О Тифлисе я не писал, кажется, целую вечность, хотя уже давно есть желание и даже подготовленный для этого материал. Сегодня я хочу рассказать о месте, без которого нельзя себе представить Тбилиси - о горе Мтацминда и фуникулере на ней. Это место, которое обязательно для посещения, на мой взгляд. Не знаю, возможно я говорю это из-за того, что я вырос в одноименном районе, расположенном под горой.
Гора Мтацминда ("Святая гора", от грузинского "мта" - гора и "цминда" - святая") является одним из отрогов Триалетского хребта и огораживает город с запада. Ее высота 770 метров.
По преданию располагалась келья одного из 13 Сирийских Отцов (святых сирийских (каппадокийских) подвижников, основателей грузинского монашества в середине VI века) Св. Давида Гареджийского. В IX веке здесь была построена церковь, на месте которой в 1542 году братья Николай и Давит Габашвили построили монастырь Св. Давида. В начале 19 века (1809 год) разрушающуюся церковь реконструировали и началось формирование нынешнего облика горы. Именно здесь, в гроте возле церкви в 1829 году с почестями будет похоронен посол России в Персии Александр Грибоедов.
Так выглядела Мтацминда вплоть до 1871 года.
С 1861 по 1871 годы на месте старой церкви был возведен новый храм Св. Давида, именуемый так же "Мамадавити", что в переводе означает "Отец Давид".
Так выглядит храм с разных точек:
Дорога к храму была проложена в 1817 году по распоряжению генерала Ермолова.
Вид на Мтацминду от памятника графу Воронцову.
На фото видна часовня, построенная рядом с церковью.
Могила Александра Сергеевича - первое захоронение на горе.
Могила Грибоедова и его супруги, Нино Чавчавадзе.
В 1915 году возникла идея об устройстве на горе пантеона, что и было в последствии реализовано. Пантеон грузинских писателей и общественных деятелей был официально открыт в 1929 году, к 100-летней годовщине гибели Грибоедова.
Внешний вид горы кардинально меняется в начале ХХ века. В 1900 году Тифлисская городская управа подписала договор с Бельгийским анонимным трамвайным обществом о строительстве на горе фуникулера. По условиям договора, бельгийская компания получала право владения фуникулером в течение 45 лет, после чего он переходил в собственность городу.
Строительство рельсовой канатной дороги велось два года, с 1903 по 1905 года.
Длинна маршрута составила 500 метров.
Угол наклона составляет 28-33 градуса. Толщина каната 33 мм. Колея 1000 мм.
Вид горы от Мухранского моста (стоял на месте нынешнего моста Бараташвили).
Архитектор фуникулера
Александр Поликарпович Шимкевич. Инженер - Л. Блаш.
Видимо, инженер Блаш сменил в процессе проектирования инженера Альфонса Роби, назначенного изначально.
Нижняя станция фуникулера. Высота нижней станции над уровнем моря 460 метров. Происхождение шестиконечных звезд мне. к сожалению, не известно. Возможно, в строительстве участвовали предприниматели еврейского происхождения.
Следует отметить, что нижняя и верхняя станции спроектированы в совершенно разных стилях. Нижняя, в частности, построена в псевдомавританском стиле. Ступенчатый карниз отсылает к готическому стилю, однако я не уверен, что это сравнение уместно в данном случае.
Интерьер нижней станции.
Путь для вагончика один. В середине маршрута расположен 70-метровый разъезд со станцией, выходящей к храму Св. Давида и пантеону.
Вид с промежуточной станции на нижнюю.
Вид на верхнюю станцию.
В отличие от нижней "восточной" станции, верхняя представляет собой образец раннего модерна с искусно прорисованными деталями. характерными для "югендстиля". Высота верхней станции над уровнем моря 727 метров.
Вход на станцию акцентирован двумя башнями, имеющими в верхней части подковообразные окна (возможно, уместнее сравнение с "омегой", широко применяющаяся в модерне) и кровлю луковичной формы. Цоколь здания выложен "диким камнем". Станция имеет небольшой открытый балкон, откуда открывается вид на город.
На плато Мтацминда был разбит парк.
На аллеях парка были интересные скульптуры.
Еще до открытия пресса писала:
"Русское слово". 30 декабря 1905 г.
"Тифлис. 29 декабря. Закончена постройка фуникулярной железной дороги на гору св.Давида. На днях на ней откроется движение. Это единственное в России сооружение построено по типу дороги на Везувий. Предполагают, что с открытием фуникуляра сильно возрастут цены земельных участков на горе св.Давида".
