«Я к вам пишу…», или Что увидел графолог в письмах знаменитых художников

May 11, 2018 15:04

Вы когда-нибудь задавались вопросом, что почерк любимого художника может сообщить о его жизни или творчестве? Издание Artsy утверждает, что художественные каракули таких знаменитых фигур, как Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог, Фрида Кало, Джорджия О’Киф и Микеланджело «созрели для занимательного анализа». Хотя чаще всего графология лишь подтверждает то, что мы уже знаем об этих скрупулёзно изученных личностях, она раскрывает и ряд любопытных деталей. Например, склонность Ван Гога писать букву t без горизонтальной черты.



«Во многих отношениях почерк - это продолжение художественного процесса, - говорит Мэри Савиг, куратор департамента рукописей Архивов американского искусства Смитсоновского университета. - Художники могут писать от руки так же, как проводят линию. Учитывая это, письмо можно рассматривать как художественный акт. Для своих рукописей художники выбирают манеру написания, принадлежности и бумагу, которые передадут их творческие наклонности».



Винсент Ван Гог. Набросок из письма Пьеру Боннару. Ван Гог рассказывает о работе над натюрмортом "Кофейник, керамика и фрукты". 1888

Графология - исследование почерка - справедливо подвергалась критике с момента своего формального появления в XVIII веке (её часто называют «лженаукой»). Но попытка понять, что представляет собой человек, анализируя его манеру наносить слова на бумагу, до сих пор активно практикуется и даёт восхитительную пищу для размышлений.

Журналисты показали образцы почерков пяти известных художников сертифицированному графологу Кати Макнайт. Вот что она увидела в росчерках пера некоторых знаменитых мастеров кисти.

Винсент Ван Гог



Винсент Ван Гог, «Автопортрет в серой фетровой шляпе» (1887). Музей Ван Гога, Амстердам

Ван Гог сочинил письмо своему другу, австралийскому живописцу Джону Питеру Расселу, в середине июня 1888 года. Слегка наклонным почерком он сообщает, он хотел написать, но был поглощён работой: в Арле сезон сбора урожая, и он «всё время в полях», что отражено в рисунке на левой стороне листа.

Кати Макнайт считает, что личное местоимение художника I («я») указывает на его изоляцию. «Есть эмоциональное разъединение и расстояние», - отмечает она. Другим заметным признаком является слово «настоящее» («present»), которое тянется по правому краю и может быть свидетельством депрессии.



Винсент Ван Гог, письмо Джону Питеру Расселу. Источник: The Solomon R. Guggenheim Foundation / Art Resource, NY.

Эксперт обращает внимание, что художник обычно не ставил горизонтальную черту в буквах t и точку над строчными i - нигде, кроме как в подписи (она находится под рисунком). «Когда он пишет своё имя, - а наши имена являются персональными визитными карточками, - то ощущает личную силу, - говорит Макнайт. - Нажатие сильное и чёткое. Он перечёркивает t с нажимом, что означает решимость. Точку над i [в подписи] он ставит энергично и лаконично, прямо над вертикальной чертой». Графолог добавляет, что подпись, размер которой больше по сравнению с остальным текстом, ещё раз демонстрирует уверенность Ван Гога.



Винсент Ван Гог. Закат: пшеничное поле у Арля
Июнь 1888, 73.5×92 см



Винсент Ван Гог. Вспаханное поле и пахарь. Сен-Реми
Август 1889, 50.3×64.9 см



Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. Монмажор
Ноябрь 1888, 73×91 см



Винсент Ван Гог. Вид на Арль
Апрель 1889, 72×92 см



Винсент Ван Гог. Вид на Арль с ирисами
Май 1888, 54×65 см

Фрида Кало



Фрида Кало. Автопортрет с терновым ожерельем. (1940).
Техасский университет, Центр Гарри Рэнсома, Остин

На протяжении своих тридцатилетних бурных отношений с Диего Риверой, - начавшихся в 1927 году и включавших обоюдные романы на стороне, брак, развод и повторный брак, - Кало вела дневник, в котором писала страстные письма своему возлюбленному. Два из них, включённые в 2005 году в публикацию романтической переписки художницы с Риверой, наполнены драматическими одами («Я бы хотела нарисовать тебя, но нет таких красок, которые могли бы описать моё смятение и осязаемые формы этой огромной любви»).



Письма из книги «Дневник Фриды Кало. Интимный автопортрет». Источник: Artsy

Макнайт замечает, насколько разборчиво пишет Фрида. «Она не торопится и пишет взвешенно и методично», - поясняет эксперт. Все i отмечены точками «с рассчитанным, точно выверенным нажимом, что показывает постоянное внимание к деталям».

Вертикальные черты в буквах p, которые возвышаются над петлями, «определённо демонстрируют интеллектуальную глубину». И, наконец, «плоские верхушки букв r свидетельствуют о хорошей координации рук и глаз».



Фрида Кало. Что мне дала вода
1938, 91×70.5 см



Фрида Кало. Фрида и Диего Ривера
1931, 100×79 см



Фрида Кало. Дружеские объятия Вселенной, земли (Мексики), Я, Диего и Сеньор Холотль
Дружеские объятия Вселенной, земли (Мексики), Я, Диего и Сеньор Холотль
1949, 70×60.5 см



Фрида Кало. Тут висит мое платье
1933, 46×55 см

Джорджия О'Киф

Письмо, написанное яркими синими чернилами и закруглёнными буквами, О’Киф отправила бывшему директору Музея Фогга в Гарвардском университете Эдварду Форбсу в мае 1938 года. Она выразила благодарность за письмо с поздравлениями, которое Форбс прислал ей, и пригласила встретиться с ней и её мужем Альфредом Стиглицем, когда адресат в следующий раз будет в Нью-Йорке.



