партии в военном френче. За ним - самый старший товарищ, в виде бюста. Смотрит на девченку прищурясь.
Он же. "Прием в комсомол". 1958 г.
Все на месте, только бюст пропал.
Ну и напоследок еще один классик соцреализма - Гелий Коржев, в советские времена - ударный работник Министерства Правды.
Гелий Коржев. "Поднимающий знамя". 1963
Там целый триптих у него был , назывался "Коммунисты". Это центральная часть.
Гелий Коржев умер в 2012 г. Он дожил до краха СССР, увидел 1991 год, когда знамя таки упало.
Гелий Коржев. "Свалка". 2007 г.
Я думаю, две эти картины, поскольку их написал один и тот же автор (но с разницей в 47 лет), надо объединить в одну и показывать вместе. Вот 1960 год (слева), а вот - 2007 (справа).
Итак, вот продолжение...
Николай Дормидонтов. "Голова шахтера (кизеловские копи)". 1924 г.
Блестяще выполенный портрет пролетария с кизеловских копий.
Метелев Герман. "Рабочее утро". 1968-69 гг.
Прекрасная работа художника из Свердловска. На переднем плане - вновь пролетариат. У одного ( в ватнике) вместо лица какая-то собачья морда. Мужик в синем - с газетой "Правда". Сзади сам художник с мольбертом, слева - женщина-мать. Она символизирует надежду и луч света в кизеловских копях.
Композиция интересная на картине. Такое ощущение, что герои ходят по кругу, руки у пролетария в синем выписаны так, как будто они у него заломлены в наручниках.
Валентин Печатин. "Танец моряков". 1959 г.
Известный художник из студии им. Грекова при Минообороны СССР. Сам бывший моряк причем. 1959-й год на дворе.
Пётр Михайлов, "Раздумье". 1964 г.
Монастырская келья. На столе - "Советская культура". Мужик в рясе (чем-то похожий на патриарха Кирилла) в раздумьях. Идти осведомителем в 5-е управление КГБ или не идти?....
Юрий Анненков. "Лев Троцкий". 1923 г.
Мощь и триумф воли. Вождь революции, создатель Красной Армии Л.Д.Троцкий в стиле кубизм.
Савицкий Георгий. "Стихийная демобилизация царской армии в 1917 году". 1928 г.
Тут я еще больше зауважал Троцкого...
Федот Сычков. "Девушки Мордовской АССР изучают военное дело". 1942 г.
Вот так-то, а то устроили тут.
Владимир Кутилин. "Оргазм трактористки". 1981 г.
Это шутка. На самом деле картина называется "Первое поле".
А вот это уже не шутки. Николай Тырса. "Любовники". Начало 1930-х.
Правда, любовники на кровати - в носках и в обуви.
Николай Тырса. "Сима в кресле". 1934 г.
Девушка на этой картине та же, что и на предыдущей. В стране Беломор с Голодомором, а у Тырсы в Ленинграде - Сима в кресле.
Мальцев Петр. "Л.И.Брежнев под Новороссийском в 1943 г." (эскиз к картине). 1975 г.
Лихой парень был Брежнев. Высадка десанта, кругом пальба, а он расслаблено так с солдатами беседует в лодке. Причем десант у Новороссийска, который изображен на картине, был в феврале месяце. Т.е. Леонид Ильич еще и морж был знатный.
Мальцев Петр. "Никита Сергеевич Хрущев в годы Великой отечественной войны". 1963 г.
Еще один шедевр от того же автора. Тут весьма затейливый сюжет. Я сначала думал, что Хрущев, это который впереди, потом понял, что он крайний слева. Причем все идут бодрым шагом, а собака в первой шеренге - сидит. Она территорию что ли села пометить?? Правда, некоторые утверждают, что это просто валенки так нарисованы. Типа 25-й кадр :)
Ну и на десерт:
Гури Мадхи. "Энвер Ходжа разоблачает советских ревизионистов". 1979 г.
Картина народного художника Албании Гури Мадхи. Другое название "Московская конференция". Речь идет о конференции коммунистических партий в 1961 г. , на которой албанцы (в лице их диктатора Э.Ходжи) вместе с китайцами разоблачили Хрущева и Брежнева. В том, что те предали дело Сталина. Ходжа (стоит в центре) посылает Советский Союз в жопу, Хрущев чего-то орет в пылу, Брежнев со сжатыми кулаками готовится дать в пятак олбанскому вождю. Суслов (слева от Хрущева) воротит нос, Микояну (еще левее) стыдно. Красота!!!