К сожалению, каменные обезьянки не сохранились.
Интерьер верхней станции. Фуникулер был торжественно открыт 27 марта 1906 года. Газеты "Тифлисский листок"писали в день открытия:
На передней площадке вагона разместились настоятель Давидовской церкви с дьяконом и певчими, городской глава, строитель фуникулера инженер г-н Блаш, бельгийский консул г-н Айвазов и др.»
В годы советской власти комплекс претерпел сильные изменения. Началось с реконструкции(сноса?) модерновой верхней станции. На ее месте в 1938 году была сооружена новая станция в неоклассическом стиле по проекту З. и Н. Курдиани в соавторстве с А.В. Волобуевым, а на плато был открыт Парк культуры и отдыха, названный в последствии именем Иосифа Сталина. В последствие в парке был построен комплекс аттракционов, в том числе колесо обозрения, расположенное близко к обрыву и оставляющее неповторимые ощущения от поездки на такой высоте.
Верхняя станция стала одной из главных достопримечательностей города, а ресторан, расположенный на открытых верандах станции с видом на город - любимым местом горожан и гостей Тбилиси.
Ресторан.
Вагончики фуникулера образца 1975 года.
В 1958 году помимо фуникулера была построена и открыта канатная дорога на гору, поднимающая пассажиров на плато от площади Руставели.
Канатная дорога прекратила работу 1 июня 1990 года после трагического случая. В результате обрыва главного троса две кабины рухнули на землю с 20-метровой высоты, в результате чего погибло 15 человек. 45 получили тяжелый увечья. После этого канатка не восстанавливалась.
21 июня 2000 году произошел обрыв троса и на самом фуникулере, после чего он был остановлен. В результате обрыва незначительно пострадали 20 иностранных туристов. К счастью, обошлось без жертв.
В 1968-69 гг. была перестроена и нижняя станция. В отличие от первоначального облика, новое здание являет собой пример модернизма. Фасад станции отделан цветными витражами.
Неотъемлемой частью панорамы Мтацминды является телевизионная вышка. На уникальной фотографии мы видим процесс замены старой вышки на новую.
Такой Мтацминду помню я. В советские годы скалистые склоны горы были обильно засажены разнообразной растительностью. Гора неповторима в любой сезон, несмотря на обилие вечнозеленых деревьев и меняет свой окрас в соответствие с временем года. Помню, как зимой мы с санками поднимались по ступеням вдоль путей фуникулера, чтобы скатиться по серпантину от пантеона, а летом поднимались на плато, чтобы погонять в футбол на небольшом поле на верхнем плато. Окна моего дома выходили на гору. Я не мог видеть всей панорамы из-за растущей напротив окон ели, но любил наблюдать за движением вагончиков в театральный бинокль. Во второй половине 1990-х ель срубили и несколько лет мы могли наслаждаться всей ширью горы. В праздники с плато пускали салюты и весь двор собирался у нас на веранде, чтобы посмотреть на это действо. К сожалению, через несколько лет, на месте старой ели выросло 5(?)-этажное здание, загородившее весь вид:
Известный грузинский художник-примитивист Нико Пиросманишвили написал большое полотно с видом горы к открытию фуникулера в 1906 году.
На сегодняшний день фуникулер, как и его верхняя станция не функционируют. Последняя находится в аварийном состоянии и требует срочной реставрации, однако, насколько мне известно из интернета, работы по ее восстановлению все не начинаются. Тбилиси рискует, на мой взгляд, лишиться одной из своих главных достопримечательностей. По крайней мере, фотографии поврежденных конструкций станции, встреченные мной в интернете, вызывают большие опасения за ее сохранность. Тем временем, на плато Мтацминда восстановлен парк аттракционов. Там устроено подобие грузинского "Диснейленда". Поскольку своими глазами я его не видел, воздержусь от как-либо комментариев, хотя фотографии аттракционов, увиденные в интернете, оставляют желать лучшего... Я имею в виду не техническую сторону, а отсутствие вкуса в оснащении парка. Во всю идет строительство (или уже построен) большого комплекса "американских горок". А фуникулер, которому меньше месяца назад исполнилось 105 лет, ждет своего часа...
***
Фото "В полете" Юрия Мечитова
https://vakin.livejournal.com/432550.html.
Автор ник
golemaИсточник -
golema.livejournal.com