Весенние дни для значительного числа жителей дореволюционного Киева были заполнены волнительными, но приятными заботами. Киевляне массово покидали свои городские квартиры и переезжали на летние дачи. Только в Боярке летом жили и отдыхали более 10 тысяч дачников, а ведь дачные поселки были еще и в Буче, Святошино, Дарнице, Пуще-Водице и других киевских пригородах.
Многие авторы связывают появление моды на дачный отдых со строительным бумом, охватившим Киев в последней четверти XIX века. В городе, мол, становилось пыльно и душно, что и заставило горожан каждое лето искать свежего воздуха и прохлады за городом. На самом деле строительный бум и дачная лихорадка были вызваны одной причиной - в городе завелись большие деньги, вырос и окреп средний класс. Доходы предпринимателей, государственных чиновников и городской интеллигенции позволяли им не только иметь жилье в самом городе, но и арендовать или приобретать дачи за его пределами.
Бремя выбора
Среднестатистический многодетный киевский врач, преподаватель, инженер или чиновник при выборе дачи руководствовались несколькими критериями. Во-первых, она должна быть расположена недалеко от города, чтобы добираться до нее приходилось недолго - полчаса, максимум час. Ведь на все лето на дачу перебиралась только супруга и отпрыски, а главе и кормильцу семьи предстояло каждый день ездить в Киев на службу. Во-вторых, дачный дом должен был иметь не менее 3-5 комнат и хотя-бы одну веранду, чтобы комфортно разместить всех домочадцев и прислугу. В-третьих, желательно, чтобы участок занимал от двух десятин до гектара земли. Особо ценились дачи, расположенные в хвойных или смешанных лесах на берегах рек и проточных прудов.
Молодые, холостые и не обремененные семьями дачники зачастую не арендовали целую дачу, а ограничивались одной или двумя меблированными комнатами, но при этом «со столом», что подразумевало двух- или трехразовое питание. Люди творческих профессий, не требующие ежедневных поездок в город, или работники системы образования, имеющие длительные отпуска, могли позволить себе дачу и более удаленную от Киева. В «цивилизацию» они выбирались один-два раза в неделю за продуктами и свежими газетами.
Великое переселение
«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку». Неизвестно, куда отправлял героиню своего стихотворения С. Я. Маршак, но примерно так выглядел выезд на дачу киевлян прошлого века. Налегке отправлялись только арендаторы «меблированных комнат с пансионом», а вот большой семье приходилось тащить с собой чуть ли не весь скарб. Временно меняя место проживания, дачники вовсе не собирались как-то кардинально менять свой домашний уклад.
На дачу вывозилась кухонная утварь, столовая посуда, постельное белье, летние вещи и необходимая мебель, музыкальные инструменты, граммофоны-патефоны и швейные машинки. Семья Михаила Булгакова, к примеру, отправляясь на свою дачу в Буче, обязательно брала с собой домашнюю библиотеку и пианино. Порой задача по транспортировке домашнего скарба становилась настолько сложной, что приходилось обращаться к услугам профессионалов:
«Упаковщик и перевозчик мебели В. И. Лоскутов, в Киеве с 1875 года, Фундуклеевская против городского театра, д. № 19. Удостоен похвального отзыва от императорского дворца и массою благодарностей от публики за специальность. Прием мебели за востребования».
«Упаковка, перевозка, мебели, зеркал, пианино, картин, железных касс и прочего. С вокзала доставка, распаковка и установка. Удостоен похвального отзыва от политехнического института и массою благодарностей от публики. В Киеве известный с 1889 года И. Г. Судаков».
Существовал и альтернативный вариант, позволяющий оставить свой домашний инструмент дома, не подвергая его рискам перевозки: «Прокат пианино при книжном магазине Карла Шепе. Пианино отдаются в город и на дачи». Кроме пианино, дачникам несколько контор предлагали взять в прокат ледники, патефоны и железные кровати с панцирной сеткой.
Дачная география
К 1909 году вокруг Киева насчитывалось уже более десятка больших и до сотни мелких дачных поселков. Предприимчивые издатели выпустили специальный справочник, лаконично назвав его «Дачник», без которого горожанам трудно было разобраться во всем многообразии киевских курортов, дачных зон и десятках заманчивых предложений, публикуемых в городских газетах.
«Боярка, Крещатик, последняя № 78, дешево». Один из старейших дачных поселков. В лучшие времена здесь коротали летний зной до 10 тысяч дачников. Поселок имел собственный вокзал, сюда, кроме проходящих, в дачный сезон ходили специальные дачные поезда. Управление Юго-Западных железных дорог для развлечения дачников организовывало концерты. Климат в Боярке был настолько хорош, что она была признана курортом для «слабогрудых и легочных больных». Поправить свое здоровье сюда приезжали не только киевляне, но и жители других губерний.
Главным недостатком Боярки было отсутствие хорошего водоема для купания. В большом старинном пруду, расположенном почти в центре, дачники могли покататься на лодках, но купаться в нем категорически не советовали. Нашлись, конечно, предприимчивые люди, которые отыскали в окрестных лесах подходящий для купания пруд, очистили его и обустроили на берегу купальни. Однако от поселка до пруда идти приходилось целую версту, да и за пользование купальнями необходимо было платить. В общем, надежды предпринимателей новый пруд не оправдал. С появлением дачных поселков в Святошино и Пуще-Водице популярность поселка начала падать.
