Невероятная "Часовня Апокалипсиса" Эрнста Фукса: Мадонна, астронавт и "Титаник"

Oct 27, 2017 14:45

Благодаря современным технологиям мы можем разглядеть настоящее чудо в деталях. Работа, растянувшаяся на два десятка лет и занявшая около 160 квадратных метров, библейские сцены и эпизоды из истории человечества, включая покорение космоса… Все это - ошеломляющее произведение Эрнста Фукса, одного из основателей Венской школы фантастического реализма, и невероятная «Часовня Апокалипсиса» в Австрии.



Собор Св. Эгидия и «Часовня Апокалипсиса» находятся в городке Клагенфурт (Клагенфурт-ам-Вёртерзе). Не так давно была сделана онлайн-панорама этого изумительного объекта, о котором хочется узнать подробнее...















История большого труда началась в 1989 году, после того, как 59-летний художник-австриец в аэропорту Тель-Авива (Израиль) случайно познакомился со священником-соотечественником Карлом Воскитцем. Мужчины подружились, и в течение двадцати лет Эрнст Фукс ежегодно тратил два - три месяца на работу в приходе своего приятеля, оформляя масляной живописью часовню в церкви святого Эгидия.



Неудивительно, что именно тема Апокалипсиса захватила художника, была близка ему. Картины неясного, но грандиозного и мистического будущего явственно перекликаются с фантастическим реализмом как основным направлением творчества Эрнста Фукса.





Фантастический реализм, или сюрреализм «под старину» - уникальное направление в изобразительном искусстве, возникшее в Вене (Австрия) в 1948 году. В основу легли традиции немецкого Возрождения, а также интерес создателей жанра к мистике и религии. Основателями стали Эрнст Фукс и Рудольф Хауснер. Пик популярности венского фантастического реализма пришелся на 1960-е годы. Симбиозом с не менее популярной в те времена психоделикой стал так называемый виженери арт (visionary art).









«Мир зазеркалья, возвышенных пространств и глубин человеческой души» - так называет работу своего друга Карл Воскитц. Как «устрашающе прекрасную» характеризует ее издание Кleine Zeitung.





В небе этого фантастического мира проносятся реактивные самолеты, в океане бесконечно тонет пробитый айсбергом «Титаник», где-то поблизости архангел Михаил вонзает копье в семиглавого дракона, астронавты и их огромная ракета находятся прямо над вавилонской блудницей, а Авраам приносит Исаака в жертву под рев мощных мотоциклов…



Завершать росписи мастеру помогали ассистенты. Известный современный художник Олег Королев, работающий также в стиле «виженари арт - фантастический реализм», в 2004 году участвовал в этом масштабном проекте.



…А появилась эта грандиозная затея буквально за обеденным столом. Священник из Клагенфурта-ам-Вёртерзе Маркус Майр (его чертами в росписи часовни наделен пророк Иоанн, изображенный с длинным свитком Книги Откровений) рассказывает, что эскиз своего будущего творения Эрнст Фукс нарисовал на салфетке, сидя за столиком в венском ресторане. Кроме того, мастер разработал проект волнообразного пола из каррарского мрамора, который «течет» из алтаря.



Сам художник остался доволен своим детищем: «Получилось даже лучше, чем я думал. Все очень просто. Это мой шедевр».







Фотографии с сайта visionaryartexhibition.com

«…Культовый персонаж австрийского арта, подписывающий работы не иначе, как „Огненный Лис“ (Feuer Fuchs), всю жизнь старательно оправдывал звание безбашенного творца. На его счету сотни провокаций и мистификаций, множество жен, а еще - 28 детей…» - о Фуксе, его встречах с Дали, который купил скульптуру мастера для своего театра-музея в Фигейрасе, читайте в нашей отдельной публикации. Стоит заглянуть и на виллу-музей художника - бывшие владения Отто Вагнера, которая чудесно (вернее, сюрреалистически) преобразилась стараниями экстравагантного венца.

Еще одна австрийская церковь, ставшая «холстом» для Эрнста Фукса, расположена в городке Таль



Фото из блога художника L. Caruana, который неоднократно участвовал в проектах Фукса

Реконструировать ее хотели еще в 1970-х годах, но тогда у общины не нашлось денег. В 1987 году епископ Иоганн Вебер призвал прихожан храма святого Якова пожертвовать средства на модернизацию церкви. Побывавшие в здании говорят о фантастических цветах и формах, а также потрясающих световых эффектах, которых достиг Эрнст Фукс.









Фотографии с сайта realbasik.livejournal.com



Справка. Эрнст Фукс родился в 1930 году в Вене, в семье иудея и христианки. В связи с «аншлюсом» Австрии гитлеровской Германией отец бежал из Европы. Мальчика - как полукровку - отправили в концентрационный лагерь. Мать была лишена родительских прав. Чтобы спасти сына, она пошла на формальный развод, а в дальнейшем крестила ребенка. Он стал католиком и придерживался этой религии всю жизнь.

Изобразительным искусством занимался с ранней юности. По окончании войны поступил в Венскую академию изобразительных искусств. Двенадцать лет прожил в Париже, долго перебивался случайными заработками, но именно там в итоге получил всемирное признание.

Эрнст Фукс занимался не только живописью: работал художником в театре и кино, реализовал скульптурные и архитектурные проекты, писал стихи, философские эссе и даже стал дизайнером автомобиля BMW 635CSi.

Умер в ноябре 2015 года.

Эрнст Фукс - художник особый, со своей философией и более чем оригинальным видением. Его работа «Три мистерии святого Розенкранца», созданная для современного католического храма в Вене (Rosenkranzkirche, Hetzendorf), поначалу вызвала возмущение и протест.



Эрнст Фукс. Три мистерии святого Розенкранца
1961

Прихожане требовали убрать из церкви работы Фукса, которые показались им не только странными, вызывающими, но даже богохульными/



Впрочем, противники Эрнста Фукса постепенно успокоились, а его произведения не только остались в этом храме, но и стали одной из достопримечательностей австрийской столицы.



Фото интерьера с работами Фукса

Справка. Адрес «Часовни Апокалипсиса» («Apocalypse Chapel», «Fuchs Chapel»): St. Aegidius' Parish Church, Klagenfurt. Pfarrhofgasse 4, 9020 Klagenfurt (Австрия). Экскурсии проводятся по вторникам, пятницам и субботам в 11.30, длительность - около часа, стоимость билета для взрослых - 5 евро.

Автор Ася Рысевич
Источник - Артхив

Австрия, Современники, Храм, Фрески, 1985-1991

Previous post Next post
Up