Художник и разведчик: выставка в честь 115-летия со дня рождения Николая Глущенко

Dec 19, 2016 15:47

Выставка произведений Николая Глущенко «Жить в цвете» работает до 15 января 2017 года

Днепропетровский художественный музей представляет долгожданный выставочный проект «Жить в цвете», приуроченный к 115-летию художника Николая Глущенко (1901−1977). Незаурядный талант, интересная, сложная, в чем-то противоречивая жизненная история… И потрясающие картины! Еще не одному поколению предстоит открывать все нового и нового Глущенко.



Пожалуй, еще ни разу творческое наследие Николая Глущенко не было представлены публике в такой убедительной полноте. Экспозиция выстроена как своеобразная ретроспектива творчества художника. Работы объединены в разделы, заголовками которых стали цитаты самого Николая Глущенко: «Цвет как активное начало», «Сущность образа», «Думаешь цветом, линией», «Неожиданные контрасты». Почти все из представленных 60 картин - живописные пейзажи, есть и несколько ню.



Всего же в фондах Днепропетровского художественного музея хранится около ста работ Николая Глущенко, большинство из которых музею в 1974 году подарил сам автор. Выставка рассказывает о творчестве и поисках художника, показывает его молодым, энергичным и неутомимым мастером кисти, который «постоянно искал свой национальный стиль», «играл цветом» и «лепил цветом».



Картины Николая Глущенко, пропитанные духом импрессионизма, кажутся практически нереальными для советского официального искусства. Тем не менее, Глущенко преподавал в Киевской художественной школе, в 1939 году стал профессором Киевского художественного института, а незадолго перед кончиной ему было присвоено звание Народного художника СССР. Безусловно, есть у него картины, нарисованные в канонах соцреализма. Однако большинство его полотен так и «звенят» красками, яркость которых уместна у Матисса или Ван Гога. Глущенко всегда был «выездным», много путешествовал, в его творческом багаже - циклы работ, написанные в Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии… Удивительное дело! Или нет?



Это загадочное толерантное отношение советской власти к Николаю Глущенко стало понятным только после смерти художника в 1977 году. Оказывается, Глущенко был… советским разведчиком. Перед Второй Мировой войной художник жил и работал в Берлине; он стал одним из первых, кто поставил советское правительство в известность о готовящемся нападении фашистской Германии - а было это еще в 1940 году. И, конечно, «Центр» всячески поддерживал художника-разведчика и никак не мешал его основой работе. Напротив, художнику давали задания, связанные в том числе и с его творчеством. Когда Москве понадобились портретные изображения убийцы Симона Петлюры, Самуила Шварцбада и его адвоката, Глущенко посетил судебный процесс и выполнил задание без особого труда. Эти рисунки сохранились до наших дней.



После окончания в 1918 году коммерческого училища в Юзовке (ныне Донецк), Николай Глущенко - по официальной версии советской власти - «силой был завербован в деникинскую армию, в составе которой на территории Польши был интернирован в Щелковский лагерь». Спустя некоторое время Глущенко сбежал в Германию, где обучался в Берлинской высшей школе изобразительного искусства. Во время учебы его материально поддерживали гетман Скоропадский, прежний представитель УНР в Берлине профессор Роман Смаль-Стоцкий, а также писатель Владимир Винниченко.



В 1923 году не без помощи Александра Довженко художник получает гражданство СССР, а также новую работу - должность главного художника торгово-промышленных выставок СССР за рубежом. Параллельно Глущенко много работает и выставляется.

Европейская пресса называет его «первым украинским импрессионистом». Несмотря на признание, он хочет вернуться на Родину. Вместо этого ему, предположительно, предлагают сотрудничество с советскими спецслужбами.



В 1925 году художник переезжает в Париж, где осенью в галерее Фабр проходит его первая персональная выставка. В ателье художника собирается прелюбопытная публика. У Глущенко, который к тому времени приобрел большую известность в художественных европейских кругах, бывают правительственные чиновники и коллеги по художественному цеху, простые туристы и лидеры эмигрантских сообществ различного толка. В октябре 1926 года Глущенко под псевдонимом «Ярема» начал работать на советскую разведку.



Глущенко принимает участие в выставках «Осеннего салона», «Салона «Независимых», «Салона Тюильри». В ателье молодого, импозантного и уже известного художника часто собиралось интересное общество; сюда на чашку кофе приходил эрцгерцог Вильгельм фон Габсбург, племянник бывшего австрийского императора Франца Иосифа. Большой интерес для Советов представлял и еще один из постоянных «клиентов» ателье - солидный коммерсант из Бельгии Андрэ Мирабо, который вращался в кругу военных промышленников и дипломатов.



