Киевские панно: монументальное искусство на грани исчезновения

Apr 28, 2018 14:53

Оригинал взят у ripcska в Киевские панно: монументальное искусство на грани исчезновения

В 1960-70 гг. в СССР активно развивается такое направление в искусстве, как мозаичное панно. Многие из произведений находятся в ужасающем состоянии нынче и требуют реставрации. Некоторые из них могут быть демонтированными в ходе декоммунизации из-за пропаганды тоталитарной идеологии, которая частично в них присутствует и не вызывает удивления, учитывая политические реалии того времени.

В тоже время культурная ценность этих картин высока. Среди них есть работы, которые восхищают своей детализацией, красками и сюжетами. О них мы и расскажем в этом материале.

Первыми рассмотрим произведения, созданные художниками-монументалистами Галиной Зубченко и Григорием Пришедько. На стене спорткомплекса “Наука” (бульвар Академика Вернадского, 32) находится мозаика “Движение”, датируемая 1970-ым годом. Из-за времени и отсутствия ухода она сильно осыпается, что вы можете наблюдать на фотографии ниже.




Также результатами совместной деятельности художников стали: панно “Победа”, изображенное на административном корпусе Национального института рака в Киеве; “Триумф кибернетиков”, находящееся на стене корпуса №6 Института кибернетики им. Глушкова НАН Украины, а также “Кузнецы современности”, являющееся декором здания Института ядерных исследований в Киеве.



“Победа”

Справка. Галина Зубченко (1929-2000) родилась в Киеве и окончила Киевский художественный институт, основала в городе Клуб творческой молодежи “Современник” - колыбель ранних шестидесятников, действовавший в 1960-1964 гг. Григорий Пришедько (1927-1978) родился в Днепропетровске, где окончил художественное училище. В 1963-1965 гг. обучался у мексиканского монументалиста Диего Риверы. В 1967 году Галина Зубченко и Григорий Пришедько сформировали творческий союз.



“Триумф кибернетиков”

Все произведения наполнены символизмом, выраженным в фантасмагорических образах.



“Кузнецы современности”

Над мозаиками “Чабан”, “Павлин”, “Овцы”, “Вал леса”, “Полонина”, “Ученый”, “Космос”, “Подводный мир”, “Сбор винограда” и другими, украшающими фасад 9-этажного жилого дома на бульваре Леси Украинки, 24, работал дуэт Анатолия Гайдамака (Народный художник Украины, лауреат Государственной премии им. Шевченко, Заслуженный деятель искусств Украины. Один из авторов Мемориального комплекса “Музей Великой Отечественной войны”) и Ларисы Мищенко (родилась в Грозном, окончила Московское высшее художественно-промышленное училище). Художники отдали предпочтение фольклорным мотивам: здесь можно увидеть и овечьего пастуха, отдыхающего в карпатских горах и девушку, занимающуюся виноделием.



Следующая работа под названием “Ветер” находится по адресу проспект Академика Глушкова, 11. Панно создано диссиденткой и правозащитницей Аллой Горской (1929 - 1970 гг.) совместно с Борисом Плаксием и Виктором Зарецким. Ей принадлежит авторство витража “Шевченко. Мать” в Киевском университете им. Тараса Шевченко, который был признан во времена СССР идеологически враждебным.



Борис Плаксий и Алла Горская были изгнаны из Союза художников, поскольку подписались под обращением против процесса ресталинизации в УССР.



В мае 2017 года произошел скандал, когда “Ветер” закрыло свое вывеской заведение Mill Hub. Благодаря давлению активистов, панно вновь стало доступно гражданам для осмотра.

На стене первой Художественной студии (ул. Л. Толстого, 5) находится панно, сотворенное учениками школы под руководством Наума Осташинского (1927-2004) - художника-графика, писателя и поэта. В студии, которой он руководил, побывало больше 5 тыс. детей из Киева, Канева, Черкасс, Житомира и других городов. Творчество молодых талантов завоевывало международные награды, а в 1959 году “воспитанники” получили серебряную медаль ЮНЕСКО в Японии. Денежные вознаграждения студия перечисляла в Фонд Мира.



Боковой фасад Киевского муниципального академического театра кукол привлекает мозаика «Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбидь». Создана она была в 1970-ом году заслуженным художником-монументалистом УССР Григорием Довженко.



В этом же году Степан и Роман Кириченки вместе с Надеждой Клейн представили панно площадью 100 кв.м., ставшее частью Института биоорганической химии и нефтехимии НАН Украины (Харьковское шоссе, 50).



Трогательную композицию о дружбе детей всех рас придумали Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко. Найти её можно на стене Киевского дворца детей и юношества, находящегося на улице Мазепы, 13.



Советуем увидеть картины воочию, пока они еще имеют “привлекательный” вид. Неизвестно, будут ли они отреставрированные в будущем и “пощадить” ли их время.

Автор Антон Визковский
Источник - Инфотаб

А также, мой пост "Исчезающее искусство: мозаичные панно советской Украины"

1960-1980-е, Мозаика, Город, Архитектура, Агитация, Декоративно-прикладное искусство, Коммунизм

Previous post Next post
Up