Летняя эстрада в Святошинском парке. Открытка начала ХХ в.
«На берегу Днепра, около Межигорья, отдаются дачи. Подробности узнать улица Львовская, 33». Официального дачного поселка в окрестностях Межигорского монастыря не было. Сдача своих домовладений под дачи была личной инициативой местных жителей. Конкуренцию им составляла монастырская гостиница для паломников, в которую в конце XIX века тоже стали пускать отдыхающих. Дачников привлекала близость реки, живописность гористой местности и одного из красивейших урочищ. Из развлечений они могли рассчитывать на рыбалку, прогулки и купание в Днепре. Проще всего попасть сюда было на рейсовом или прогулочном пароходе, которые летом пришвартовывались к межигорской пристани каждый день.
«Барская дача продается. Святошино, 4-я просека, Северная, 43». Этот дачный поселок был образован намного позже, чем Боярка, но в считанные годы отобрал у нее пальму первенства и стал любимым местом отдыха киевлян. В 1896 году профильное ведомство с подачи Киевской городской управы решило выделить часть лесистой местности Святошино для создания дачного поселка. В 1897 году этот вопрос был положительно решен и согласован в столице. Под дачи на условиях долгосрочной аренды на 99 лет отведено более 200 гектаров леса. Эта территория была разделена на 450 участков. Каждому арендатору с правом сноса части деревьев предоставлялось в аренду около пяти десятин земли. Поселок разбивается на 20 улиц и переулков, а его центральной улицей становится Брест-Литовское шоссе.
От Киева до нового поселка всего 18 верст. Частные выезды были далеко не у каждого дачника, а кататься сюда на извозчиках влетало в копеечку. Но эта проблема быстро решилась. Еще не все участки нашли своих новых хозяев и не все пни на вновь проложенных улицах были выкорчеваны, а от города в Святошино уже потянули трамвайные пути. В 1899 между поселком и городом начали регулярно ходить вагоны конки, а спустя два года их заменили трамваи на электрической тяге. Интервал в движении трамваев в летнее время не превышал четверти часа, по времени поездка занимала всего 35 минут, а проезд обходился всего в 20 копеек.
В течение нескольких лет Святошино приобрело статус самого престижного дачного поселения, которое в наши дни назвали бы элитным коттеджным поселком. Рыночная площадь, магазины, рестораны, большой пруд с купальнями и лодочной станцией, частная библиотека, собственная пожарная часть, почта, телеграф, централизованное артезианское водоснабжение, парк с эстрадой и прокатом велосипедов, тиром, роликовыми дорожками и детскими площадками, кинотеатр, драматический театр, устраивающий танцевальные вечера, полицейский участок с четырьмя урядниками и 15 полицейскими стражниками в штате. Неудивительно, что в скором времени в числе дачников оказались весьма богатые и известные не только в Киеве, но и за его пределами люди. Профессора университета св. Владимира, миллионер-сахарозаводчик Александр Терещенко, колбасный магнат, высокопоставленные чиновники Юго-Западных железных дорог и представители киевской богемы. К 1913 году летнее население поселка составляло около 12 тысяч человек, а круглогодично в нем проживали три тысячи «дачников».
Делу время, потехе час
Принято считать, что дачники прошлого века проводили свой досуг в развлечениях и праздности. Судя по индустрии развлечений, в Святошино так и было. Понять, насколько верно это предположение, мы можем на примере одной из киевских семей, проводившей лето на своей даче в Буче.
Глава семейства профессор Киевской духовной академии лично участвовал в корчевании пней, освобождая места для сада и огорода. Вместе с сыновьями он прокладывал по саду дорожки, сажал плодовые деревья. Супруга его Варвара Михайловна разводила цветы, высаживала ананасовую клубнику. Каждое утро начиналось с водных процедур и завтрака, после чего все дети усаживались за уроки - занимались изучением латыни, английского и французских языков. После занятий Варвара Михайловна давала каждому ребенку в меру его сил и возраста поручение по хозяйству. Кроме того, каждый из детей отвечал за порядок на своей грядке - пропалывал, поливал, собирал урожай. Послеобеденное время отводилось для развлечений и подвижных детских игр.
По вечерам кто-то из домашних играл на пианино, время от времени устраивали домашние концерты, читали книги, ходили в гости к соседям и играли в крокет и теннис. Один из старших детей, Михаил, подрабатывал кондуктором на дачном поезде, чтобы приобрести новые теннисные ракетки. Своими силами дачники организовали самодеятельный театр, который за летний сезон мог поставить несколько пьес. На любительские спектакли собирался едва ли не весь дачный поселок, а на сохранившихся афишах к этим пьесам указывались фамилии актеров, среди которых непременно был некто господин Агарин. Именно под этим театральным псевдонимом выступал на театральных подмостках Михаил Булгаков, о семье которого, собственно, чуть выше шла речь.
Никто не станет утверждать, что дни и вечера других дачников проходили столь же интенсивно, как у Булгаковых. Однако доподлинно известно, что большинство семей, выезжающих на летний отдых, шли на дополнительные расходы и везли с собой на дачи преподавателей иностранных языков, музыки, естественных и точных наук.
А маленькая Надя Булгакова, возвратившись с дачи в городскую квартиру, написала в своем девичьем дневнике: «Я мечтаю о Буче, о счастье летней жизни». А вот мечтают ли о поездке на дачу наши дети?
Источники -
bigkiev.com.ua и
antikvar.ua