Николай Глущенко. Фото 1920−30 годов.
Источник: zbruc. eu

По указанию из Центра Глущенко выполнял заказы советского посольства во Франции - рисовал портреты Ромена Роллана, Мишеля Кашена, Анри Барбюса, президента общества «Франция-СССР» Поля Синьяка и других известных представителей французской интеллигенции. Популярность Глущенко как художника росла, его картины экспонировались рядом с произведениями Ван Гога, Матисса и Пикассо, а в ателье бывали Маяковский и Бунин. Но… Николай Петрович тосковал. Судя по всему, приманка в виде разрешения вернуться и была тем «призом», который был ему обещан советской разведкой.



В 1935 году борьба за «оздоровление национальной немецкой культуры» в Германии выходит на новый уровень: Гитлер выступает с новой программой, напрямую связывая явления кубизма, дадаизма и футуризма в искусстве с процессом политико-экономического упадка в стране. Начинается волна эмиграции: художники и литераторы, актеры и музыканты торопятся покинуть Германию, ослепленную «новым порядком». Многие оседают в Париже - как, например, Василий Кандинский, переехавший после закрытия Баухауса. Предчувствуя бурные времена, Николай Глущенко просит «Центр» организовать его переезд в СССР.



Однако советская разведка просит - вернее, требует - провести в Париже еще год. И все-таки в 1936 году Глущенко разрешают переехать в СССР. Прощай, парижское ателье, и здравствуй, крошечная комнатка в московской коммуналке! Год спустя в Киеве проводится персональная выставка картин художника, и он переезжает в Украину со всей семьей.



Но просто так из разведки не уходят, и в 1940 году Глущенко получает новое задание: попасть в Германию и получить ценные разведданные. Операция ведется в рамках обмена художественными выставками, которые проходят в Москве и Берлине (к слову, об этих выставках мало что известно). Тогда-то и становится известно, что Германия готовится к нападению на СССР. Это было последнее задание разведчика под псевдонимом «Ярема». Судя по всему, после его успешного проведения советское правительство навсегда присвоило художнику статус «благополучный», и невзирая на происки разных недоброжелателей, Николай Глущенко получил возможность работать так, как ему хотелось, как он видел, и, несмотря на официальный соцреализм - «жить в цвете».



Пережив войну, Николай Глущенко погружается в мир творчества, преподает. Много путешествует по миру. Он не изменяет себе - яркость красок и импрессионистические приемы по-прежнему сильны в его творчестве. И то, за что могут порицать других, для него «проходит» безо всяких замечаний со стороны официальных художественных кругов. Да, в его творчестве есть «обязательные» картины, рисующие социалистический быт. Но их исполнение - только его дело, его право и его талант видеть и передавать свои впечатления красками.



Сегодня работы Николая Глущенко высоко ценятся у коллекционеров. Его картины хранятся в музейных и частных коллекциях США, Канады, России, Франции, Германии, Украины. По завещанию художника, после его кончины многие его работы были переданы Министерству культуры УССР. Около ста из них хранятся в Днепропетровском художественном музее.



И в качестве финала нашего увлекательного рассказа о творчестве художника-разведчика Николая Глущенко - сюрприз: 8 декабря Днепропетровский художественный музей открыл… второй вернисаж работ Мастера! Еще один большой зал, еще 20 ярких живописных работ Николая Глущенко. Тем самым выставка «Жить в цвете» приглашает ценителей изобразительного искусства получить истинное эстетическое наслаждение почти от всей музейной коллекции Николая Глущенко.



Вашему вниманию - еще несколько работ Николая Глущенко: художник родился 17 сентября 1901 г., и покинул этот мир 31 октября 1977 года; 2017 год наверняка будет также отмечен событиями в честь мастера.



Николай Глущенко. Париж. Оперный проезд.
1976, 69×49.5 см



Николай Глущенко. Розовая весна.
1973



Николай Глущенко. Последний снег.
1973



Николай Глущенко. Весенний день
1976, 130×100 см



Николай Глущенко. Мартовское солнце
1970-е , 100×70 см



Николай Глущенко. Осенний пруд
1960-е , 90.5×110.5 см

Материал подготовлен по информации публикаций в сети Интернет и пресс-релиза Днепропетровского художественного музея. Иллюстрации с выставки: gorod.dp.ua.
Источник - Артхив

Выставка, XX век, Импрессионизм, СССР, Украина, Арт

Previous post Next post
Up