Письмо Джорджии О’Киф, адресованное Эдварду Форбсу 10 мая 1938 года. Источник: Georgia O’Keeffe Museum / Artists Rights Society (ARS), New York.

В почерке О’Киф присутствуют необычные штрихи, которые «редко встречаются в наше время», отмечает Макнайт. Она обращает внимание на непривычные параллельные черты в буквах d и t в словах «honored», «lived», «about» и «sweet». Эксперт называет это «искусством мастера» и отмечает, что это характерно для «тех, кто с перфекционизмом подходит к своей работе».



Джорджия О’Киф, сидящая на корточках с альбомом для рисования и акварельными красками. Фото Альфреда Стиглица, 1918 год. Источник: Wikimedia Commons

Интерес представляют и горизонтальные штрихи в буквах t - то, как художница перечёркивает букву «длинной тонкой линией, которая временами накрывает всё слово (например, «town» и «that»). Это, по словам Макнайт, свидетельствует о «скачкообразных периодах крайней самонадеянности и харизмы».

Наконец, графолог указывает, что манера написания букв p в словах «pleasant» и «people» может быть признаком того, что О’Киф обладала «сексуальным драйвом выше среднего».



Джорджия О'Киф. Желтая канна
1830, 22.9×32.4 см



Джорджия О'Киф. Красный холм и белая раковина
1938, 76.2×92.7 см



Джорджия О'Киф. Музыка, розовый и голубой II
1918, 88.9×76 см



Джорджия О'Киф. Черный ирис
1936, 49.6×41.9 см



Джорджия О'Киф. Узоры листьев
1923, 56.2×46.1 см

Пабло Пикассо

Пикассо отправил письмо в Париж своей подруге, писательнице и покровителю искусств Гертруде Стайн в марте 1913 года. В то время художник жил во французском городе в Пиренеях с одной из своих многочисленных возлюбленных Евой Гуэль. В послании он в шутку замечает, что изображение на лицевой стороне открытки (три пьющих каталонца) включает «портрет Матисса в виде каталонца». Затем он просит Стайн написать ему и обещает, что сделает обзор её произведений.



Открытка Пикассо, отправленная Гертруде Стайн. Источник: Beinecke Rare Book and Manuscript Library
Отрывистый, стремительный характер почерка, по словам Макнайт, предполагает, что Пикассо «позволяет себе необдуманные высказывания». Его манера говорит об отсутствии цели, добросовестности и «осторожных, рассчитанных штрихов», которые можно увидеть в почерке Микеланджело. «Он торопится излить свои мысли на бумагу, и его ум работает очень быстро», - поясняет эксперт. Она добавляет, что, судя по почерку, Пикассо тогда испытывал оптимизм.

Как и О’Киф, художник перечёркивал свои буквы t длинными линиями, которые проявляют в нём «определённую харизму, уверенность и массу эмоциональной энергии». Кроме того, форма его букв T может указывать на упрямство, тогда как M и N - на интеллект.



Пабло Пикассо. Автопортрет в парике
1898, 56×46 см



Пабло Пикассо. Портрет Гертруды Стайн
1906, 100×81 см



Пабло Пикассо. Алжирские женщины
1955, 114×146.4 см



Пабло Пикассо. Авиньонские девицы
1907, 243.9×233.7 см

Микеланджело Буонарроти

Мастер эпохи Возрождения Микеланджело написал письмо из Рима в июне 1508 года, когда начал работу в Сикстинской капелле. Оно отправлено во Флоренцию, его отцу Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти ди Симони. Своим аккуратным, почти каллиграфическим почерком художник заверяет родителя, что слухи о его смерти ложны, а также жалуется, что папа Юлий II, на которого он тогда работал, не платит ему уже больше года.



Даниэле да Вольтерра, «Портрет Микеланджело Буонарроти» (1544).
Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Макнайт отмечает «художественную, почти музыкальную» природу почерка Микеланджело и указывает на чёткие, словно по линеечке, строки, что можно рассматривать как признак стабильности.

Множество разрывов в словах и между буквами может быть признаком высокоразвитой интуиции. Кроме того, замысловато выписанный текст указывает на способность художника сосредоточиться.



Письмо Микеланджело своему отцу, июнь 1508 года. Фото: The Print Collector / Getty Images

«Многие буквы в конце слов заканчиваются штрихами под углом в 45 градусов, что ярко демонстрирует мужественный склад ума или тип мышления, который не видит проблем, лишь только решения», - заключает графолог.



Микеланджело Буонарроти. Ливийская сивилла



Микеланджело Буонарроти. Пророк Даниил
1512



Микеланджело Буонарроти. Автопортрет на стене Сикстинской капеллы
1500-е



Микеланджело Буонарроти. Святое семейство, известное как "Тондо Дони"
1506, 120×120 см



Микеланджело Буонарроти. Мадонна Брюгге
1505, 128 см



Микеланджело Буонарроти. Пьета (Оплакивание Христа)
1499, 174×195 см

Адаптированный перевод. Оригинал статьи на сайте Artsy
Источник - Артхив

Письмо, Арт, Слово

Previous post Next post
Up